Время культуры
Время культуры

меню

Скрипач Мирон Полякин

2255

Прославленная на весь мир «Русская скрипичная школа» профессора Петербургской консерватории Леопольда Семеновича Ауэра дала миру плеяду выдающихся скрипачей. С начала XX века воспитанники русских, а потом и советских консерваторий систематически пополняли ряды мировых скрипачей, умножая славу нашей отечественной музыки на всех международных конкурсах и концертных эстрадах мира.

Среди самых ярких и крупных скрипачей особое место занимает Мирон Борисович Полякин. Родился он в 1895 году в городе Черкассы. Заниматься на скрипке начал под руководством отца. Затем с семилетнего возраста учился в Киевской музыкальной школе у ученицы Фердинанда Лауба Елены Николаевны Вонсовской. И, наконец, с 1908 года – в Петербургской консерватории у профессора Леопольда Семеновича Ауэра.


В годы занятий в консерватории Полякин с большим успехом выступал в концертах в Петербурге и ряде других крупных городов России, неизменно демонстрируя блестящие артистические успехи. Завершив образование в 1918 году, он выехал на гастроли. С 1918 года по 1922 год скрипач концертировал в Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Германии, где его концерты пользовались большим успехом у слушателей и сопровождались восторженными откликами прессы.

В 1922 году Полякин переехал в США и первыми же концертами завоевал славу мирового скрипача. После концертов в Мексике артист в 1925 году вернулся в США, принял в Нью-Йорке участие в «Конкурсе всемирных скрипачей» и получил первую премию за исполнение Концерта П.И.Чайковского.


В 1926 году Полякин возвратился на родину и окунулся в бурную гастрольно-концертную деятельность по городам Советского Союза. Вскоре началась его плодотворная педагогическая деятельность: с 1928 по 1936 год Полякин состоял профессором Ленинградской консерватории, а с 1936 года и до конца жизни – Московской консерватории.

В 1940 году Мирону Борисовичу Полякину было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

21 мая 1941 год, возвращаясь в Москву после концертов в Крыму, Мирон Борисович скончался в поезде в возрасте 46 лет.

В наше время в мире очень много пианистов, скрипачей и виолончелистов, с полным блеском владеющих своими инструментами. Высокий уровень технического мастерства давно перестал быть редкостью. Но среди инструменталистов очень мало художников с неповторимой индивидуальностью, способных ярко и самобытно нести слушателям сокровенные чувства и идеи композиторов. В Полякине счастливо и в полной мере сочетались обе эти стороны. В любом произведение своего огромного репертуара у него всегда был запас идей, всегда было, что сказать, и рядом с этим полная вооруженность всеми скрипичными выразительными средствами, необходимыми для осуществления самых сложных художественных намерений.


Мирон Полякин был ярчайшим представителем романтического направления музыкального исполнительства. Его искусство отличали поэтичность, эмоциональная взволнованность, глубокое постижение авторского замысла и убедительная передача его слушателям. Уникальный звук Полякина, звук разнообразных тембров и оттенков, отражал любые настроения в любом произведений. Это и теплое лирическое высказывание в канцонетте из скрипичного концерта Чайковского, и стихийно клокочущее, бурное начало концерта Брамса, и почти органное звучание в Чаконе Баха, и чарующий теплый звук в концерте Мендельсона. У Мирона Борисовича была идеальная интонация, разнообразный живой и яркий ритм, великолепно звучащие штрихи, высочайшего качества виртуозность. Этот первоклассный технический аппарат никогда не доминировал и всегда был как бы в тени. Полякин с полным правом мог бы сказать, что он не только верил в ту истину, что техника не цель, а средство, но всем своим искусством всю жизнь утверждал эту эстетическую аксиому. В репертуаре Полякина не было «коренных» или «проходных» пьес. Любое исполняемое им произведение было достойно огромного таланта и выдающегося мастерства артиста.

Полякин был вечным тружеником. Он одинаково ответственно готовился и к открытому концерту в столице, и к периферийному вступлению в клубе. Артист всегда был на высоте, потому что безгранично любил музыку, глубоко уважал слушателей и передавал равновеликое значение каждому своему выступлению. За всю жизнь Полякин не дал ни одного концерта, в котором не горел бы в полный накал своего дарования и вдохновения. Его искусство шло от сердца к сердцу.


При жизни Полякина средства звукозаписи были не на высоте, размах граммофонной промышленности был скромным, записей его исполнений сделано мало, и к тому же некоторые из них безвозвратно утрачены.


В комментариях нуждается каденция к Концерту Бетховена. В 1936 году киностудии «Белгоскино» выпустила музыкальный фильм «Концерт Бетховена». В этом фильме записана первая часть концерта в исполнении Мирона Полякина, дирижер – Карл Ильич Элиасберг. По сюжету фильма в роле скрипача выступает одаренный мальчик, который играет концерт со «своей» каденцией, написанной замечательным советским композитором Исааком Осиповичем Дунаевский. Это единственная запись концерта Бетховена в исполнении Мирона Полякина. На протяжении почти всей части на музыку концерта наложен актерский текст, и только каденция и кода, по счастливой случайности, звучат без речевых помех.

Теги: #Музыка


Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: