Сегодня мы расскажем вам о культуре инженерных и дизайнерских технологий. Для этого корреспондент радио Благо посетил выставки Политехнического музея на ВДНХ в Москве.
Взрослый проект для детей TobeUs привез в Москву выставку «100 людей — 100 идей». В качестве экспонатов — маленькие деревянные машинки всевозможных моделей. Это итальянский промышленный дизайнер Матэо Раньи семь лет назад предложил коллегам объединиться на почве любви к детским игрушкам и натуральным материалам. Есть как минимум три версии происхождения названия TobeUs. Первое расшифровывается как To be usefull — то есть, быть полезным. Предполагалось, что игрушки, созданные из дерева, прослужат маленьким автолюбителям дольше обычных пластиковых аналогов. По второй версии название расшифровывается как To be with Us — то есть, «быть с нами», играть с нами, чтобы дети и взрослые играли вместе. И третья версия, пожалуй, самая трогательная. О ней нам рассказала российский куратор выставки, промышленный дизайнер Катерина Копытина.
Катерина Копытина: И третье и самое важное, я считаю, когда он этот проект придумал, у него родился второй сын, которого зовут Тобеа — тобеа- Тобеас, ну то есть там одна буква дополнительная и все.. я думаю, что это по большей части названо в честь его сына. Матео было грустно смотреть, как дети играют в пластиковые игрушки, которые недолго живут. И ему как дизайнеру, который знает весь этот круговорот предметов, ему жалко было.... и он решил сделать игрушку, которая будет долговечной.... передашь ее своему сыну, внуку и так далее... ну захочешь, сожжешь. То есть, экологическая составляющая в этом во многом тоже есть.
RadioBlago: Автора проекта TobeUs очень волновало, что дети часто ломают игрушки и взрослым приходится постоянно покупать новые. Ведь даже не считая расходов родителей, для окружающей среды тонны пластика серьезный удар. Как рассказала нам Катерина Копытина, Матео Раньи стал популярен в родной Италии как раз благодаря изобретению из переработанного пластика. Вместе с другом-дизайнером Джулио Йакетти в 2001 году они выпустили коллекцию био-разлагаемых столовых приборов, за которую получили премию Compasso D'oro. Это своего рода Оскар в сфере дизайна.
Катерина Копытина: Они поскольку были только начинающие, про них никто не знал, и карьера их резко взлетела. И в чем собственно заключалась суть проекта. В Милане есть такая гастрономическая история, называется аперитивы - ….там каждый бар вечером открывает шведский стол и ты оплачивая напиток, можешь есть всю еду бесплатно. Там простая еда, не совсем ресторанная, но этим можно перекусить. И поскольку там большая проходимость, там проблемы со столовыми приборами, они либо пластиковые, либо если они металлические, нужно очень много их иметь или их крадут. Матео с Джулиа придумали столовый прибор — что-то среднее между вилкой и ложкой, потому что тебе иногда удобно вилкой, а иногда ложкой подцепить какую-то еду. И у них получился маленький такой объектик, то есть эта ложка и из нее выходят штырьки, похожие на вилку. Они сделали это из перерабатываемого пластика и получилась ни супер-дешевая, ни супер-дорогая штучка. И при этом это было для аперитивов, они рассчитывали на то, что эту вилочку украдут. Потому что она правда очень классно выглядит. И люди запомнят то место, куда они ходили. Это очень миланская история. Весь Милан про них знает. Вот так маленькие вещи могут тебя прославить.
RadioBlago: Такая маленькая вещь, как игрушечная машинка, никого из дизайнеров не прославляет. Но лишь потому, что в проекте участвуют уже признанные мастера. Изначально Раньи с друзьями единомышленниками создал пять традиционных моделей — берлинская машинка, романтическая, фургон, пикап и спортивная. Затем к проекту прибавились другие известные авторы. Машинки отправились в путешествие по миру и в каждом новом городе — 10 местных дизайнеров создавали по 10 новых видов, которые также присоединялись к игрушечному братству TobeUs.
Катерина Копытина: Собственно, он что придумал сделать — взять брусок деревянный, раздать его своим друзьям и посмотреть, что у них получится в плане дизайна. И так появились первые пять машинок. И они такие очень — архитипы машинок получились. То есть, там есть грузовичок, берлинская машинка, романтическая. И получились такие пять машинок. И после этого, когда все такие посмотрели и подумали — о! Здорово! Матео предложил еще шести более известным дизайнерам, чем он сам. Такие прям маститые, дизайн известный итальянский именно они сделали. Они согласились. Матео в общем-то удивился, но и обрадовался. И получилось еще 6 машинок. Со временем они стали уже больше не такими брусками на колесах, потому что если ты хочешь придумать что-то новое... приходилось придумывать новые детали. То есть, сейчас уже не все из них можно ударить об стену и они сохранятся, скажем, так.
RadioBlago: За годы существования проекта Маттео Раньи удалось привлечь к изготовлению игрушечных автомобилей многих авторитетных дизайнеров по всему миру. Среди них: Карим Рашид, Хайм Айон, Фабио Новембре, Лука Никетта , братья Кампана, Том Ковач, Марсель Вандерс, студия BargerOsgerby и многие другие известные бренды. Про одного из них — Алессандро Мендини — нам рассказала Катерина Копытина.
Катерина Копытина: Я могу рассказать, про Алессандро Мендини, потому что он мне больше всех интересен, потому что он один из основателей группы Мемфис и группы Алхимия. Это очень серьезное направление в 80-х. Они экспериментировали над формами, над цветом и в общем, и если погуглить, то сразу узнаете визуальный ряд. То есть, то, что они сделали — это был абсолютно взрыв. То есть, дизайн он всегда считался чем-то таким интеллигентным, легким, там под производство, там то-сё. То есть, со стороны и не поймешь, что там что-то крутое. А они что сделали — они у них все было больше похоже на арт-объекты, но не всегда удобные. То есть, это тот дизайн, который не всеми ценится, я бы так сказала. Он на стыке именно с искусством. Но у них настолько был мощный визуальный посыл, что это повлияло вообще на весь мир. И вот Алессандро Мендини был среди этих людей и это очень-очень круто. И он один из очень не многих, кто остался еще в живых. И до сих пор работает. Поэтому это очень и очень круто, когда такие люди соглашаются на какие-то эксперименты.
RadioBlago: Наша собеседница несколько лет назад стала одним из участников проекта TobeUs. Ее машинка в форме детской рогатки вошла в первую сотню деревянных объектов. Катерина Копытина профессиональный промышленный дизайнер. Её работы неоднократно выставлялись в рамках Миланской недели дизайна и на других престижных площадках, были опубликованы в ведущих профильных журналах. Катерина — автор известного светильника Light Bean, носимого платежного устройства Mobispot и гардероба в Гоголь-центре в Москве. По ее словам, проект TobeUs также хорош тем, что объединяет промышленных дизайнеров и архитекторов со всего мира.
Катерина Копытина: Была интересная переписка как раз с этой студией Баргер Осгерби, это одни из моих самых любимых дизайнеров, я первый раз когда с ними встречалась, еще не было этого проекта, ну как-то мы там пообщались дуг друга запомнили. Несколько лет спустя директор этой студии присылает письмо — Кать, видел твою машинку, очень классная. Ну то есть получить такое письмо от твоих кумиров — это что-то такое.. ну то есть, такого еще не было в мире дизайна, скажем так. То есть, действительно такое сообщество, очень клевое, наверняка все друг друга обсуждают, у кого какие машинки любимые — нелюбимые, в общем, да, это комьюнити.
RadioBlago: В Москве к остальным машинкам из Милана, Торонто и Нью-Йорка добавились и модели от российских авторов. На выставке можно увидеть воплощенные идеи промышленных дизайнеров Ярослава Рассадина, Александра Каныгина, Максима Максимова, Ярослава Мисонжникова, Максима Шершнёва, а также студий FormBureau (Форм Бюро), PlanS23 (План эС 23), Студии Артемия Лебедева и «Студии Мукомелова». О каждом из участников рассказала куратор выставки.
Катерина Копытина: Пожалуй, начну с самого известного представителя — это Студия Артемия Лебедева, которые разработали машинку, которая называется Машинкус — в корпоративном духе. Идея была в том, как мне объяснил Тимур Бурбаев, они хотели сделать технологичную в производстве машинку, которую можно запустить прямо в серьезную серию. В общем, серьезные ребята. Дальше — Лера Моисеева. Заложила концепцию... она такая более игривая, люди обычно когда видят эту концепцию очень радуются. У машинки знак вопроса и знак восклицательный проходят сквозь всю машинку, а колесики как бы являются точками от этих знаков. Она называется — а почему бы и нет. Александр Мукомелов — известный своими работами прежде всего, но особенно известный своими наградами — 5-ю RedDot'ами. Это очень известная мировая награда. И он единственный тут такой титулованный. У него свечной завод. Я думаю, этим он хотел показать свою любовь к промышленному дизайну и производству как таковому. Потому что машинка выглядит как заводик. Единственные архитекторы у нас, в нашей коллекции — поскольку Матео любит архитектуру, были выбраны Форм Бюро, которые сделали неработ-автобус. Если в оригинале называется — Stop working bus. В комплект этой машинки входит две досочки для серфа.
- Дальше — Ярослав Мисонжников. Наша петербургская звезда, который просто фанат Петербурга, такой искренний очень, по -доброму любит свой город. И он сделал разводные мосты Петербурга. Александр Катыгин — еще одна звезда Петербурга. Собственно тут все звезды. Саша спроектировал самый высокий Тобеус, он очень технологичный и ничего подобного проект еще не видел. Этот Тобеус выше всех остальных как минимум в два раза. Конструкция собирается в такую башенку и наверху держит грузик. Джентельмен Максим Максимов — и сам джентельмен. И машинка у него в виде расчески. Еще одни представители Петербурга — студия называется «План S-23». В состав входит Леша Галкин и Максим Щербаков. Это два дизайнера промышленных. Они славятся своей очень тонкой эстетикой. У них всегда такие очень четкие линии. И собственно они сделали такой свой маленький городок, который назвали Система. Машинка «механизм» от Максима Шершнева. Собственно, это тот самый человек, который придумал дизайн супер-какра Маруся. Очень-очень известный проект. Это Ярослав Рассадин, который сделал еще одну солнечную машинку в виде пальмочки и кресла. Кстати говоря, как он это объяснял, он всегда мечтал ехать и отдыхать одновременно на свежем воздухе и поэтому он придумал такую пальму. Тоже назвал ее Калифорния — посвящается морю, солнцу, и лету.
RadioBlago: Изначально корпус каждого маленького автомобиля создавали из 16-ти сантиметрового бруска леванского кедра, а колеса из красного дерева. Но затем в каждой новой стране четырехколесных героев начали изготавливать из типичного для конкретной местности материала. В России предсказуемо выбрали березу. Все образцы были выточены в мастерской Верстак вручную, не используя какое-либо покрытие, ни лака, ни масел. Поэтому все машинки на выставке имеют ярко выраженный запах древесины и приятны на ощупь. Да-да, вы не ослышались. Несмотря на то, что все модели выполнены в единственным экземпляре, организаторы выставки разрешают посетителям, особенно детям, аккуратно прикоснуться к каждой машинке.
Катерина Копытина: Не важно разбираешься ты в дизайне или нет, знаешь ты эти имена, или нет, машинки сами по себе классные, они разные и особенно когда люди понимают, что это все сделано из одного куска. 140 разных идей на одну такую малюсенькую дощечку, то в принципе, и детям и взрослым, сразу интересно становится. А если ты еще и дизайнер, и ты знаешь, кто это сделал, то ты можешь еще и сравнить их между собой.
RadioBlago: 140 маленьких деревянных автомобилей — это не просто 140 авторов, но 140 идей и историй, связанных с этими, пусть крошечными, но все-таки изобретениями. Ведь чего здесь только не встретишь — от довольно стандартных грузовых и легковых моделей, то различных видов спецтехники - снегоуборочная машина, карета скорой помощи, ракета, самолет, шатл, инкассация, автомобиль Формулы 1, пожарная машина, мобильный дом, крепость и даже герой комиксов бэмент-мобиль. Во многих транспортных средствах уже находятся пассажиры — например, кролик, мышонок, акула, ежик. Поворотным шагом в развитии проекта стало изобретение популярного дизайнера Карима Рашида. Он спроектировал модель, силуэт которой вышел за пределы отведенного бруска. Если все предыдущие дизайнеры старались отсечь лишнее, то египетский автор показал, как можно использовать вырезанные части для увеличения объема автомобиля в пространстве. Так появились авто с прицепом, машинка-пазл, и изобретение российского автора Александра Каныгина — лифт. Его TobeUs-машинка выше все остальных когда-либо созданных. Другая оригинальная идея принадлежит студии «Дизайн Дрор» из Нью-Йорка. Изобретатели переработали весь брусок и скомпоновали корпус машины из древесной стружки. По сути, на выставке TobeUs можно познакомиться с различными дизайнерскими стилями и подходами к работе, изучить существующие в промышленном дизайне направления и открытия последних лет.
Катерина Копытина: Есть разные действительно дизайн школы. Разные в плане своей гео-локации. Ну, например, там голландская школа очень сильно отличается от японской школы или от английской школы. Но прежде всего промышленный дизайн как таковой — это что-то среднее между дизайном как все его понимают и инженерным делом. То есть, промдизайнер — он как бы два специалиста в одном. Поэтому просто придумать — этого не достаточно. Мы изначально, когда делаем эскизы, мы понимаем, что реально, а что не реально. То есть, тут необходимо иметь специфичный склад ума. И что касается того, почему он у нас не очень популярен, известен и раскручен, дело просто в том, что у нас нет производств. Ну их очень мало во всяком случае. И сейчас как аз благодаря таким проектам. Благодаря столярным мастерским, как Верстак, который нам произвел машинки. Все это становится более популярным. И сейчас дизайнеры, например, как Саша Каныгин, они там могут что-то произвести сами. Или например, я теперь знаю место, где это можно произвести. То есть, потихонечку это набирает обороты и еще лет пять-десять и уже это будет широко популярное явление. Но дело не только в столярке. Нужно иметь спрос на какие-то продукты дизайна, не совсем массового, как пластиковые игрушки, чтобы люди понимали культуру быта, чтобы она была. Чтобы можно было производить не только игрушки, но автомобили — уличную мебель, посуду, светильники, вот это вот все. Это все просто требует времени, потому что процесс проектирования тоже довольно длинный. А процесс производства еще длиннее. То есть, чтобы начать проект, а потом увидеть его на полке, это как правило занимает от года до трех. Поэтому все это не может внезапно появится, нужно пройти несколько этапов эволюции и мы потом увидим какой-то ощутимый результат. Но безусловно интерес появляется, дизайнеры у нас умницы и все делают в правильном направлении. Поэтому я думаю, что ситуация вскоре изменится. Она уже на глазах меняется. То есть, тот факт, что мы выбрали 10 дизайнеров и выбирали их из классных дизайнеров — это уже говорит о многом. Потому что пять лет назад — такого вообще не могло произойти. То есть пять лет назад сюда этот проект бы просто не приехал.
RadioBlago: Каждое воскресенье в полдень на выставке проходят мастер-классы для детей. Маленькие участники создают свои варианты моделей из специально заготовленных картонных наборов. А затем еще и разукрашивают их. Записаться на мастер-класс можно на официальном сайте Политехнического музея.
И взрослые, и дети очень бурно реагируют на выставку TobeUs, некоторые из юных изобретателей даже признаются, что они сами пробуют вырезать игрушки из дерева. Что совсем не удивительно, ведь в России деревянная игрушка хорошо знакома каждому.
Катерина Копытина: Вообще, если честно, мне кажется, практически любой стране свойственны деревянные игрушки, потому что раньше — из чего их было еще делать. У нас нет какого-то, с моей точки зрения особенного отношения к игрушкам, но я думаю, что просто она у нас была еще очень долго в Советском союзе, и это доступный в нашей стране, легко доступный материал. Вообще, дерево — это тактильно приятный материал, классно пахнет, на ощупь приятный, экологичный. Мне кажется, можно сделать немножечко шаг назад в этом развитии игрушечной индустрии и делать какие-то классные дизайны именно деревянных игрушек. Единственно, трудно конкурировать в плане цены с пластиковыми игрушками, все это понимают. Но с другой стороны, лучше иметь пять классных игрушек, чем 150 не очень классных.
RadioBlago: Выставка TobeUs проходит в Павильоне №26 на ВДНХ, это рядом с площадью Промышленности и всем известной Ракетой. Экспозиция будет работать до 19 июля.
Если кто-то из наших слушателей решит посвятить целый выходной день для посещения этой выставки, то мы вам рекомендуем прогуляться и до остальных экспозиций Политехнического музея на ВДНХ. К примеру, в павильоне «Карелия», №67, представлена масштабная выставка велосипедов. Большая часть экспонатов — порядка 75 моделей — принадлежит настоящему энтузиасту своего дела и верному почитателю двухколесного друга Андрею Мятиеву. Уже 28 лет он увлекается тем, что собирает различные раритетные велосипеды и уникальные документы к ним. Как оказалось за последние 200 лет в мире было выдано более полумиллиона патентов на усовершенствование велосипеда. И некоторые, особенно редкие образцы, можно увидеть на ВДНХ. Андрей Мятиев честно признался нашему корреспонденту, что у него нет любимого экспоната, ведь за каждым из них стоит личная история человека и большая история человечества. Выставка продлится до 30 сентября.
Андрей Мятиев: Это детское увлечение, которое зародилось совершенно случайно. Ну велосипед я, как любой мальчишка советский очень любил. Получилось так, что мне в руки попал старинный мотоцикл. А я в те годы зачитывался журналом — Техника молодежи, Юный техник. И мне запомнилась статья, которая была посвящена следопытам авто-мото старины. То есть, это взрослые люди, которые коллекционировали, любили мотоциклы, участвовали во всяких разных выставках. Мне это было конечно, очень интересно. Остро хотелось участвовать в этой деятельности. Но возможности такой не было. Мне было 13 лет — и единственная техника, которая мне была в тот момент подвластна, собственно, и и был велосипед. И вот так из интереса к истории технике, постепенно сформировался интерес уже такой серьезный, исторический. Я начал заниматься исследованиями, начал коллекционировать разные материалы, которые велосипеда касаются лишь косвенно. И документы, и литературу, то есть я собрал очень большую библиотеку. И из этих материалов удавалось — то есть, как первоисточники они бесценны. И тот материал, который удавалось от туда почерпнуть постепенно стал формироваться в несколько книг — в книжную серию. Вот из которых я сейчас две издал, остальное в будущем.
- Очень многие из этих экспонатов любимы и интересны каждый по своему. Некоторые экспонаты могут быть не очень интересны с технической точки зрения, но очень интересны с исторической. Есть велосипеды, которые самые что ни на есть обычные, но к нему прилагалась история именно этого велосипеда, связанная с его хозяевами, истории временами бывают такие смешные, временами детективными, временами просто трагичными. И я стараюсь сохранять эти истории и демонстрировать эти велосипеды вметсе с этими историями, и рассказывать о них. Тем самым в общем-то сохраняется память об очень простых людях, которые участвовали в большой истории страны своим маленьким каким-то вот участием человеческим.
RadioBlago: Продолжая экскурсию по выставкам Политеха на ВДНХ можно также заглянуть в павильон «Оптика», №64. Там расположилась увлекательная выставка «Алиса в стране наук» с невероятными научными аттракционами и интерактивными экспонатами. Научное путешествие можно будет совершить до 4 октября.
На этом программа «Время культуры» подошла к концу!
До встречи в выставочном зале!