Первая выставка, посвященная войнам 20 столетия, была организована Музеем Российской Фотографии и называлась «Форпост военных корреспондентов». К этому событию был выпущен альбом и документальный фильм.
Выставка вызвала огромный интерес в художественной жизни Москвы. Она прошла в апреле месяце в Галереи классической фотографии. Выставка получила широкий резонанс в прессе и один из репортажей программы «Время культуры» был сделан с открытия этой масштабной экспозиции.
Сегодня речь пойдет о выставке «Взгляни в глаза войны», открывшейся на днях в столице.
Посвященная 100-летию с начала Первой мировой войны масштабная выставка в залах Нового Манежа в Москве рассказывает историю трагических событий при помощи редких архивных документов. Фотографии, дневниковые записи, письма и свидетельства очевидцев — в экспозиции представлено около 500 подлинных предметов. Куратор выставки Ольга Барковец провела небольшую аудио-экскурсию для наших слушателей по одному из четырех залов выставки.
Ольга Барковец: Основной зал этой выставки — это, конечно, зал фронт. Мы не случайно начинаем с галереи георгиевских кавалеров, потому что на самом деле, эти рядовые солдаты и офицеры, которые вынесли все тяготы Первой мировой войны. И в ближайших витринах, в которых мы видим подлинный дневник великого князя Михаила Александровича — это младший брат императора Николая Второго, который 3го марта 1917 года подписал отказ от престола. Это дневник за 15й год, он был начальником Кавказской дивизии. И он описывает свой разговор с Николаем, пишет: Ники мне сегодня вручил орден святого Георгия. Видите, он сам даже нарисовал этот орден, а рядом счет, который был выставлен его супруге, Наталье Брасовой фирмой Карла Фоберже, которая узнав, что муж получил такую высокую награду, решила сделать подарок мужу и у Карла Фаберже заказала орден святого Георгия. Вот в этих витринах как раз лица Георгиевских кавалеров. Крестьянские, мужчины, которые еще вчера пахали землю, ушли защищать родину. Здесь мы видим и полных георгиевских кавалеров.. Действительно, это какие-то удивительные лица, о которых мы так мало знаем. Река времени открывает основную часть экспозиции, четыре экрана, каждый год войны. Интерактивные карты, на которых можно найти событие, место, фотографии появляются. Так что для тех, кто захочет увидеть всю историю войны, просмотреть... эта интерактивная карта дает такую возможность. Фильмы, которые демонстрируются в этом зале, конечно, посвящены в первую очередь жизни русской армии. Вот один из фильмов Ставка. Было два главнокомандующих в годы Первой мировой войны — это дня, Великий князь Николай Николаевич. И с 23 августа 1915 года императора Николай Второй возложил на себя верховное главнокомандование. И уникальная хроника. Режиссер всех фильмов на этой выставке Елена Якович.
RadioBlago: Всплывающие на огромных простынях-экранах кадры кинохроники объединены в общую серию из 15 коротких документальных фильмов. Уникальные записи сделаны по разные линии фронта. Особенно трагичными выглядят съемки предвоенной Европы летом 1914-го года. Об этом в своем выступлении упомянул
Андрей Артизов, руководитель Федерального архивного агентства, одного из основных организаторов выставки.
Андрей Артизов: Мне кажется, что вот этот подход Взглянуть в глаза войны, дает нам понять, что война — любая, великая война, локальная, это в первую очередь все-таки катастрофа и трагедия.. это слом всей жизни миллионов людей. И здесь есть фильмы, которые посвящены тому, что из себя представляла жизнь в Берлине, в Лондоне, в Париже летом 1914го года. И смотришь эти хроникальные кадры и думаешь — а люди живут и не думают, что уже война на пороге их дома стоит. И вот эта грань между миром и войной чрезвычайно легко может быть пройдена. И на многие мысли вот такой подход он заставляет нас думать и навевает. И вот это тоже важно. Тем более выставка будет показываться не только в Москве, она потом поедет показываться по городам России, и мы рассчитываем, будет показана и в европейских столицах.
RadioBlago: Организация подобной экспозиции, наверное, была бы невозможна без участия зарубежных архивов и музеев. Спустя 100 лет Россия, Украина, Белоруссия, Сербия, Великобритания и Германия объединили профессиональные силы для того, чтобы рассказать правдивую историю войны, с которой начался «настоящий, не календарный 20 век». Сергей Мироненко, директор Государственного архива Российской федерации, научный руководитель и (как было сказано на открытии) мотор проекта напомнил собравшимся цитату Анны Андреевны Ахматовой.
Сергей Мироненко: Я только напомню слова Анны Андреевны Ахматовой, которая провидчески сказала: а по набережной легендарный надвигался не календарный, настоящий 20й век. Действительно, мировая война открыла 20й век. И как справедливо сказали... выступающие здесь — уроки этой войны до сих пор еще не вполне усвоены человечеством, если человечество вообще способно усваивать уроки. И то, что мы сделали это небольшой вклад в возвращение забытой войны. Сейчас слава Богу много выставок, много фильмов документальных, которые возвращают нам забытую историю. Но историю нельзя забывать.
RadioBlago: Один из двух кураторов выставки Ольга Барковец отметила, что авторы не ставили перед собой задачу рассказать всю историю Первой мировой войны. Ведь для этого теперь создан отдельный музей в Царском селе в Санкт-Петербурге. Какую цель ставили перед собой организаторы в таком случае куратор рассказала на открытии экспозиции.
Ольга Барковец: Очень трудно говорить о первой мировой войне, мы не ставили перед собой задачи рассказать всю историю. Это невозможно, для этого создан музей сейчас в Петербурге. Наша задача состояла в другом. Мы можем сколько угодно писать, смотреть фильмы. Но никогда это не заменит подлинный документ. Документ в виде дневников, телеграмм, отправленных накануне войны, царский альбом, где мы видим фотографии милосердия и благотворительности. И, наверное, чтобы мы почувствовали, что в принципе, царская семья являла собой образец, благодаря которому практически все общество занималось в годы войны благотворительностью. Уникальные документы Первой мировой войны в зале Фронта. Иногда кажутся такие не презентабельные — маленькие фотографии, фронтовые альбомы Но они подлинные. Они несут ауру тех лет. Я надеюсь, что те документы, которые увидят посетители нашей выставки, помогут им глубже понять трагедию Первой мировой войны.
RadioBlago: Неприметные издалека обрывки бумаги при ближайшем рассмотрении оказываются документами государственной важности, повлиявшими на ход российской и мировой истории. Вот телеграмма с угрозой войны германского императора Вильгельма Второго своему кузену, российскому императору, датированная первым числом августа 1914 года. На обратной стороне бланка рукою Николая Второго написано: «получена после объявления войны». На какие еще документы стоит обратить внимание посетителям выставки рассказала Ольга Барковец в своей экскурсии для наших радиослушателей.
Ольга Барковец: Понятно, что в центре зала Фронт — ставка отдельно выделена и здесь можно подняться и посмотреть уже документы, которые связаны с жизнью самой ставки. Конечно здесь огромное количество фотографий. В первую очередь заседания — когда командующие всеми фронтами находятся в Могилеве. Ставка первые полтора года находилась в Борановичах, а потом когда император стал верховных главнокомандующим, ставка перешла в Могилев. Это император принимает смотры, разъезжает по различным частям. Но я бы хотела обратить внимание вот на эти две витрины. Как известно, государь брал в ставку своего сына. Вообще уникальная, конечно, история. Представить, что наследник престола, больной гемофилией может находится на фронте. Конечно, ставка это не боевые действия, но конечно, доля опасности есть. И здесь выставлен дневник. Первый дневник цесаревича Алексея, 1916-й год. Когда он болел, то за него заполняли это дневник императрица или учителя. И вот мы как раз раскрыли этот дневник — май 16-го года и он как раз в ставке. И он пишет о том, что происходило в этот день. На стене наверное, стоит обратить внимание вот на эти документы, 23е августа 15го года император возлагает на себя верховное главнокомандование. От этого шага его пытаются отговорить 8 министров. Вот коллективное письмо, которое ему накануне пишут: всемилостивейший государь, не снимайте великого князя Николая Николаевича, не берите на себя ответственность за то, что происходит на фронте. Потому что все дальнейшие неудачи будут связаны с вашим именем. Но император принял решение, возглавил армию. И мы знаем, что на самом деле, с его принятием положение на фронте постепенно улучшилось.
- Это продолжение ставки. Понятно, что ставка это большой стол, за которым проходят все совещания. Здесь мы показываем интерактивно знаменитый Брусиловский прорыв. Фотографии, документы, что происходило. Сначала наступление, потом, так скажем, пришлось отойти с позиции. А на стенах здесь, конечно, продолжение фотографий, император, который встречается с офицерами, с командованием первой сербской дивизией, император в Севастополе, с командующим черноморским флотом, император встречается с могилевскими чиновниками, смотры, станция Орши, Замирье, вручение георгиевских крестов. То есть главная задача (он не считал себя стратегом), а в первую очередь поднять дух армии, поддержать, быть с армией в тяжелую минуту.
- И здесь, мы конечно, не можем, рассказать всю историю. Но мы видим фотографии, документы, приказы. Я бы хотела обратить вот на этот документ, если мы уже заканчиваем историю об императора Николае Втором как верховном главнокомандующем. Это прощальный приказ по армии. Подписав отречение второго марта 17го года в Пскове, он возвращается в ставку в Могилев. И 8го марта в ставке он карандашом пишет прощальный приказ по армии, призывая «любимые мною войска продолжать выполнять свой долг воинский», защищать родную Россию. Документ был чуть позже опубликован в петроградских газетах. Но я думаю, что по эмоциональному накалу, это самый трагический документ. Император очень любил армию. Он сам был полковником, да? И не возложил на себя погоны генерала. И поэтому для него армия, это было часть его жизни, органичной. И он, конечно, не думал, что когда-то армия отвернется от него. Но я в первую очередь имею ввиду генералов, главнокомандующих, которые прислали в ставку 1го марта телеграммы: Государь, отрекайтесь, чтобы остановить революцию в Петрограде, чтобы сохранить какое-то положение на фронте. И конечно, мы не могли умолчать о том, что случилось в июле 18го года в семьей императора. Это подлинный фрагмент обоев из подвала Ипатьевского дома. Там, где была расстелена царская семья. И вы видите цитату на немецком языке. Это цитата из поэмы Гейне «Валтасавр». Значит, цитата следующая: «в эту ночь Валтасавр был убит своими слугами». Если приглядеться, вы увидите выцветшие пятна крови.
RadioBlago: Справедливости ради нужно отметить, что не абсолютно все документы на выставке подлинные. Есть сканированные копии, которые составляют содержание 20ти интерактивных панелей для более детального изучения вопроса. Однако помимо «мультимедийных документов» в витринах выставки есть еще одна копия, оригинала которой не оказалось в российских архивах. Брест-Литовский мирный договор, закрепивший так называемый «позорный мир», представлен в электронном формате.
Ольга Барковец: В первую очередь надо сказать и показать в этом зале, зале Фронт — историю восточного фронта, военную историю России в Первой мировой войне. Это документы так штрихи, напоминание. Что такое война, какой она была, что пережили люди и в витринах есть документы, которые рассказывают о войне на море, есть документы, которые рассказывают о войне в воздухе, самолеты. Это первая война, которая принесла нам такие массовые оружия убийства. И заканчиваем мы выставку, конечно, Брестским миром. Вы знаете, для меня было потрясением, что в наших архивах, в том числе и в архиве Министерства иностранных дел нет подлинного Бресто-литовского мирного договора. И мы обратились в Германию, они нам предоставили электронную копию. Там на немецком, турецком, русском языках написаны все условиях договора, автографы всех подписантов и это уникальная возможность увидеть этот судьбоносный для истории первой мировой войны и России документ. Очень сильные документы, конечно, за 17 год. Потому что... что произошло? Почему временное правительство не смогло продолжить успехи на фронте. Казалось, все стало лучше. И снабжение, и патронов стали больше выпускать, и снарядов. Что происходит? А происходит одно. Ленинская, уже большевистская пропаганда делает свое дело. Революционные солдаты создавали солдатские комитеты, принимали решения. Ведь мы все хорошо помним один из первых приказов новой власти — это отмена смертной казни в армии. И на самом деле, это стало трагедией. Потом уже к лету 17го года Временное правительство опять принимает решение о введении смертной казни. Потому что армия постепенно становится не управляемой. И предположим.. телеграмма тогда контр-адмирала Александра Васильевича Колчака, командующего черноморским флотом. Он пишет таким жестким, телеграфным стилем Временному правительству (май 17го года), что делегатское собрание флота постановило отнять у нас (у офицеров) оружие. И в такой ситуации я не могу быть в дальнейшем полезным Родине и слагаю с себя все обязательства. Ну, судьбу Колчака нам хорошо известна. Конечно, уникальные документы, связанные с состоянием армии летом 17го года. Временное правительство готовит большое наступление, Керенский едет на фронтов, и потом уже пишет в Петроград телеграмму, где Керенский просто в ужасе. Своими глазами он видит, что происходит, что в атаку не поднимаются, что начинается братание. И все военные планы, которые готовились в ставке все рушатся. Мне кажется, это очень интересный и очень важный документ для понимания событий 17го года. Документы, связанные с немецким финансированием партии Ленина, партии большевиков. И я бы обратила внимание на зашифрованную телеграмму генерала Брусилова, когда уже был верховным главнокомандующим, который пишет, что большевистскую, ленинскую пропаганду в армии нужно запретить и признать ее государственной изменой.
- Нужно сказать, что на выставке нет копий, что все, что выставлено в витринах, на стенах, это только подлинники, только подлинники. Много документов в тематических блоках. Человек, который интересуется. Предположим: война: новые технологие. Что такое новые технологии? Это же орудия массового убийства. Вот предположим: артиллерия. И вот у нас тут авторы, которые писали. Каждый посетитель может нажать и посмотреть, прочитать более подробно. И здесь любой найдет для себя что-то интересное. Вот, например, о русских героях. Сыновья великого князя Константина Константиновича. Пятеро старших в августе ушли на фронт. И самый любимый, самый талантливый князь Олег геройски погиб сентябре 14го года. Это единственный представитель большой императорской фамилии, дома Романовых, который погиб на войне. Предположим: милосердии и благотворительность. Видите. И здесь есть сканы подлинных документов, включены подлинные фотографии.
- Но если мы говорим об экспозиции, то, наверное, Брестский мирный договор — единственный, который представлен в электронном формате.
RadioBlago: Помимо руководителей и кураторов у выставки «Взгляни в глаза войны» есть архитекторы и режиссер, которым выступил Павел Лунгин. В интервью новостному порталу Газета.ру он рассказал, что вспоминать о Первой мировой войне необходимо для того, чтобы понять, что сегодня происходит с Россией и Европой. Архитектор проекта Евгений Асс уточнил, что конкретно задумали и реализовали постановщики выставки-спектакля.
Евгений Асс: Трудная была задача — и по содержанию по тому пространству, в которое мы вошли. Это двух частность. Архитектурная заданность этого места. И что мы хотели добиться — это устроить экспозицию таким образом, чтобы она превратила эту выставку в спектакль своего рода в четырех, если угодно, действиях. И каждый акт этого спектакля разворачивается в четырех декорациях, каждый из них носит и свою собственное пространственное выражение. Собственную энергию, собственный колорит, собственное неповторимое качество. Вот вам судить, удалось нам это или не удалось, но по крайней мере мы предприняли все для этого, что было необходимо. Здесь есть такие не вполне привычные для этой выставочной работы детали, как пол в зале Война или эти простыни в зале, посвященном Милосердию и благотворительности. Это в общем-то, мы считаем, наши какие-то небольшие открытия, которые помогут зрителю глубже вникнуть в драму этой войны, глубже почувствовать трагедию и глубже понять историю нашей страны.
RadioBlago: Начиная с самого входа, когда видео-проекция помещает любого вошедшего в здание в общий окоп под взрывы, и заканчивая военными балладами, маршами, звуками пулеметной очереди, издаваемой самими посетителями при ходьбе по металлическим пластинам на полу — все призвано создать атмосферу Великой войны. Но экспозиция была бы не полной без произведений искусства, которые выражают художественную рефлексию того времени, считает генеральный директор РОСИЗО, руководитель выставочного проекта Зельфира Трегулова.
Зельфира Трегулова: Поскольку основной материал выставки — это реальные и подлинные материалы и фотографии, и в выставке очень активная мультимедийная составляющая, это было продумано изначально, то мы очень тщательно отнеслись к отбору живописных и графических произведений. Мы понимали, что нельзя перегрузить выставку живописью. Но при этом прекрасно понимали, что вот тебе язык точный документов, фотографий. Точный подбор мультимедиа, но должна быть и рефлексия. Рефлексия художественная, уже тогда осмыслявшая эти события очень серьезно и очень глубоко. Наша выставка — это не просто преставление нескольких документов. Этот подбор, он ведь одновременно и осмысление и толчок к тому, чтобы люди задумались, подумали, сделали какие-то выводы сами. Мы их не подталкиваем. Видите, тут настенных текстов почти нет. И понятно, что мы постарались получить на эту выставку самые главные произведения, которые были созданы и в России, и по возможности в Европе за эти годы. Поэтому здесь Германская война Павла Филонова, поэтому здесь «На линии огня» Петрова-Водкина, картина, которую я студенткой видела в запасниках русского музея и которая меня потрясла. Я писала студенческую работу о Петрове-Водкине, и эта картина была неизвестна, потому что она никогда нигде не воспроизводилась и не показывалась. Ее впервые стали показывать только после развала Советского союза. Она не показывалась, потому что это была та самая неизвестная война, память о которой старались так как бы изъять, заместить событиями революции и гражданской войны. А потом на самом деле, такие официозы от искусствоведения, они же чувствовали, что вот этот раненный насмерть юноша, он же не падает на землю, в соответствие с законами земного притяжения, он, будучи убитым, возносится на небеса и становится таким святым или мучеником, да? Он же взлетает. И интересно, что Петров-Водкин эту концепцию потом переработал в картине «Смерть комиссара» в 20-х годах. Тамабсолютно тот же пейзаж, только там другая идиома и там другая иконография — там уже иконография оплакивания. И он лежит на земле, крепко связанный с этой землей. Так вот эту картину никогда не показывали. И конечно, получить ее на выставку было, наверное, абсолютно необходимым, потому что это самое тонкое, точное и глубоко духовная история, связанная с жертвенностью, жертвой, самопожертвованием и героизмом на этой войне. И при этом это очень точное отражение ситуации 1916 года. Когда в 14-м и 15-м годах была выбита уже кадровая армия и в бой батальоны вели совсем молоденькие мальчики, как вот тот, который изображен на этом полотне. Понятно, что это замечательная картина Петра Шевченко 1914 год из Пермской картиной галереи. Гончарова, Розанова, Крученых, Васнецов. И конечно, мы хотели, чтобы были работы западно-европейских художников. Мы получили несколько очень интересных работ из Имперского военного музея. В том числе работы Пола Нэша, который был на войне. Но впрочем Северини тоже был на войне. И который был глубоко травмирован этой войной наряду с Генри Муром он считаете такими двумя представителями потерянного поколения, чье сознание было самым серьезнейшим образом травмировано Первой мировой войной. И конечно, я считаю, простите, личным достижением то, что мы получили на выставку Санитарный поезд Джини Северини, одно из лучших произведений европейского футуризма, лучшую, пожалуй, картину Северини. Это первый Северини такого уровня, который привезен в Россию. Это городской музей Стедлик в Амстердаме, с которым мы тесно работали по выставке Малевича. Об этом говорил Барт Рютен и я думаю, что они поняли, что в общем участия в этой выставке не избежать. Но когда он приехал сюда и ее увидел, он понял, что это было абсолютно правильное решение.
RadioBlago: Упомянутый куратор городского музея Амстердама Барт Рюттен рассказал, что картина Джино Северини «Санитарный поезд» имеет принципиальное значение для западно-европейского и итальянского футуризма.
Барт Рюттен: Добрый день. Я очень рад и хотел поблагодарить за то, что я сейчас в Москве. Прошлой осенью мы сделали огромную выставку малевича. И в этой работе мы опирались на Росизо и на поддержку РОСИЗО. И мы с радостью предоставили на эту выставку шедевр Джина Северини Санитарный поезд.
- И то, что я говорю, это не просто любезность. Если вы посмотрите вокруг, то увидите, что большинство артефактов на этой выставке — черное и белое, это документы и фотографии. А живопись привносит в эту экспозицию цвет. Действительно, эта выставка это очень интересное представление этого времени при помощи самых разных средств и самыми различными способами. И в частности эта картина Северини, это действительно принципиальное произведение для западно-европейского футуризма, для итальянского футуризма. Потому что футуризм — действительно верил в будущее через машину и понимал значение и важность машины войны.
- Он был на фронте и когда был ранен, он был в госпитале в Бельгии и видел проходившие поезда, забитые раненными молодыми людьми. И это изменило его точку зрения и восприятие войны. Я очень рад, что мы можем добавить этот акцент в эту выставку.
RadioBlago: Судя по комментариям, организаторы надеяться на то, что зрители взглянут на Первую мировую войну по-новому, совсем не так как на события Великой Отечественной. В центре повествования — правдивый рассказ о войне, без упора на героизм, отметил в интервью Радио Благо архитектор Евгений Асс. Над этой выставкой он работал совместно со своим сыном, архитектором Кириллом Ассом и своей невесткой, архитектором Надеждой Корбут.
Евгений Асс: Понимаете, выставки про Вторую мировую войну достаточно пафосные, героические и до известной степени лживые. Потому что со Второй мировой войной связано еще очень много личного чего-то, еще нету дистанции. Еще ивы участники, ветераны, у них какие-то свои представления об этом. Потом это с точки зрения внутренней политики тоже все время торги какие-то. Жуков злодей или гений? Роль Сталина... все это не позволяет.. Во всяком случае, такой честной и нормальной выставки про Вторую мировую войну я не видел. С этой войной вообще приключилось противоположное. Еще как будто вообще не было в истории, в нашей истории. Потому что как советский школьник я вот учил историю Первой мировой войны как предысторию революции. То есть она была нужна Ленину для того, чтобы развернуть большевистскую революцию. Здесь совершенно другая история. Здесь мы говорим собственно о войне, вообще о том, как это.. правдиво говорим об этой истории, насколько это возможно правдиво. По крайней мере здесь не было никакой предварительной идеологической конструкции, которая бы заставляла нас подлаживаться под какие-то особые требования. К тому же, понимаете, эта война трагична во всех отношениях. Это огромное количество погибших, это гибель Российской империи, это гибель и распад Австро-венгерской империи, это вообще колоссальное, в каком-то смысле более значимое... во всяком смысле.. во всяком случае, это начало 20го века во всей его трагичности. И поэтому мне кажется, здесь рассказ о войне прежде всего.
- Ну понятно, что героизм героизмом, но война проиграна. Это факт. Исторический факт. Можно говорить сколько угодно о героизме, но война была проиграна. По разным причинам. Вон там вы найдете подписанный Брестский мир. Какое-то чудовищное предательство страны ради того, чтобы выиграть коммунистическую диктатуру. Вы вычитали где-то, но здесь нет такого знакового героизма, здесь есть, но правда есть фильм про Брусиловский прорыв, который был самый такой знаменитой операцией Первой мировой войны со стороны России. Но в целом, если посмотреть на то, что это было это конечно кошмарная катастрофа и много лет спустя мы находимся в той же точке и это меня больше всего пугает. Эта выставка в каком-то смысле для меня очень болезненная и несет какое-то болезненное созвучие нашим дням. Если посмотреть патриотический угар и ксенофобию, развившуюся в 14-м году, то мы находимся примерно в той же точке. Поэтому эта выставка важная, для меня, например. И поэтому, мне кажется, если это будет прочувствована так всеми остальными, может она как-то прочистит мозги кому-то.
- мы начали работу в январе, вообще-то говоря. Но тогда еще не было так плохо, еще оставалось какое-то ощущение того, что это будет чисто историческая выставка. Сейчас она уже мной так не воспринимается.
RadioBlago: Дополнительной опцией для посетителей на выставке станет возможность отсканировать и разместить на сайте проекта «Народный архив документов Первой мировой войны» фотографии и документы из семейного архива. Подробнее об этом рассказал консультант Российского Военно-исторического общества Арсен Мелитонян.
Мелитонян Арсен: Проект российского военно-исторического общества, осуществленного совместно с АНО «Военный архив», который заключается в том, что на специально созданном сайте мы размещаем документы, которые до сих пор хранятся в семьях участников войны. Это придает, как мне кажется, дополнительную грань этой выставки. Потому что это связывает ее с теми людьми, которые и сегодня хранят эти документы дома, для которых это важно и которые пронесли их сквозь непростые года. С материалами сайта 9а это общий сайт история.рф, специальный домен третьего уровня как раз /помним всех.рф.ru Проект 194-1918 великая война. Можно с ним познакомиться, и очень бы хотелось, чтобы материалы об этом проекте были донесены прессой до граждан нашей страны и других стран. Потому что действительно, если представить себе, какое количество документов еще не выявлено, находится в семейных архивах, я думаю, что мы обогатим очень сильно наше представление о войне. Потому что там и письма, там и фотографии, и воспоминания. Там уникальные артефакты, которые хранятся в семьях и напоминают этим семьям, родственникам участников войны.
RadioBlago: Выставка «Взгляни в глаза войны» проходит в зале «Новый Манеж» по адресу: Георгиевский переулок, дом 3/3 со вторника по воскресенье с 12 и до 21 часа. Понедельник — выходной. Посетить экспозицию можно до 28 сентября.
Программа «Время культуры» подошла к концу. До встречи в выставочном зале!