Сегодня наша программа посвящена 100-летнему юбилею со дня рождения великого музыканта и легендарного исполнителя ХХ века — Святослава Рихтера. Эту знаменательную дату планируют отмечать в течение всего нынешнего года. Причем не только в России, но и во многих странах мира, включая Японию. В Москве уже с начала года проходят мероприятия, посвященные признанному Мастеру: документальные и художественные выставки, концерты-посвящения, фестивали его имени. В этом выпуске мы расскажем о некоторых из них.
Святослав Рихтер — русский пианист с немецкими корнями. Детство и юность он провел в Одессе, где учился игре на фортепиано у своего отца, пианиста и органиста. Первый сольный концерт Рихтер дал в 1934 году. Спустя три года, в возрасте 22-х лет он поступил в Московскую консерваторию, не окончив никакой музыкальной школы, за что среди педагогов и товарищей был признан самоучкой. Его наставником стал выдающийся пианист, народный артист РСФСР Генрих Нейгауз. Позднее он такотзывался о своем любимом воспитаннике Святославе Рихтере: «Играет ли он Баха или #Шостаковича, Бетховена или Скрябина, Шуберта или Дебюсси — каждый раз слушатель слышит как бы живого, воскресшего композитора, каждый раз он целиком погружается в огромный своеобразный мир автора. И все это овеяно «рихтеровским духом», пронизано его неповторимой способностью проникать в самые глубокие тайны музыки!».
В 1940 году Святослав Рихтер публично дебютировал в Москве, исполнив 6-ю сонату Прокофьева, впервые после самого композитора. В дальнейшем пианист стал первым исполнителем 7-й и 9-й сонат #Сергея Прокофьева, последнюю из которых композиторпосвятил Рихтеру.
Спустя пять лет после первого выступления в Москве, Рихтер выиграл Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей, разделив первое место с Виктором Мержановым. Современники пианиста вспоминают теперь, что с первых шагов на профессиональном поприще Рихтер воспринимался всеми как виртуоз и музыкант исключительного масштаба. Владея высоким мастерством исполнительского искусства, Рихтер в глазах друзей и единомышленников оставался чрезвычайно смелым и непоколебимым человеком. В непростые для страны 40-е и 50- годы поддерживал так называемых «опальных» деятелей искусства, за что был вынужден отказываться от зарубежных гастролей. Выезд из страны для него был закрыт.
И лишь в 1960 году он сенсационно дебютировал в Финляндии и США, а немногим позже и в Великобритании, Франции, Италии, Австрии. Французский композитор и дирижер Пьер Булез так отзывался о советском исполнителе: «Его индивидуальность превосходила те возможности, которые предоставлял ему инструмент, была шире самого понятия о мастерском владении инструментом».
Многочисленные мероприятия, приуроченные к юбилею музыканта, разумеется не могли не коснуться альма-матер Рихтера — Московской консерватории. Для почитателей таланта признанного мастера, которые придут на концерты в Большой зал консерватории, силами Пушкинского музея подготовлен подарок — в фойе расположилась документальная выставка, посвященная маэстро. «Ars Ludus»(Арс Лудус) — «Искусство игры», так названа экспозиция, рассказывающая о наиболее значимых моментах в творческой судьбе Рихтера. Ректор Московской консерватории, профессор, доктор искусствоведения Александр Сергеевич Соколов рассказал о том, как великий исполнитель связал дом искусств и дом музыки.
Александр Соколов: Когда действительно другого слова не подберешь, как «великий», это говорит о том, что нам посчастливилось. Посчастливилось быть современниками, посчастливилось запечатлеть в памяти и оценить вот то, что происходит в этой художественной жизни. Имя Рихтера сегодня это действительно некоторый такой Эверест. Такая сияющая вершина, где любые сомнения не могут бросить никакую тень на это сияние. И поэтому сегодня здесь в консерватории уже это продолжение того фестиваля, того праздника, который был начат в Пушкинском музее и не случайно, потому что Рихтер связал нас, связал мир музыки, мир искусства изобразительного. Связал не только вхождения в этот мир как художник, потому что действительно вот те выставки, которые мы видели сейчас, явили его во всех его ипостасях. Но он и своим воздействием, реальным воздействием на то, что происходило в художественном мире, действительно, показал свое величие.
RadioBlago: Масштаб личности Святослава Рихтера выходил далеко за пределы одной только музыки — он увлекался театром и кино, живописью и литературой, был без ума от оперы. В детстве даже мечтал стать дирижером, но в этом качестве ему пришлось выступить лишь однажды в 1952 году. И следующих попыток Рихтер не предпринимал.
Несмотря на выдающиеся художественные способности, которые даже отмечал Роберт Фальк, живописцем Святослав Рихтер все-таки не стал. Но любовь к изобразительному искусству осталась с ним навсегда. Поэтому к встрече с Музеем Пушкина Рихтер был готов задолго до первого выступления в стенах легендарного здания на Волхонке в 1949 году. Однако лишь спустя 30 лет, в 1981-м Святослав Рихтер и тогдашний директор музея Ирина Антонова придумали и организовали фестиваль «Декабрьские вечера», который после смерти музыканта носит его имя.
Потому 100-летие со дня рождения выдающегося пианиста Музей отмечает целым рядом мероприятий. С февраля по апрель проходит документально-художественная выставка «Святослав Рихтер. От первого лица», а пару дней назад для посетителей консерватории была открыта экспозиция в фойе Большого Зала. Подробнее об этих двух событиях рассказала заведующий отделом музыкальной культуры Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина - Юлия Дэ-Клерк.
Юлия Де-Клерк: С интервалом в месяц открылись две выставки — 17 февраля Музее личных коллекций мы открыли выставку «Святослав Рихтер. От первого лица». И все, кто на этой выставки еще не был, я вас приглашаю прийти и посмотреть на нее, потому что это тоже, такая немножко необычная выставка, поскольку мы попытались на ней соединить вещи, которые возможно, вы видели, когда приходили в музей — коллекция Рихтера, это его замечательные пастели, но здесь мы попытались объединить эти вещи с материалами архива Рихтера, который фактически никогда не экспонировались. И эти вещи помогли нам воссоздать творческий портрет Рихтера, когда видно, откуда, собственно родилась эта артистическая натура. А родилась она, естественно, из семьи, из той среды, в которой он рос. На этой выставке вы увидите и детские рисунки Рихтера, собственно оттуда начались его пастели, это детские пастели Рихтера. Это рисунки тети Мэри, о которых он собственно вспоминал, что он с детства видит, как она сидит и рисует акварели и обводит свои рисунки тушью. И эта выставка, почему она еще имеет такой немножко личный, интимный, такой доверительный характер, что там очень много прямой речи Рихтера. В каждой витрине вы видите какие-то записи его, где он, например, комментирует рисунок детский, говорит, что «я родился в Житомире, и звали меня тогда Светик». Понимаете, да? То есть, она такая очень интимная и интересная эта выставка по тому материалу, который ее насыщает, помимо живописи и пастелей. Я вам очень рекомендую на нее прийти. И поэтому у нас сейчас была довольно сложная задача. Мы не могли, мы не хотели повторяться. Понимаете, да? Делая эту выставку мы исходили из двух вещей: из дружбы Рихтера с музеем нашим. И конечно от того, что площадка — это Московская государственная консерватория, то есть, это альма-матер. Поэтому музыка с одной стороны, документы, материалы, желательно, другие, изобразительный ряд, и чтобы это не повторялось. И мне кажется, нам это удалось.
RadioBlago: Выставка в Отделе личных коллекций Музея имени Пушкина по адресу — Москва, улица Волхонка, до 10 — продлится до 5 апреля. Чем выставка в консерватории отличается от той, что уже проходит в музее, рассказала директор Пушкинского — #Марина Лошак.
Марина Лошак: Мы попытались сделать выставку, которая должна напомнить зрителю, а зритель, которые приходит в консерваторию достаточно образован, достаточно искушен и многое знает, напомнить и подчеркнуть те главные вехи жизни, которые были связаны с именем этого великого художника. Художника в большом смысле этого слова. Музею было важно напомнить со своей стороны о том, какое место занимает Рихтер в жизни музея, в его истории. И мы попытались это сделать. Как мне показалось, нам удалось это сделать вполне элегантно, органично и адекватно этому месту.
RadioBlago Директор также отметила работу всех, кто был занят в подготовке выставки, и рассказала, что дизайн экспозиции разработал известный художник Алексей Подкидышев.
Диктор: Выставка «Искусство игры» в стенах консерватории охватывает все ярчайшие моменты долгой и насыщенной жизни Святослава Рихтера. Народный артист СССР, лауреат многочисленных премий и первый в Советском Союзе обладатель премии «Грэмми» Святослав Теофилович в своих выступлениях исполнил почти всю мировую фортепианную классику. При том многие его концерты являются образцами для подражания уже для нескольких поколений музыкантов. О том, какие именно моменты из жизни мастера отражены на выставке, рассказала Юлия Де-Клерк.
Юлия Де-Клерк: Первый раздел нашей выставки естественно связан с консерваторией, это консерватория класс Нейгауза. И здесь есть ряд очень редких материалов. Я просто хочу обратить ваше внимание на очень редкие фотографии. Хочу сразу же сказать, что большое спасибо Музею музыкальной культуры имени Глинки, потому что ряд материалов, которые носят знаковый характер, они любезно предоставили нам для этой выставки. В частности, вы увидите в первом разделе очень редкую афишу — это первое выступление Рихтера вместе с Нейгаузом, когда Нейгауз в 40-м году поделил с Рихтером, второе отделение играл Рихтер. И собственно первый пианист после автора, после Сергея Прокофьева, он исполнил 6-ю сонату. И достаточно известны воспоминания Рихтера, когда он говорил о том, что Сергей Сергеевич со свойственным Прокофьеву иронией и юмором сказал, что «в общем, вы справились. А теперь я бы хотел попросить вас выучить пятый фортепианный концерт, чтобы реабилитировать его, а то как-то ему очень сильно не везет». И 9-го марта 1941 года состоялась премьера Пятого фортепианного концерта. И как Рихтер потом говорил: «у меня был клоунский дебют. Музыка была клоунская, и моя премьера была клоунской». Вот в этом разделе вы увидите редкие афиши, очень редкие фотографии. Я хочу обратить ваше внимание на ноты, которые хранятся в библиотеке Рихтера, это архив Рихтера. Это восьмая Симфония Шостаковича, партитура, совершенно удивительной дарственной надписью Нейгауза «дорогому любимому Светику в день запоздавшего окончания консерватории. То есть, все, кто знает биографию Рихтера, биографию Нейгауза, могут понять, что за этой дарственной стоит. 46-й год.
Второй раздел этой выставки называется «Рождение легенды» и он посвящен собственно первым концертам Рихтера, включая его первые зарубежные концерты, пока еще в страны Социалистического лагеря. И здесь вы увидите материалы о победе Рихтера в 45-м году на конкурсе музыкантов-исполнителей. И заканчивает этот отдел, что будет очень кстати, учитывая то, что выставка будет Международного конкурса Чайковского. Это фотографии с первого конкурса Чайковского, фотографии Рихтера с Ваном Клиберном. Тоже, очень редкие афиши, и здесь же рисунок Рихтера со свойственным ему, между прочим, юмором, который посвящен Международному конкурсу Чайковского, который нарисован скрипичным ключом на здании консерватории.
RadioBlago: Святослав Рихтер играл значительную роль в формировании и развитии искусства ХХ века, многие современники называли его музыкантом — просветителем. Ведь он реанимировал большинство забытых произведений. Потому и так велико было влияние Рихтера на деятелей культуры того времени. В одном из последних разделов выставки как оммаж великому музыканту представлены многочисленные воспоминания о нем.
Юлия Де-Клерк: Третий раздел этой выставки — это годы странствий. Это как раз огромный период в жизни Рихтера, связанный с его гастролями, длительными гастролями. Конечно, нам приходилось, как и в прочих разделах, очень сильно себя ограничивать и выбирать материал. Поэтому мы здесь оставили такие знаковые вещи пунктиром, чтобы просто вы поняли, какое количество стран и континентов посетил Рихтер, где он только ни играл, и с кем он только ни играл. Поэтому начинает этот раздел замечательная совершенно фотография — первый концерт Рихтера, потому что концерты его начались с Америки, когда он поехал осенью 60-го года. Длительные, феерические концерты. И эта замечательная фотография, когда после первого концерта в Филадельфии, Нина Львовна Дорлиак вытирает ему лицо, он держит вот так вот руки. Это первый концерт. Там же конечно, очень интересные афиши, и фотографии. Фотографии с его концертов. В германии, во Франции, в Америке, репетиции с Гербертом Караяном, с Куртом Зардленгом. Чудесная фотография, сделанная на острове Корсика. То есть, этот раздел охватывает период с 60-х и по 70-е годы.
И затем очень важный раздел, хотя здесь нам тоже пришлось очень сильно выбирать материал. Он называется «Оммаж великому музыканту». То есть, это те дары, те подарки, то признание в любви, которое по-разному выражали музыканты, художники Рихтеру. Здесь вы увидите, конечно, фотографию Прокофьева, конечно. «Прокофьев и Рихтер» это вообще отдельная страница в биографии и Рихтера, и Прокофьева. Здесь же вы увидите автограф 9-й сонаты, посвященной Рихтеру. Редкие ноты с концерта Бриттена с дарственной Рихтеру. А на выставке в МЛК, если вы придете, вы увидите автограф Каденции, специально написанной Бриттеном для Рихтера. Каденция к концерту Моцарта, которая записана была Рихтером. Здесь вы увидите изумительную, очень редкую, по-моему, никогда не публиковавшуюся фотографию квартета Бородина с замечательной дарственной надписью, что если кто-то у нас что-то будет спрашивать, что мы сделали в искусстве, то мы скажем, что мы играли с Рихтером.
RadioBlago: Последние две части выставки посвящены музыкальным фестивалям, организатором которых стал Святослав Рихтер. Это не только Декабрьские вечера в Пушкинском музее. Гораздо раньше был основан фестиваль под названием «Музыкальные празднества» в Турени, во Франции. Место для проведения выбрал сам музыкант — это старинный амбар с земляным полом. Намного позже фестиваль его имени появился в городе Тарусе, который так любил исполнитель. Но стоит отметить, что на выставке «Искусство игры» акцент сделан именно на тех участниках фестивалей, которые были связаны с Московской консерваторией.
Юлия Де-Клерк: И наконец, два последних раздела связаны с двумя фестивалями Рихтера - «Музыкальные празднества» в Турени, которые стартовали еще в 64-м году. И здесь вы увидите очень редкие фотографии Рихтера со всеми музыкантами, но мы, разумеется, делали акцент на тех музыкантах, которые связаны с московской консерваторией. Особенно для нас это было важно в Декабрьских вечерах, где тоже принимали участие самые разные музыканты. Но для Рихтера тоже было очень важно его дружба, которая началась с молодежью консерваторской. Сейчас это уже большие музыканты, а тогда это была именно молодежь — Олег Каган, Наталья Гутман, Юрий Башмет, Элисо Вирсаладзе. Все это вы увидите, но нам очень важно было показать в этом разделе не только фотографии, но и изобразительный ряд. Вы знаете, что на протяжении всех Декабрьских вечеров многие художники, которые кстати входили в круг Рихтера, Артем Тамбиев, например, дружил с Рихтером, рисовали, находясь в зале. И эти сейчас рисунки, афорты, графика, пастели находятся в собрании #ГМИИ им. Пушкина. Мы постарались часть из них вам здесь показать. И совместить их, соединить вместе с фотографиями.
RadioBlago: В годовщину 100-летия со дня рождения величайшего маэстро на исторической сцене Музея имени Пушкина состоялся концерт «Приношение Рихтеру». Камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением дирижера и солиста Юрия Башмета исполнили произведения, которые прежде уже играли на Декабрьских вечерах. Важно отметить, что двух известнейших музыкантов связывала многолетняя дружба. Юрий Башмет рассказал о Святославе Рихтере, что «самое главное, что в нем было — это владение измерениями, неизвестными науке» (конец цитаты).
Музыканты исполнили произведение «Смерть и девушка» Франца Шуберта и Густава Малера, переложение струнного квартета ре минор.
Камерный ансамбль «Солисты Москвы» Юрий Башмет / Франц Шуберт и Густав Малер «Смерть и девушка»
RadioBlago: Фестиваль «Декабрьские вечера» Святослав Рихтер создавал рука об руку с президентом Государственного музея имени Пушкина Ириной Антоновой. Это именно она предложила ему в качестве концертного зала выбрать музей. К тому времени двух деятелей культуры связывала многолетняя тесная дружба. Как рассказала Ирина Александровна, Рихтер открыл для нее целый мир, научив слышать музыку.
Ирина Антонова: Известно, что Генрих Нейгауз, говоря о Рихтере, они связаны были очень серьезными дружескими отношениями. Он говорил о нем, как о человеке виденья и слышанья. И эта была правда. Потому что Рихтер был чрезвычайно одарен как художник. Сейчас у нас в музее вы можете увидеть его пастели. И можете убедиться в том, что это человек, который очень тонко и глубоко понимал законы пластического искусства. И поэтому его появление в музее не было для него случайным — а для оно просто означало какой-то новый этап в жизни музея, более того, привнесения в привычную жизнь для нас какого-то нового измерения. Более того, я скажу, то, что началось у нас, потом постепенно проникало в самые разные музеи в нашей стране. И даже зарубежом это происходило. Потому что во многих музеях используются залы экспозиционные для проведения концертов. Но никто не задумывался над тем, чтобы не просто сыграть красивую музыку в красивых залах красиво декорированных. Но найти в них какое-то созвучие. Вот когда в 81-м году в Туре, на фестивале в Туре я имела честь быть приглашенной Святославом Теофиловичем на этот фестиваль во Франции, который он создал еще задолго до этого, до 81-го года. Мы с ним договорились, что будут проведены такие Декабрьские вечера. Правда, когда я ему это предложила, он с таким неким удивлением сказал: а вообще, где же там? Я ему сказала: а почему в Туре, почему не в России, а он мне сказал: а где же там?. Вот я говорю: ну хотя бы в нашем музее. И буквально в эти же дни мы об этом договорились, даже договорились о названии и обо всем остальном.
RadioBlago: По утверждению Ирины Антоновой, Святослав Рихтер действительно был очень талантливым художником. В его работах, которые сейчас можно увидеть в Пушкинском музее, видны тонкие наблюдения природы, пейзажа. По ее словам, музыкант писал картины с большим художественным мастерством, великолепно владея цветом, у него было тонкое чувство цветовых отношений, он умел передавать атмосферу, строить экспозицию.
Ирина Антонова: Почему так случилось? Он был готов к этому. Первый концерт Святослав Теофилович сыграл у нас в 49 году, он играл сонаты Бетховена. Потом, особенно с середины 50-х годов он стал часто приезжать в музей и играть в самых разных залах. Мы узнавали об этих концертах, собирали публику, это происходило часто. Более того, когда он приезжал не один раз в год, а несколько раз в год. Но совершенно очевидно, что его призвание художника, которому он не отдал себя целиком, потому что видимо высочайшее требование к самому себе как музыканту, не позволяло вот ему стать и художником. Хотя он брал уроки и у Фалька, у очень крупного художника нашего. Но он где-то в какой-то момент перестал заниматься этим делом, хотя он очень хотел бы быть художником. И даже говорил, что я стал бы художником», когда у него спрашивали, в каком времени вы бы хотели быть, он говорил: ну конечно, Ренессанс. Он не только любил сам писать пастели или рисовать, он очень хорошо знал искусство. И когда соглашался на организацию фестиваля, которому в этом году уже 35 лет, он имел ввиду, он сразу сказал, что это должны быть не просто концерты какие-нибудь в музее, но что это должны быть продуманные программы, в которых мы будем искать вот этого созвучия пластических и музыкальных искусств.
RadioBlago: Как рассказала Ирина Антонова, умение видеть звуки, и рисовать по памяти было свойственно Святославу Рихтеру с раннего детства. Именно внутренний синтез искусств, воплощением которого стала вся история творчества музыканта, привел его к сотрудничеству и содружеству с Музеем имени Пушкина.
Ирина Антонова: Некоторые такие концерты, программы, конечно, были очень интересны. Скажем, концерт, который он называл «Три Ш», имелось ввиду Шуберт, Шуман, #Шопен. То есть, такая романтическая музыка и мы получили замечательные вещи из зарубежных музеев. Нам прислали картины и Лувр, и немецкий музей, художников романтиков. И конечно, наши отечественные музеи: Третьяковка и Русский музей. Была великолепная выставка. Или несколько Декабрьских вечеров, связанных с искусством Великобритании. Опять-таки английские музеи давали нам специально для Декабрьских вечеров художественные произведения. А иногда мы делали по такой сложной программе. Например, у нас... мне дорога эта программа, когда мы взяли с одной стороны афорты Рембрандта, а с другой — камерную музыку Бетховена. Музыкант и художник из разных стран, разной эпохи, но это мастера большой крупной формы, симфонии, большой картины. И здесь как бы камерное творчество. Сколько же мы нашли внутренних соприкосновений, подходов, методов. Просто это было совершенно удивительно. Таким образом, складывались эти программы. И надо вам сказать, что Святослав Теофилович принимал необыкновенно активное участие для их подготовки. Вплоть до того, что в различные музеи мира, он, как говорится, не гнушался вместе со мной подписывать просьбы руководителям этих музеев, чтобы получить ту или другую картину. И несомненно, его имя было так известно, но в ряде случаев его подпись просто была решающей для того или другого музея, в том числе зарубежного, чтобы нам предоставили какие-то произведения. Вот этот объем его понимания искусства, отношения с искусством, оказался для нас чрезвычайно важным.
RadioBlago: Для Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина судьбоносная встреча с гением Святослава Рихтера тоже была не случайной, считает Ирина Антонова. Ведь с момента основания музей так или иначе был связан с музыкантами, особенно пианистами.
Ирина Антонова: И вы знаете, я хочу вам сказать, что в Музее какой-то ген интереса к музыке был заложен с самого начала. Известно, что первая жена Ивана Вадимовича Цветаева была очень хорошей пианисткой. И Марина Цветаева была прекрасной пианисткой. Но для нее как для Рихтера стоял вопрос, или стать пианисткой, или все-таки отдать себя поэтическому творчеству. И она выбрала, конечно, поэзию. Но она очень часто говорила: «наш музыкальный корабль», она имела ввиду свой дом и музей уже построенный отцом, который, кстати, еще до войны... В нем выступала Обухова с большим концертом, как мы узнали. То есть, приходили музыканты и здесь присутствовали. Но вот такое явление, как Декабрьские вечера — это уже создание Святослава Теофиловича. Надо вам сказать, что Святослав Теофилович действительно полюбил музей, он считал его своим домом, он так и говорил «У меня теперь есть дом». Особенно когда он изъявил желание отдать в наш музей всю свою коллекцию картин. В таком обычном смысле слова, Рихтер не был коллекционером, но он очень любил искусство, и многие, и зарубежные, и российские художники, такие как Шухаев, или такие как Фальк, скажем, Дмитрий Краснопевцев, они ему дарили свои вещи. Но кроме того, замечательный немецкий мастер Хартман или Кокошко. Они тоже ему давали свои вещи. Вся его коллекция находится в нашем музее — это его великий дар нам и его память. И он говорил «теперь у меня есть мой дом. Я спокоен. И голубь, он имел ввиду голубь с работы Пикассо, с которым он встречался, с моих антресолей перелетел в музей, то есть вот он имел ввиду этот свой дар своей коллекции.
RadioBlago: Ирина Антонова подчеркнула, что название выставки в Консерватории выбрано очень точно — Рихтер действительно был человеком Игры в широком смысле этого слова. Примерно также говорила о своих неожиданных открытиях после исследовательской работы над выставкой Юлия Де-Клерк.
Юлия Де-Клерк: Игра... Почему эта выставка называется «Ars Ludus», потому что здесь игра подразумевается в широком смысле слова. Не только музыкальной. Но и вообще игра, как восприятие жизни, его артистическая натура. Он очень любил кино, и вот на выставке в Музее личных коллекций среди детских рисунков там есть афиша, кино-афиша, очень смешная, где написано Filma, потому что это был период уже его одесской жизни, где он собственно в 20-е годы он впервые увидел кино. И на него огромное впечатление произвели киноплакаты. Он об этом пишет, что 2на меня огромное впечатление произвели киноплакаты». И вот он сам стал делать такие киноафиши. И одну из них мы показываем в музее личных коллекций, на выставку, о которой я говорила. Для почитателей таланта Рихтера они будут неожиданными совершенно, потому что лично для меня , для музыканта, когда я погрузилась в архив Рихтера, и для себя вот стала открывать вот все эти документы. Они открыли для меня образ Рихтера совершенно с неизвестной стороны. То есть, для меня, например, стало понятно, как формировалась его артистичная натура, что этот артистизм в нем был с раннего детства. Невероятно воображение, фантазия, он все преломлял сквозь призму своего совершенно видения. Его пейзажи, понимаете, это не просто пейзажи, он все делал по памяти. А когда вы делаете эскиз или пишите пастель по памяти, то понятно, что сюда уже примешиваются уже какие-то ощущения, ассоциации. И действительно, он делал все по своему. И музыку он слышал также. Хотя говорят, что он был великий коммуникатор, как его называл Глен Гульд, величайший тоже пианист современности, блестящий интерпретатор Баха, но Рихтера он называл великим коммуникатором нашего времени. И говорил о том, что, он конечно, невероятно погружается в эпоху, то есть как бы преображается
в композитора. И вроде бы вот рихторовский Скрябин, это Скрябин, рихторовский Шопен, это действительно, Шопен. Но безусловно, конечно, огромная его личная харизма в этом во всем чувствуется.
RadioBlago: Юбилейная экспозиция в фойе Московской государственной консерватории закончит свою работу 2 июля, сразу после завершения в исторических стенах 15-го Международного конкурса имени Чайковского. Святослав Рихтер входил в жюри первого состязания, а на следующий день после объявления результатов выступил с сольным концертом, который современниками был признан лучшим в сезоне. Тогда впервые игру Рихтера услышали зарубежные исполнители и были поражены. Теперь спустя почти 60 лет имя Святослава Рихтера стало всемирно известно.
Выставку «Искусство игры» можно посмотреть адресу: Москва, улица Большая Никитская, 13 дробь 6. На этом программа «Время культуры» подошла к концу! До встречи в выставочном зале!