Время культуры
Время культуры

меню

Cветлой памяти военных корреспондентов 2

4217

Мы продолжаем рассказывать об открытии выставки «Форпост военных корреспондентов». В первой передаче, посвященной выставки Музея российской фотографии мы беседовали с фотографами Николаем Кулебякиным, Львом Шерстенниковым, Юрием Транквиллицким, Игорем Курашовым.

«Война в Афганистане длилась 3340 дней» отмечено в каталоге к выставке. Глядя на фотографии из «Афгана», на персидском это слово означает «молчание» или «безмолвие», поневоле немеешь, опасаясь нарушить заложенную в них тишину.


Александр Джус: О чем думаешь?.. наверное о том, что тебе нужно работать... (..) для меня всегда было главное — сделать этот документ. Вот я был здесь, я это увидел. Но мой подход наверное, отличается от каких-то арт-изысков. Все это абсолютно одномоментно. Мода на фотографии проходит, а документ останется. И я сознательно избегал приемы, которые могли бы отвлечь от темы. Если ты находишься в зоне конфликта, ты не можешь организовывать искажать действительность. Твоя фотография — в первую очередь документ.

- вот эта утрата доверия отразилась на всем. Информационные войны начались... (…)

- И тут есть фотографии, это касается времен и великой отечественной войны, когда я понимаю, что (...)

- И я очень благодарен куратору за этот подбор фотографий. Здесь есть авторская печать. Здесь есть работы, которые никогда. Ну я все ж таки и фотограф и занимался военной темой, я очень много видел фотографий. Но вот здесь есть фотографии, которые я вижу впервые. И я очень благодарен за то, что нашли эти работы. И они висят. И это память о тех людях, которые это сделали. Чтобы мы хотя бы через десятилетия, но знали об этом. Война — это самое страшное, что может быть.

Самое главное — что здесь нет равнодушных фотографий. Вот вроде как объективная реальность, но такую реальность, наверное, может снять и механическая камера, например, наружного наблюдения. А когда человек пропускает это через себя, в любом случае это субъективное отношение к той реальности. И вот самое главное, что мы видим, — отношение этих людей к тем событиям. Вот это для меня самое главное и самое важное в выставке "Форпост". Здесь нет ни одной фотографии, которая бы призывала мстить кому-то. Здесь больше сострадания, чем какой-то агрессии.


RadioBlago: В завершении экспозиции как тяжелое дыхание войны, которая не оставляет человечества на протяжении всего существования, снимки этого года с Украины. Фотографы Сергей Лебединский и Влад Краснощек так рассказывают о своей работе: «Теорию удара мы пытаемся перевести в визуальную плоскость. Баланс между формой и реальностью/документальностью должен быть всегда соблюден, без лишнего ухода в одну из сторон. Важны свойства фотографии как документа или как объекта. Потому что документ ассоциируется с правдой. И это важно». О том, как менялись фотографии с войны разных поколений говорил в своем вступительном слове директор галереи Ярослав Амелин.


Ярослав Амелин: Вы можете обратить внимание насколько войны трансформируются, становятся более лицемерными, более закрытыми. И насколько это проникает в фотографию тоже. И очень важно, что этим проектом почитается память, отдается поклон тем фотографам, которые показывают нам войну, рискуя жизнью, непосредственно находясь на поле боя. И к этим фотографиям не совсем фотографическое отношение. Оно более человечное, более чистое и открытое. Из-за того, что люди, рискуя жизнью, они немного по-другому это снимают. У них нет возможности это снять, как это принято в фотографии. Но это не важно. Важно, что фотография тут выступает и как документ и как отношение автора. Автора, находящегося на грани между жизнью и смертью. И в этих снимках, когда мы посмотрим, мы тоже можем встать на эту грань какой-то момент. И в этом самая главная суть этой выставки. Что «Форпост военных корреспондентов» - это по сути последняя линия обороны прежде всего для будущих поколений. Для те, кто могут увидеть эту войну через кадры. Для того, чтобы понять, что это трагедия конкретных людей, не только военных, но в том числе и совершенно невинных людей, которые всегда страдают на войнах. И осознание этого факта, осознание того, что фотография по сути является такой последней границей обороны для тех, кто не был на войне, и которым мы можем пожелать, чтобы они никогда не были на ней и никогда не увидели ее.


RadioBlago: Как отмечают организаторы выставки, столь масштабная экспозиция работ военных корреспондентов и подготовленный к выставке альбом «Форпост» являются благодарностью тем, кто, преодолевая страх смерти, смотрел на войну через объектив фотоаппарата. Директор Музея Органической Культуры Виталий Хрульков поделился с собравшимися на открытии своими личными воспоминаниями.


Виталий Хрульков: Эта выставка и наш альбом дань тому времени, даже не дань, а воспоминание о том времени, когда я учился в военном училище, служил офицером. В то время нас по-другому воспитывали, учили по-другому относиться ко многим вещам, учили все-таки Родину любить, если честно. И по-настоящему относиться к людям, жизни, ценить жизнь. И наверное, основная идея выставки — та, что сейчас наверное, уже утрачена, к сожалению. Современный человек уже не относится так же к жизни, а жизнь проходит и ее не замечают в этой суете, каких-то заботах и так далее. А на самом деле, это самое ценное, что есть у человека. И мы этой выставкой хотели напомнить людям о том, как важно ценить каждую минуту нашей жизни, как важно заботиться о другом, как важно помнить о том, что в любую минуту беда может прийти непонятно откуда. Люди сейчас все это забыли, но надеюсь, что как-то немножко их это вернет к реальности. Они поймут, что нужно ценить жизнь и помнить тех людей, которые отдавали жизнь свою для того, чтобы другие жили.


RadioBlago: Презентацию выставки в Москве провел известный российский хореограф, режиссер и большой друг Музея Органической Культуры Владислав Дружинин.


Владислав Дружинин: Это не просто застывший и говорящий знак, а это кричащий иероглиф. Нам, драматическим режиссерам приходится иногда делать спектакль, чтобы повлиять на сознание зрителя, который приходит на этот спектакль, тратить иногда 2-3-4 месяца, иногда полгода на то, чтобы вот это смещение сознания, создание события у зрителя, у публики(когда вошел в одном качестве, а вышел в другом), это огромная долгая большая кропотливая работа.

В фотографии, и я сегодня в этом убедился на выставке, в результате одной фотографии происходит событие. Понятно, что тяжело и со смертельной опасностью делались эти фотографии во время войны. Но вот этот кричащий иероглиф способен добиться одной единственной фотографией. И понятно тогда, почему риск смерти, почему это рядом, почему не винтовка и не оружие в руках, а фотокамера. И ради чего этот человек рискует жизнью своей.


RadioBlago: Перед собравшимися в галереи классической фотографии также выступила российская актриса театра и кино, писатель, известный ценитель искусства и фотографии Алла Демидова.


Народная артистка России Алла Демидова: Выставка, конечно, уникальная. Вы обратили внимание, что при входе такая инсталляция из огоньков. Это сделала Мать Елена. Таким рефреном к Черному квадрату Малевича. Когда эти огоньки уходят в бездну. В пространство, откуда нет возврата. Когда вступаешь в это, тебя затягивает как в скважину, как в топь, как в болото. Это такой образ войны. Когда ты вступаешь на эту дорогу, нет возврата. Вообще выставка очень продумана. Потому что начинается с Японской войны 1904-1905 года, когда лица такие мальчишеские, наивные, они еще не знают, куда они идут. Они с интересом смотрят в объектив. Что мол, я такой-то. И как постепенно эти лица меняются. Они остаются такими же молодыми, но их как бы испепеляет какая-то трагедия войны. И они как бы впитывают в себя весь этот XX век. Все эти современные лица. А когда уже кончаются там, справа там Майданом, когда лиц вообще нет. Когда вместо лиц, или маски, или какие-то тряпицы, закрытые. Может быть от газа, или противогазы, я не знаю, с такими ужасными ужасными очками, с такими носами, страшными. А лиц нет. Тоже очень мудрая идея. Когда война стирает эти лица. Что человек не становится индивидуальностью, он становится частицей толпы. Вот так кончается эта выставка. И что еще, когда я все посмотрела, что оставило в сердце. Ну, во-первых, Гаранин, Анатолий Гаранин. Здесь уникальная фотография, когда человек на секунду.. Он жив, а уже через секунду его не будет. Его убивают. Уникальная фотография Гаранина. Тем более, что Гаранина я еще и знала хорошо Он почти каждый день был у нас на ранней Таганке. Он ушел из жизни. Но унего явно остался архив, еще не опубликованный. И театроведы будут этим пользоваться. Или Савин. Савин, где такие детали: когда страдают не только люди, но и животные. Когда два пса с высунутыми языками еле-еле тащат огромный воз. А везет их еще и мальчик. Потому что остались только дети. Или совсем уже такая трагическая фотография в том углу, когда сидит с трагическими глазами собака, черная, привязанная. А ярдом в луже каска с водой. Единственное, что у нее есть — она привязана. Вообще, можно бесконечно смотреть эту выставку и низкий поклон всем устроителям.


RadioBlago: Среди гостей открытия выставки было много известных и титулованных фотографов. Но Николай Николаевич Рахманов даже в этом кругу считается бесспорным мэтром и признанным классиком советской фотографии. За спиной нашего собеседника более полувека профессиональной работы фотографом.


Николай Рахманов: Я уже следующее поколение, которое идет за военными. Я родился в 32-м году и мне в 41-м, как вы сами понимаете,было всего 9 лет. Но тем не менее, я помню, мы не эвакуировались, мы были в Москве. Я видел все эти меры, которые были приняты: затянутые окна, закрытые крес-накрест бумажками. И я был свидетелем, когда во время налета немецких бомбардировщиков на Москву, мы в это время сидели в бомбоубежище в знаменитом таком Менщиков дом, это на улице Огорева, сейчас там Газетнный переулок. Вот эта бомба попала в памятник Ломоносову у университета. Разнесла вдребезки этот памятник. И я никогда не забуду, как дом в котором мы сидели в подвале. Было такое ощущение, что он подпрыгнул вверх. Но когда был кончен налет и был дан отбой. Мы вышли и вы знаете, у меня до сих пор эта картина перед глазами. Весь двор был усеян битым стеклом. Огромное количество окон было без стекол и все это валялось, битым стеклом усыпан был весь двор. И отражалась луна... лунная ночь была, очень холодно. Как в реке.. Вот какие-то такие у меня ощущения.

- Вообще война — это трагедия для человека, для общества. И прошлая война, которая уже ушла и которая многие молодые люди, я видел здесь, которые не знают, что это такое. Может быть это сможет тронуть и сердце и души и может это каким-то образом сможет немножко задержать все эти драки, войны международные.. Я сегодня ехал и слушал радио. Что творится на Украине! Надо остановиться. И вот эта книга «Форпост», посвященная войне, она тот маленький краеугольный камень, который может где-то повлиять на человеческие души, которые увидят эту книгу и те страдания, которые в ней запечатлены.

- И я думаю, что она долго еще будет.. она будет главной книгой о войне. Я в свое время уговаривал Гаранина: «Анатолий Сергеевич, сделайте книгу «Война и мир». Вот здесь представлена война. И может быть если Музею Органической Культуры хватит сил, может быть они продолжат вот эту вот войну, которая, так сказать, продолжат уже темой мира. И эти два тома могут войти в историю как грандиозное создание небольшого такого, маленького, человеческого коллектива. Это грандиозно. Я еще раз говорю, что это грандиозно. И это не имеет себе равных. А выставка — она тем более, даже больше, чем сама книга.


RadioBlago: Выставка «Форпост военных корреспондентов» собрана из фондов Музея Органической Культуры, расположенного в Коломне. Для приветствия гостей на открытие в Галерею классической фотографии приехала советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева.


Советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева: В Коломне, в удивительном городе, это бесспорно, центр духовной культуры. Город, в котором удивительные храмы, удивительный монастырь — истинный центр духовной жизни. У меня есть мечта привезти детей, чтобы дети вот так проехали по Подмсковью, по храмам и монастырям узнали и увидели свою историю. И сегодняшняя выставка — реализации в какой-то степени моей мечты. Потому что история нашей страны неразрывно связана: с одной стороны, к беде, с войной, а с другой стороны, к счастью, с духовным преодолением этой войны. Поэтому низкий поклон тем, кто это уже сделали. Я в данном случае как гость, но я постараюсь, чтобы как можно больше людей, тех, кто работает в администрации, этот проект увидели. Спасибо огромное, что он реализован. И до встречи в Коломне!»


RadioBlago: Обобщая все вышесказанное о работах военных корреспондентов и давая свою, мудрую трактовку происходящего, в конце вечера выступила настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря Игумения Ксения.


Игумения Ксения (Зайцева), настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря: Можно сказать, что выставка начинается действительно с необычной работы, та, которая напоминает Квадрат Малевича, о котором много споров на протяжении всего века. И вдруг сегодня, именно в этом проекте открыла, что этот проект не заслонка. Не закрывает действительность,а является той скважиной, как сказал сам Малевич, в бесконечность. Потому что в его время уже приблизился наш земной мир к миру Космоса. Но та идея, которая вдохновляла художников — это идея безвесия. Она очень удивительна и оригинальна. И белый квадрат — это тот мир, который вышел за пределы нашего земного тяготения и соединяемый с черным квадратом как раз образует эту скважину. Что это для нас, для людей, в этом проекте? В этом проекте, который посвящен военным корреспондентам. Те, которые шли в атаку, те, которые были в «горячих точках». Те, которые получали пули, многие даже погибли или оставили фотоаппарат, пробитый пулей. И мы знаем, что время 20-го века как одно из наиболее сложных, оно рисовало на лице человека разные образы. И если действительно обратится к началу века и посмотреть на русских солдат, то мы можем увидеть, что их лицо стало ликом. И как писала Ольга Седакова, что «как хорошо смотреть на эти лица, они притягивают внимание, они проще, они лучше. И в них есть что-то такое, открытое для этого мира. Они открыто говорят: «Я рядовой такой-то». И вот что же произошло с нами, когда в течение XX века последние боевые действия, которые сейчас разворачиваются на Майдане, человек закрыл свое лицо черной маской. Мы не видим лица человека, который поднимает оружие и убивает своего брата из своего народа. Что случилось с человечеством? Почему произошло такое смешение в умах? Почему зло так захватило людей? А потому что утрата религиозного чувства через потерю вот этого безвесия, потому что грех утяжеляет. А покаяние делает человека свободным. И вот удивительные слова одного писателя, который был свидетелем афганских событий. И когда одному солдатику оторвало часть тела и он бледнеющими губами мог прошептать только следующее: «Помогите умереть без греха». И вот это тайное движение души русского народа, славянского народа к бездне духовной, чистой, в которой Божественный свет изменяет лицо человека и делает его ликом, где нет места для черной маски и черных мыслей, братоубийственного состояния души. Я думаю эта выставка является неким экскурсом по всем этим событиям для того, чтобы наша ответственность с вами, живущих на земле, действительно стала более осознанной. Мы еще живем, у нас есть время. Как мы его проживем: в безвесии или утяжеленные грехами? Откроем свое лицо для своих собратьев или спрячемся за маской? Я рада приветствовать всех участников, всех фотографов, благодаря которым состоялась эта выставка. Мы чтим память тех, кто ушли из этого мира, ушли как герои. И поэтому сердечная благодарность куратору и Ярославу...


RadioBlago: Выставка «Форпост военных корреспондентов» продлится до 1 июня в Галерее классической фотографии по адресу: Саввинская набережная, дом 23, строение 1. Часы работы с 12 до 21 часа со среды по воскресенье. До встречи в выставочном зале!



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: