Время культуры
Время культуры

меню

57-я Венецианская биеннале 2017

3968

Сегодня мы расскажем о программе будущей Венецианской Биеннале….

Темой грядущей в 2017 году 57-й Венецианской биеннале современного искусства станет Viva arte viva («Да здравствует живое искусство!»), а проходить она будет с 13 мая по 26 ноября в Джардини, Арсенале и на других площадках Венеции. Об этом было объявлено на сегодняшней встрече президента биеннале Паоло Баратты и куратора биеннале Кристин Масель с представителями 57 стран-участниц.

Куратор рассказала о выбранной теме: «В мире, полном конфликтов и потрясений, где гуманизм поставлен под угрозу, искусство - самая драгоценная часть человека. Это идеальное место для размышлений, индивидуального выражения, свободы и принципиальных вопросов. Это способ сказать «да» жизни, хотя иногда за ним стоит «но». Роль, голос и ответственность художника, как никогда, критичны в контексте современных дискуссий.

Viva arte viva - это также возглас, выражение страсти к искусству и к положению художника. Viva arte viva - это биеннале, разработанная совместно с художниками, самими художниками и для художников. Речь идет о формах, которые они предлагают, вопросах, которые они ставят, о практиках, которые они развивают, и о формах жизни, которые они выбирают.

Выставка органично развивается в последовательности павильонов, пространств и помещений, предлагая зрителю опыт, то есть путешествие, от внутренности к бесконечности. Эти павильоны, или транспавильоны, которые собирают художников всех поколений и происхождения, извилисто следуют друг за другом, как главы книги. Из «Павильона художников и книг» - в «Павильон времени и бесконечности». Десяток вселенных в форме беседы рассказывают иногда парадоксальную историю о сложности мира и разнообразии позиций и практик. Выставка также призвана быть опытом, представляющим движение вовне к другому, к общему месту и к наиболее неопределимым измерениям, открывая пути к неогуманизму.

Каждую неделю в течение шести месяцев художники и публика будут собираться за «открытым столом» (Tavola Aperta), чтобы пообедать вместе и поговорить о творчестве художника. Каждый день в течение недели до открытия выставки на официальном сайте биеннале будут появляться видео, давая возможность больше узнать о художниках еще до выставки».

В информационном агентстве ТАСС 27 января состоялась пресс-конференция, посвященная презентации проекта, который Россия представит на 57-й Венецианской биеннале современного искусства.

Краткие биографические справки об участниках конференции.

Семен Ильич Михайловский родился в Ленинграде. В настоящее время возглавляет Российскую академию художеств им. И.Е.Репина. Почетный профессор Московского архитектурного института, Шэньчжэньского университета. Номинант премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» 2013 в категории «Искусство». В апреле 2014 года стал комиссаром Венецианской биеннале. У микрофона Семен Михайловский.


Семен Михайловский: Наверное, нужно поговорить о том, кто экспонировался в павильоне, что там происходило. Краткий экскурс в историю. Русские художники впервые были представлены на биеннале - тогда это не было еще биеннале, просто выставка в Джардини ди Кастелло - в конце XIX века. В 1891 году там выставлялся Пауло Трубецкой. Его можно назвать русским художником. Часть жизни он прожил в России, хотя гражданство у него было американское, поданным он был Италии. Но мы считаем, что он был один из первых, кто участвовал в биеннале. В 1897 году отбирал художников в Русском отделе Илья Ефимович Репин. Потом были достойные люди - Сергей Дягилев, собирал русских художников для представления на биеннале. В 1926 году была выставка итальянских футуристов, которую проводил Маринетти, кстати, в русском павильоне – мне кажется, интересный факт из истории русского павильона. С 1938 по 1954 год русский павильон был закрыт. В 1956 г. он открылся, причем интересно, что в 1914 году в русском павильоне представлено было около 70 художников, в 1924-м более 90 художников, в 1956-м, более 70 художников. Потом ситуация изменилась. Уже в 1990-е годы. Нужно заметить, что до 1997 г. выставки организовывал комиссар, куратора не было. В 1995 году, например, выставку в Русском павильоне делал Виктор Мизиано, который не был куратором, он был комиссаром павильона. Такое было распределение обязанностей. И в 2001 году Екатерина Деготь делала выставку с тремя художниками. Последние три художественные биеннали - это была ретроспектива московских концептуалистов, как вы помните. Это был Монастырский, Ира Нахова и Вадим Захаров. Была такая очень ясная история с последними тремя биенналиями художественными. Когда мы начали… у нас замечательный павильон, очень хорошо расположенный, с видом на Лагуну, на центральные аллеи, построенный Алексеем Щусевым, реконструированный в 1960-е годы. У нас в связи с этой реконструкцией возникла проблема - возникло два уровня. И мы постоянно думаем, как совместить первый этаж со вторым. Когда была выставка Захарова, туда сбрасывались монеты. Когда была выставка Наховой, там было прозрачное стекло. Прошлая выставка у нас была в ВДНХ, мы там соединили лестницы. Лестницы сохраняются, и сейчас получается, что у нас есть два полноценных уровня.

Как мы будем делать эту выставку? Уже есть ясная траектория. Мы попадаем наверх по лестнице, там у нас получается анфилада из трех залов, и по лестнице спускаемся вниз, в темное пространство, и выходим в сады. И это определяло изначально, что у нас есть верх, есть низ. Предполагалось сначала, что мы покажем одного художника. Потом была идея - показать молодых художников, потом возникла идея – молодых и старшего поколения, в общем, мы находились все время в поиске. И в последний момент, надо сказать, я к Грише пришел в мастерскую, увидел композиции и понял, что все - вот она, эта композиция, она вполне может представлять нашу страну и быть развернутой в этой верхней амфиладе. Потом стал думать, что внизу может быть. Я думал о студентах Академии художеств, ещё какие-то варианты. Так как я в какой-то части, в малой, причастен к истории Recycle, мне казалось возможным совместить разные поколения и группу Recycle с Гришей Брускиным. Появился Recycle. И потом, по совету друзей, мне сказали: «Есть такая замечательная художница - Саша Пирогова». Я посмотрел работы, сходил в Пушкинский музей: «ОК – пусть будет Саша Пирогова». И у нас получилась такая законченная история, то есть наверху три зала мы отдаем Григорию Брускину, спускаемся в подземелье по темной лестнице, попадаем в Recycle. И дальше у нас открывается будущее через физику, внутреннюю физику. Саша училась в Московском университете на физическом факультете.

У нас возникло название – мы обсуждали это, Гриша предложил – «Театр Орбис». Это голландский атлас, автором которого является Абрахам Ортелий. Составлен в 1570 году картографом. Атлас, в котором был описан мир, и он очень серьезный, в котором есть Московия, Татария, разные территории. То, что он называется «teatrum» - слово это заведено на обложку этого картографического исследования - нам показалось интересным. И вот этот «театр» - слово, которое для нас существенно. Потому что у Гриши композиции, которая называется «Смена декораций». Внизу у нас история, которая называется «Blocked content», и третья история «Inner Physics». Мы сделали еще буклет маленький, как театральная брошюрка. Как это связано с основной темой Масель? Мы думали, читали - «Viva arte viva», вникали.


RadioBlago: Григорий Брускин родился 21 октября 1945 года в Москве. С 1963 по 1968 год учился в Московском текстильном институте (художественное отделение). В 1969 году вступил в Союз художников СССР. Мировую известность Брускину принесло участие в знаменитом московском аукционе «Сотби» (1988 В 2012 году удостоен Премии Кандинского в номинации «Проект года» - за проект «Время „Ч“»

«Уже в своих первых работах «Алефбет» и «Фундаментальный лексикон» Брускин создал структуру, которой продолжал пользоваться в дальнейшем: в её основе - уподобление мира всеобъемлющей книге (…) Еще одна тема - социальная мифология советского периода. «За что бы ни брался Брускин, за картину, шпалеру, фарфоровый сервиз неизменно выходит словарь», - пишет о нём Анна Толстова. У микрофона Григорий Брускин.


Григорий Брускин: Мой проект называется «Смена декорации». И с самого начала идея театра присутствовала в нем. Более того, первый объект, который я сделал, мне хотелось как бы воспроизвести Театр Джулио Камилло. Вот это название «Театр Орбис» - это иное название «Театр Мунди» - мировой театр. Идея театра как не просто сцены, где происходит какое-то действие, которое что-то рассказывает людям, веселит зрителя … Значение расширительное, которое появилось с этим трудом, сборником карт, когда в мире стали открывать новые земли, создавать карты, все вместе, и назвать это театром. В это время были разные варианты этих мировых театров. И одним из них был театр Джулио Камилло, который меня всегда волновал. Этот человек считался абсолютным гением, и театр – это такой образ человечества. Считалось, что Джулио Камилло был гениальнее вообще всех своих современников. Почти забыт был, но сейчас опять о нем пишутся книги и много говорят. Вот этот загадочный театр, который не сохранился до наших дней, театр, зрителем и «пользователем» которого был один человек – французский король. Это был такой древний вариант компьютера, или же какой-то вавилонской библиотеки, в которой были собраны все мысленные знания о мире. Не просто о мире земном, но это был и магический театр. Меня эта история очень волновала, и с этого начался проект.

О чем проект «Смена декораций»? Проект – метафора нового миропорядка. Меня интересует современность как тема. Современность, которая все время меняется, на глазах. Читая последние известия и смотря хронику или телевидение о том, что происходит в мире, мы все время видим, как мир меняется. Все прекрасно понимают, как он меняется - новые формы терроризма, новые формы контроля за населением, новые взаимоотношения власти и толпы, миграция, переселение народов, которое происходит по всему миру. Вот это все меня как бы интересует, но в перспективе истории, и меня интересует современность, которая одновременно имеет отношение к древности, то есть современность, я бы сказал в тигле алхимика. Это то самое время, о котором Введенский сказал: «Оглянись – мир мерцает, как мышь», что в современном нашем языке называется «темпоральность». Вот несколько слов о том, что это за проект.


RadioBlago: Группа Recycle создана в 2008 году Андреем Блохиным и Георгием Кузнецовым, выпускниками Краснодарской художественно-промышленной академии. «Главный прием, который используют Блохин и Кузнецов, - иронически провокативное заигрывание с вечностью, всякий раз превращенное в занимательный аттракцион. Она же служит главным материалом всех работ арт-группы Recycle наравне с пластиком, полиуретановой резиной, гипсом и акрилом. Пластиковые стаканчики и бутылки из-под Coca-Cola вмонтированы в бетон наподобие фрагментов костей вымерших животных или образов богов на классических барельефах («Культурный слой»). Орнамент из проводов, кабеля и автомобильных шин отпечатался на грунте («История одного квадратного метра»). Разбросанные по полу пульсирующие десятиметровые шланги имитируют поток воды («Река»). Классический поп-арт с элементами несложного аттракциона: движущимися люками, появляющимися и внезапно исчезающими человеческими следами, гудящими проводами и вентиляторами. Все это неизбежно вовлекает зрителя в некую символическую игру, где каждый из участников - заведомо проигравший» У микрофона участник арт-группы Recycle Андрей Блохин.


Андрей Блохин : Для нас, конечно, большая честь то, что мы участвуем в этом проекте. Особенно приятно, что комиссаром этого проекта является Семен Ильич, мы с ним познакомились давным-давно. Так получилось, что Вы были одним из первых, кто увидел, вообще то, что мы делаем. Это очень приятно. Конечно, это здорово - представлять павильон России вместе с Григорием и Александрой – это большая честь. По поводу самой инсталляции. Название проекта «Blocked content» - блокированный контент. Это размышление на тему жизни и смерти в виртуальном мире, где единственным ограничением является блокировка. Проект базируется на принципах пост интернет скульптуры, которая заимствует визуально-функциональные приемы компьютера и Интернета, материализуя их в осязаемые формы. «Blocked content» воплощает собой черный квадрат в традиции пост интернет искусства – это абсолют, который одновременно и является ничем, и вбирает в себя все. Единственная возможности разблокировать этот контент - это использовать мобильное устройство, которое сможет это раскрыть. Это будет большая тотальная инсталляция, которая будет представлять собой сцены ада и чистилища в нашем мире, в котором все очень стремительно меняется, это завязано с виртуальным миром, в котором мы все живем. Там много параллелей на актуальные явления и течения, которые происходят сейчас в нашей жизни.


RadioBlago: Саша Пирогова родилась в 1986 году. Живет и работает в Москве. Видеоработы Саши Пироговой – на стыке кино, видеоискусства, перфоманса и звука. Физик по образованию и художник по призванию – предлагает зрителю взглянуть на материальный мир сквозь призму мира иррационального. Саша обладательница сразу двух премий Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация» в номинации «Новая генерация» и специального приза за проект «Библимлен». У микрофона Саша Пирогова.


Саша Пирогова: Прежде всего, я тоже хотела сказать: Большое спасибо. Это большая честь представлять Россию, особенно в этом году на биеннале. В моем случае это будет видеоработа, в которой я допускаю возможность преодоления смерти и буду опираться в этом доказательстве на логику научного знания, использовать «теорию динамического хаоса» и «теорию света». При этом само действо будет апеллировать к чувственному восприятию, научное знание будет только как некоторые либретто, как некоторая основа действия. В моих работах текст занимает достаточно стороннее положение.


RadioBlago: Дмитрий Курляндский родился в Москве в 1976 году. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру. В 2003 году стал победителем международного конкурса Гаудеамус в Голландии. Член союза композиторов России. Художественный руководитель Международной академии Московского Ансамбля Современной Музыки в городе Чайковском. Слово Дмитрию Курляндскому.


Дмитрий Курляндский: Я бы сказал, что это не столько оформление, сколько самостоятельно параллельная история, моя собственная историй, и павильон окажется точкой пересечения наших параллелей, наших параллельных истории. Несколько раз прозвучало слово «преодоление», эта идея того, что на художественную биеннале визуальных искусств приглашается композитор. В принципе идея преодоления искусства, представления об искусствах, рамок представления искусств. Вот этим преодолением искусство и движется, на мой взгляд. В частности, идея преодоления в моей инсталляции, перфомансе, который будет представлен в павильоне. Там заложены идеи преодоления звука и преодоления пространства, потому что я надеюсь, что все посетители павильона благодаря звуку и тем инструкциям, которые предписаны к исполнению – посетители становится актерами, становится авторами, исполнителями того произведения, которое будет там звучать, в том числе звучать посредством исполнения присутствующих.


RadioBlago: Экспозиция в павильоне будет состоять из трех содержательно и эмоционально связанных между собой частей. Сначала зрители познакомятся с инсталляцией Гриши Брускина «Смена декораций» - это метафора нового миропорядка, возникающего на наших глазах. Затем попадут на территорию так называемого «Заблокированного контента» (Blocked Content) – проекта арт-группы Recycle. А завершит этот своеобразный спектакль Inner Physics – многофигурное видео Саши Пироговой о жизни, смерти и бессмертии.

57-я Венецианская биеннале пройдет с 13 мая по 26 ноября под лозунгом Viva arte viva («Да здравствует живое искусство»). Русский павильон на биеннале откроется 11 мая в 12 часов в Кастелло Джардини, в Садах Биеннале.

В передаче прозвучала музыка композитора Дмитрия Курляндского. На этом программа «Время культуры» подошла к концу. До встречи в Венеции…



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: