Сегодня наша программа посвящена юбилею Союза фотохудожников России. На днях в Москве в Доме журналиста открылась выставка к 25-летию объединения.
Учредительный съезд Союза фотохудожников состоялся в декабре 1990 года в Курске. Его делегатами стали 200 фотографов практически из всех крупных городов России. Спустя полгода 14 марта 1991 г. Союз фотохудожников России был зарегистрирован Министерством юстиции РСФСР как общественная организация.
С тех пор вот уже четверть века членами творческого союза становятся граждане России и других стран в возрасте не моложе 18 лет и достигшие определенного творческого уровня в различных областях фотографии. В него также входят историки, теоретики и критики фотоискусства, специалисты по подготовке фотографических изданий и выставок, специалисты в области фотографической науки и техники, педагоги и руководители фотоколлективов, а также юридические лица – общественные объединения.
На сегодняшний день членами союза являются более 2000 профессиональных фотохудожников, фотожурналистов, бильдредакторов, фотокритиков, историков, руководителей и педагогов детских фотостудий, а также фотолюбителей.
Союз фотохудожников регулярно организует выставки, конкурсы, фестивали, творческие семинары, конференции и симпозиумы, по мере сил и возможностей оказывает содействие фотолюбительскому движению в России, в том числе и детскому. Помимо этого, объединение защищает авторские права и интересы фотографов в государственных и общественных организациях, частных предприятиях, как в России, так и за рубежом.
Инициатором и бессменным руководителем союза на протяжении 24 лет был известный фотохудожник, куратор выставок и издательских проектов Андрей Иванович Баскаков. В мае 2014 года он ушел из жизни. И потому юбилей его детища в этот раз отмечали без него. Но незримое присутствие первого председателя объединения все равно ощущалось. В коротком видео ролике, который показали гостям юбилейной выставки, звучал его голос, видеоряд заполняли снимки прошедших лет, на которых присутствующие фотохудожники с интересом находили себя.
Председатель Союза фотохудожников России Юрий Батурин рассказал нашему корреспонденту, что 25 лет пролетели, как один день, так сказать, в едином порыве.
Юрий Батурин: Это, конечно, очень маленькая история. 25 лет с точки зрения историков – это еще и не история совсем. Союз 25 лет прожил и он прожил эти 25 лет как один самостоятельный и значимый эпизод или действие, если к театральным терминам прибегать, которое не разбито на отдельные акты. Потому что председателем Союза фотохудожников и инициатором его создания был Андрей Иванович Баскаков. Он все держал в руках. Он 24 года был у руля. И именно поэтому курс был все время один. И я поэтому говорю, что эти 25 лет – это первый фрагмент истории союза фотохудожников России, которая, я надеюсь, будет продолжаться. Теперь уж, поскольку его нет, и начался другой этап, второе 25-летие. Будет другой эпизод. А может, следующий эпизод будет коротким, 5 лет, а что-нибудь придет потом. Но первый очень целостный кусок – 24 года, 25 лет почти.
Вы знаете, все время вспоминается какая-нибудь выставка или какой-нибудь мастер-класс молодых фотохудожников. Когда мы сегодня смотрели эту хронологию с 90-го года по 2015-й, и все фотоснимки были сделаны либо на выставках, либо на подобных слетах. Впечатление невероятно огромного количества выставок, которые, вот если сядь и планируй, невозможно запланировать. Оказывается, когда сил не так много. Силы есть, потому что много фотографов. Финансовых средств не так много, ведь союз живет только на членские взносы. Мы не коммерческая организация. И финансовых средств не так много, а в результате оказывается, что очень много выставок, и вот это и есть главное впечатление. Они все слились, как в одну, и вместе с тем видишь, что их очень много.
RadioBlago: Все эти годы Союз фотохудожников России активно участвует в международном фотографическом движении и сотрудничает с международными организациями. Как мы уже упоминали, членами союза могут становиться не только граждане России, но и из других государств. Сегодня участников объединения можно найти в США, Франции, Нидерландах, Болгарии, Италии, Германии, Литве, Украине, Беларуси. Поздравить союз с 25-летним юбилеем приехал председатель литовской Ассоциации фотографов, президент клуба пресс-фотографов Литвы Йонас Стеселис.
Йонас Стеселис: От союза фотохудожников Литвы хочу передать самые лучшие пожелания и поздравления. И хочу передать персональные от Антанаса Суткуса, Александраса Мацияускаса. Также Виталий Бутырин, с кем говорил неделю назад, всем просил передать лучшие пожелания, кто его еще помнит. Конечно, Альгимантас Александравичюс и Ромуальдас Пожерскис, которых я видел в этих работах, которые вы показывали. И я думаю, что наши общие некоторые проекты, и даже «Молодые фотографы России», где я сам участвовал, где Ромуальдас Пожерскис участвовал, Альгимантас Александравичюс. Мы и в Вильнюсе показывали выставки молодых фотографов, и приезд ваших фотохудожников в Литву (#Владимир Вяткин был даже два раза у нас на семинаре и на фестивале фотожурналистике в Вильнюс); эти общие вещи, которые мы делаем как организации для фотографии: вы – для российской, мы – для литовской. Мы заботимся о фотографии как о целом. Мы очень рады тому, что наш язык – это фотография, который пониманиют во всем мире. И я думаю, что, несмотря на то, где мы находимся, нас поймут и наши коллеги, и просто люди, которые приходят посмотреть. Я думаю, что эта дружба, это понимание друг друга и наше стремление, думая, показать людям мир так, как мы видим. Мы видим глазами фотографов, мы видим глазами художников. Что мы можем это продолжать делать даже не только в стенах своих галерей, а в наших. Обмениваться и выставками, и книгами. Это очень важно, потому что культура и искусство, это, наверное, вещи, которые сближают людей, несмотря на то, где они находятся, откуда они, какого цвета у них глаза или волосы, они молодые или старые, это вещи, которые объединяют нас как людей, как «творителей», во всех пониманиях этого слова. И надеюсь, что наши союзы будут продолжать ту деятельность, которой занимались 25 лет, что это продолжится и на следующие 25 лет. Потому что вы знаете нашу, более классическую, может быть, фотографию, но я думаю, что придет время, и вы увидите наших молодых авторов. Так как Литва выросла в фотографическом понимании на классической фотографии, нам ваша фотография очень близка. Я думаю, что вот на этом языке мы и будем дальше говорить и общаться.
RadioBlago: В Союз фотохудожников России новых членов принимают на конкурсной основе. Фотографы отправляют на сайт объединения заявку, творческую биографию и свои работы, чтобы специально собранная комиссия из участников и приглашенных специалистов оценила профессиональный и творческий уровень претендента. Комиссия должна состоять не менее чем из трех человек. Прием в организацию обычно осуществляется не реже чем раз в год.
Фотохудожник Александр Тягны-Рядно многие годы был секретарем. Он заверил нашего корреспондента, что в объединение берут только самых достойных авторов.
Александр Тягны-Рядно: Конечно, присылают свои коллекции довольно много фотохудожников, но не все становятся членами союза. Есть определенная планка, достаточно высокая. Мы стараемся ее держать. Не принимаем всех подряд в наш союз. Только люди с достаточно сильными творческими амбициями, которые хотят именно заниматься творчеством, а не просто щелкать телефоном где попало. Очень важно, чтобы эта фотография жила не только в телефоне или компьютере, а обязательно жила на стенке. Чтобы она была бумажной, чтобы она была именно арт-фотографией. Особенно важно это сейчас, когда вот почти умирает журналистика профессиональная. И как раз очень большая часть журналистов переходит именно в арт-фотографию. Какая-то часть переходит в пиар фотографию, какая-то в арт. Это то, что никогда не умрет и никуда не денется. Она всегда будет жить, потому что искусство – вечно. Как сегодня говорили, с такими экивоками человек из Академии художеств, что фотография помогает живописи. Она не помогает живописи, она наравне вполне с живописью сейчас в искусстве совершенно спокойно существует.
Творите, творите, потому что союз фотохудожников – это союз творцов. И поэтому первое, что должны, это творить. Чтобы фотография не оставалась у вас в телефоне, компьютере, она шла к людям, на стенки. Сейчас очень важно нести ее в массы.
RadioBlago: По словам нашего собеседника, большая 25-летняя история объединения складывается из маленьких индивидуальных историй каждого фотохудожника. Бурная и кипящая жизнь организации влияла на творческое развитие его участников, и наоборот – профессиональный рост каждого из фотохудожника привносил нечто новое в общее дело объединения.
Александр Тягны-Рядно: Профессия фотографа это такая глубоко индивидуальная вещь. Все мы сидим в своих темных комнатах. Сейчас уже нет, но, тем не менее, все равно осталось традиционно такое вот. Очень индивидуальная профессия. Поэтому каждая история – своя история. У меня тоже. Вот 25-летие союза совпало с моим 60-летием. Поэтому у меня тоже двойной юбилей в этом году. Я тоже делаю большую монографию, выпускаю книгу. За все свои 60 лет. С помощью союза тоже. И когда я сидел и полгода делал эту книгу, вспоминал те этапы, которые прошел вместе с Союзом фотохудожников. И наши семинары, и наши поездки по Волге, и наши выставки совместные, и мои работы, которые я вспоминал, как я их когда-то отбирал на выставку, сейчас я отбирал их вот в эту книгу. Поэтому для меня это все было вот так вот связано.
RadioBlago: За неполных три десятка лет существования организации была собрана большая коллекция – старинные работы, фотоаппараты и фото-принадлежности. Кроме того, у Союза есть специализированная библиотека, состоящая из раритетных книг, альбомов и журналов по фото искусству конца XIX - начала XX века, а также современных российских и зарубежных изданий.
С 2007-го по 2012-й год Союз фотохудожников подготовил и издал 9 фотоальбомов в серии «Фотографическое наследие» издательства «Арт-Родник». В этих книгах были представлены авторские работы Аркадия Шайхета, Евгения Халдея, Ивана Шагина, Бориса Игнатовича, Александра Гринберга и других. В прошлом году вышел посмертный альбом фото работ Андрея Баскакова.
На выставке к 25-летию Союза фотохудожников России, которая открылась в Мраморном зале Дома журналиста, представлены работы из собрания объединения.
По словам устроителей, снимки, которые вошли в экспозицию, отражают основные творческие направления в фото-искусстве с 80-х годов до нашего времени. Цитирую: «Изменения, произошедшие за это время в стране, обществе, технологиях не могли не сказаться на творческой фотографии, отразились в ней и активизировали поиски фотохудожникам нового языка, новых тем и стиля».
О юбилейной выставке нам рассказала один из ее кураторов, журналист, фоторедактор и директор Школы визуальных искусств Наталья Ударцева.
Наталья Ударцева: Мы не выбирали авторов, мы не выбирали лучшее, мы выбирали направление. И нашей задачей было показать разные направления, которые существовали и существуют на сегодняшний день в фото искусстве. И собственно эти разные направления мы показывали на выставке. Поэтому воспринимать ее как творческий отчет союза художников за 25 лет это не правильно, потому что союз фотохудожников за 25 лет накопил материал. И Манежа точно не хватит, чтобы его показать. И мне кажется, что правильно все-таки, придя на эту выставку, вспомнить о тех исследованиях, исканиях, поисках новых направлений, нового языка. Все это здесь есть, все есть на выставке.
Смотрите, Колосов – пикториальный. Тот же Геннадий Бодров, который образный, точный. Щеколдин с его а-официальной фотографией, неофициальной. Борисов с его поисками – тоже неофициальный. Баскаков – две очень интересные работы. Ляля Кузнецова с цыганами. То есть тема: цыгане в Советском союзе – это тоже самое, что, по-моему, в Индии неприкасаемые. И она дает такой очень мощный, классный образ, и здесь это присутствует. Молодые фотохудожники России, которые показывают сегодняшнюю реальность, пытаются ее переосмыслить, исследовать и выразить визуально. Антон Уницын, Светлана Тарасова – ее нет на выставке, но, тем не менее, она интересная. Миша Томожилов, Марина Маковецкая, которая... это был просто подвиг, когда она уехала. Она же поехала на несколько недель, а застряла чуть ли не на четыре месяца в этом Памире. Вот такая некая самоотверженность – это совершенно новое слово, потому что не было такого. Фотожурналист профессиональный не будет так долго зависать, хотя есть примеры. Тот же Геннадий Копосов, «огоньковец», которого отправили в Антарктиду на несколько недель, он застрял там на полгода. И когда он вернулся из экспедиции, ему сказали: «Ты уволен. Ну, прояви пленки, ладно, посмотрим». И когда проявили пленки, сделали несколько номеров журнала «Огонек». А после этого он стал известен во всем мире. И он один из победителей, лауреатов World Press Photo. С другим проектом, но все же. И он известен историей про вот эту антарктическую экспедицию. И мне кажется, что здесь так все переплелось и так все интересно, и так все здорово. Вита Буйвид – интересный, потрясающе интересный фотохудожник. Я не помню, кто снял группу «Кино», но тоже здесь что важно – направление и отклик художника на время. На те новые явления, которые происходят в мире. Потому что никто (я абсолютно убеждена) кроме художников, называется ли он художником просто или фотохудожником (на Западе это artist)… откликаются, душевные такие вибрации, на изменения, происходящие в мире. Поэтому этим интересна. И с этой точки зрения надо смотреть на выставку. А не пытаться понять, почему мы включили Васильева и не включили кого-то другого.
Потому что для челябинской фотографии это тоже был такой прорыв. Это было классно, было здорово, когда он показал обнаженных беременных женщин. Представляете, для советской фотографии? Или проник в роддом и снял счастливого отца, которому показывают в первый раз ребенка. Не кажется, что в этом фишка этой выставки.
RadioBlago: Среди авторов, представленных на выставке, есть и признанные мастера и молодые фотохудожники, определяющие лицо современной фотографической России. В экспозицию вошли работы таких известных и авторитетных авторов, как Сергей Борисов, Георгий Колосов, Геннадий Бодров, Геннадий Копосов, Ляля Кузнецова, Светлана Пожарская, Валерий Щеколдин, Андрей Баскаков, Евгений Канаев, Владимир Соколаев, Анаталий Черей, Вита Буйвид и другие.
Один из авторов нового поколения, чьи работы также вошли в юбилейную выставку, Марина Маковецкая. В Доме журналиста можно увидеть ее работы из серии «Горцы. Таджикистан».
Марина Маковецкая: Я люблю снимать жизнь, потому что это знакомство, это вообще знакомство. Тут есть моя квартира, а есть жизнь вокруг меня. И вот эта съемка – это знакомство, а какие бывают люди, а как они выживают, а сейчас многие именно не живут, а выживают. То есть, где, в чем они находят моменты радости, где они находят свои опоры – это очень интересно и поучительно. Это и меня каким-то образом воспитывает. Я вижу и могу сравнить: эти люди живут намного хуже, чем я, но могу ли я роптать на что-то, если люди вот так вот выживают.
А с другой стороны, если говорить, как, какой жанр, пейзажи. Я помню, я была на Памире, и я, конечно, такой красоты еще не видала. И я вот выхожу рано утром, и с первым солнышком. Только-только там где-то еще первое солнышко. Оно еще только сообщило, его еще нет. И я иду одна, я прошла кишлак, я выхожу в горы. И передо мной ковер из горных цветов, горная речка, она голубая, я таких никогда не видела! Горы по обе стороны ущелья, с белыми шапочками. И я думаю: «Боже мой! Если есть рай, если есть рай на земле, то он здесь и сейчас». Вот иди и наслаждайся. Это действительно рай, это действительно счастье. Это счастье, что у меня это в жизни было. И в данном случае мне даже не нужно было снимать этот пейзаж, я просто была счастлива, что я его видела. Эта картина у меня до сих пор стоит вот тут вот, на моей матрице, вот на моем глазном дне, она там стоит. Хотя я сделала пару кадров, но я думаю, что самые ценные кадры, они внутри. А дальше была съемка жизни.
Вы знаете, я смотрела работы молодых ребят, не по сроку членства, а по их физическому возрасту. И я вижу, что есть молодые и очень смелые ребята. И я внутренне даже говорю (не очень разговорчивая в интернете): «Молодец, здорово! Как здорово, что ты не побоялся, ты туда проник, ты – туда». Особенно, когда ты сам побываешь в этой шкуре, ты понимаешь этот труд, который человек прошел. И иногда даже удивляешься, откуда там у 23-летнего или 25-летнего вот это вот, вот такая закалка: не бояться трудностей, снять, искать разные формы, играть в эти формы. Это очень здорово! Не стоять на месте – развиваться!
RadioBlago: Поиск и поддержка молодых фотохудожников – одно из самых важных направлений работы Союза фотохудожников. С 2001 года они проводят Молодежный фотоконкурс и фото-фестиваль «Молодые фотографы России». И несмотря на возникающие трудности секретариат союза не отказывается от идеи проведения конкурса для молодых авторов и в этом году. Об этом рассказала Наталья Ударцева.
Наталья Ударцева: Я вообще считаю, что за молодыми будущее. Это мое убеждение, моя жизненная позиция. И мне кажется, грустно слышать, когда человек стучит себя в грудь кулаком и кричит: «Я 40 лет в фотографии!». Мне кажется, это диагноз. И не надо этим хвалиться. Мне интересны те авторы, которые независимо от возраста меняются. И стараются соответствовать времени, в котором они живут. И мне страшно интересны молодые фотографы. Очень большая заслуга Союза фотохудожников именно в том, что взращивает, поддерживает и всячески показывает их. И это площадка для молодых фотохудожников. Вот фестиваль «Молодые фотографы» – он безумно важен. Он просто очень-очень важен. И мне кажется, что проведение его и те люди, которые туда приезжают, которые там находят общение, находят контакты, это очень важно. И в этом году это будет запущено в конце июня, в начале июля. И я надеюсь, что мы покажем новые таланты и откроем новые имена.
RadioBlago: Открытию юбилейной выставки в Доме журналиста предшествовала торжественная часть и пресс-конференция, в рамках которой состоялась небольшая дискуссия о дальнейшей судьбе художественной фотографии. Как отметил председатель Союза Юрий Батурин, ни одно заседание объединения не обходится без споров на самые насущные и волнующие фотографов темы. Поводом для нынешнего откровенного разговора послужил вопрос от присутствующего в зале журналиста. Он попросил собравшихся профессионалов перечислить существующие в настоящее время тенденции в фотографии и рассказать, какие из них более и менее популярны. Вопрос задел за живое сразу несколько участников круглого стола. Обмен мнениями открыла Светлана Пожарская, продолжили Владимир Вяткин и Александр Тягны-Рядно, и подытожила короткую дискуссию Наталья Ударцева.
Светлана Пожарская: Меня вообще поразило последнее нововведение World Press Photo. Вот это точно нас помирит, тех, кто делит фотографов на художников и репортеров. Там ввели новую номинацию «Постановочный портрет», то есть, это говорит о том, что мы сближаемся настолько, что иногда сказать «кто ты», да и важно ли это? В конечном итоге мы видим продукт. То, что мы даем. Конечно, здесь среди нас сейчас нет искусствоведа. Евстигнеев Валерий, нет его?
Владимир Вяткин: Давай я отвечу.
Светлана Пожарская: Дополни.
Владимир Вяткин: Основа фотографии – ее документальность. И сама же документальность уничтожает художественность. Поэтому баланс и соотношение документальности и художественности, художественности и документальности – это сверх-задача. Это самое сложное, это самое неизвестное и непонятное никому. Вы сказали, какие идут сейчас направления. В тренде сейчас глупая, случайная фотография. Интеллектуальная идет в сторону. Россия, к сожалению, мне стыдно об этом говорить, не визуальна. Мне стыдно об этом говорить, не потому что у нас не было, нет и не будет выдающихся, великих фотографов, нет, они были, есть и будут. Я говорю о том, что общественное сознание не видит в фотографе производителя материальных и культурных ценностей. Художник, живописец, да, а фотограф... Все мы «фоткаем», мерзкий глагол «фоткать» и мерзкое слово «фотка». Студенты журфака, которые учатся у меня, если я слышу слова «фоткать» или «фотка», я говорю: «Извини, ты у меня не можешь учиться. Иди на кафедру русского языка, выучи нужные слова в области фотографии, а потом приходи и учись». Все начинается с этого. Технологическая доступность девальвировала настоящую, умную, художественную и журналистскую фотографию.
Александр Тягны-Рядно: Я продолжу и подискутирую, как вы нам предлагали. Я считаю, что не совсем так уж мы все глупы. На самом деле, именно сейчас значение Союза фотохудожников (хотя я тоже не очень люблю это слово), но именно в данный момент, оно должно, по крайней мере, сильно возрастать. Потому что именно сейчас тот момент, когда умирает фактически журналистская фотография. Она убита многими вещами: интернетом, телевидением, народной журналистикой, в том числе. Я имею ввиду профессиональную фотографию. Потому что сейчас уже многие агентства просто покупают чуть ли не 50% фотоснимков с мобильного телефона человека, присутствовавшего при этой ситуации, таким образом вся журналистская фотография… Центр тяжести перемещается с журналистики, на которой мы многие из здесь присутствующих воспитаны были и вышли из нее. Перемещается в сторону арт-фотографии. И в другом направлении – в сторону фотографии-пиара. Сейчас во многом журналистика превращается в пиар. Вы понимаете, в некую рекламу каких-то продуктов или корпораций или чего угодно. И вот это тоже большая часть, которая занимает место в фотографии журналистской, это пиар или индустриальная фотография, которая тоже является частью такой же этой фотографии-пиара. Таким образом, вот тренды, которые на мой взгляд, я считаю, сейчас.
Наталья Ударцева: Мне очень понятна боль и Саши, и Володи. Как директор школы визуальных искусств не могу согласиться ни с тем, ни с другим окончательно и бесповоротно. Почему? Потому что… по поводу глупой фотографии – мне кажется, что жила, будет жить и продолжает быть в тренде умная, интересная, увлекающая зрителя, заставляющая его думать, фотография. Не могу согласиться, что журналистика и мобильный телефон – это равные вещи. Фотоснимок снятый на мобильный телефон может быть фотожурналистским. И мне кажется, важно понимать, куда мы движемся. Мы движемся, правильно сказала Светлана, в сторону соединения арт и док. И чем интереснее будет сделана работа, уже не надо вешать ярлыки. Достаточно. Мне кажется, просто нужно понимать, что время за умными, интересными и глубокими работами.
RadioBlago: Один из членов Союза, фотохудожник и журналист Марк Штейнбок признался нашему корреспонденту, что поддерживает рассуждения, а лучше сказать, негодование выступающих относительно современного положения дел в российском фото искусстве. По его мнению, истинная фотография – черно-белая классическая, такая, какой ее помнят самые первые участники Союза фотохудожников. Наш собеседник больше 10 лет проработал в журнале, где требовалось снимать иную фотографию – яркую и красочную, в некотором смысле гламурную. И вот спустя годы он вновь вернулся к тому делу, которое считает правильным для настоящего фотографа. Напоследок мы попросили опытного фотографа дать совет молодым коллегам, которые только стремятся попасть в союз фотохудожников России.
Марк Штейнбок: Что касается Союза фотохудожников, честно говоря, мое впечатление только сейчас вот окончательно сложилось. Потому что я профессиональный фотограф и мне, не нужно быть в союзе фотохудожников, на самом деле. Мне предложили, я согласился, мне дали корочки, какие-то деньги высчитывали, я не знаю, там, но я с удовольствием считался. Но реально я занимался просто профессиональной фотографией и сейчас занимаюсь. Хочу сказать, что касается Союза фотохудожников, то я в восторге от вот этого мероприятия. В первую очередь. Я опоздал немножко. Я услышал очень много умных, интересных высказываний о фотографии, о современной и так далее, и так далее. Для меня это было неожиданно совершенно. Я не ожидал, что будет такого уровня разговор. Мне показалось, что он достаточно интересный был. Но потом я увидел очень хорошие работы. Но вот эта черно-белая серия, она совершенно меня удивила тем, как это сделано. Отбором и оформление. Оформление лаконичное, в одном стиле. Удобное. Но меня поразили вот эти вот сами работы, потому что я считаю, что это такая вот настоящая фотография, она не профессиональная, она творческая. Мне просто приятно было рассматривать. И я считаю, что на этом примере я понял, что союз фотохудожников, реально, это некая организация. Наверняка, они там, может, еще много чего делают, но я сейчас просто столкнулся с этим и пришел в восторг от замечательного мероприятия.
Могу пожелать тем, у кого потенциально есть стремление, талант, чтобы узнали, что здесь ему помогут, и сюда прийти. Здесь есть люди, которые его направят. И пожелание просто не стеснятся, а узнать и прийти, и воспользоваться теми преимуществами, которые дает этот союз.
RadioBlago: Выставка фотографий к 25-летию Союза фотохудожников России будет работает до 31 января 2016 в Доме журналиста в Москве по адресу: Никитский бульвар, дом 8. Метро «Арбатская». На этом выпуск программы «Время культуры» подошел к концу. До встречи в выставочном зале!