Продолжаем рассказ о композиторе и пианисте Сергее Прокофьеве.
Как и Cергей Рахманинов, #Сергей Прокофьев - композитор нашел в Прокофьеве - пианисте своего идеального исполнителя. Из сохранившихся записей со скидкой на техническое несовершенство в какой-то мере удается воссоздать облик замечательного пианиста. Особый интерес представляет Увертюра на еврейские темы в исполнении автора, кларнетиста Александра Володина и Квартета имени Бетховена. Увертюра была написана в 1920 году в США по заказу ансамбля Зимро и им же впервые исполнена с участием автора. Вскоре состоялась премьера и в нашей стране. И с тех пор этот секстет стал одним из популярнейших произведений Прокофьева.
Сергей Прокофьев. Увертюра на еврейские темы. Архивная запись. Москва. 1937 год. Исполняют: Сергей Прокофьев – фортепиано, Александр Володин – кларнет, Дмитрий Цыганов – скрипка, Василий Ширенский – скрипка, Вадим Борисовский – альт, Сергей Ширенский – виолончель.
В послевоенные годы выступления С. Прокофьева - пианиста носили случайный характер и поэтому не записывались.
«Когда он уже почти перестал концертировать, – вспоминал Генрих Густович Нейгауз. – я ехал как-то с ним в машине и сказал ему, как мы все музыканты хотели бы, чтобы он опять дал концерт из своих фортепианных сочинений». На это он резонно ответил: «Да, но ведь это стоит полсонаты».
Французский композитор Франсис Пуленк отмечал «мощную и гибкую руку Прокофьева - пианиста, лишь незначительным касанием клавиш способного добиваться звучности, необычайной силы и интенсивности».
Вот другой отзыв нашего соотечественника - композитора Дмитрия Борисовича Кобалевского. «Все, что он играл, было проникнуто полнокровием, физическим и душевным здоровьем. Все было красочно, оригинально, но нигде, ни в чем никакого преувеличения, никакой резкости, тем более грубости. И главное - все было овеяно искренним поэтическим чувством, живой человечностью».
Играет Сергей Прокофьев. Архивная запись 1920-е годы. Александр Глазунов. «Гавот»
Сейчас, когда слушаешь записи Прокофьева - пианиста, впечатления Кобалевского оказываются очень созвучными. Чтобы ни играл Сергей Сергеевич, свою ли музыку или же Скрябина, Рахманинова, Мусоргского, его исполнение отличает звуковая бережность, но не расплывчатость, одухотворенность лирики, но без чувствительности, идеальное чувство ритма при весьма свободных и пикантных рубато, изящная танцевальность, острая характерность, широкая динамическая шкала без сильных форте. Склонность к непринужденной смене темпоритмов – черта театрального художника, без разбивки пьесы на куски и тому подобное.
Прокофьев - пианист прекрасно чувствует тембр, волшебно превращает тот или иной регистр фортепиано в специфическую оркестровую звучность. И как бы не была сложна фактура, слышна, осмыслена каждая нота, линия. Это тоже выдает слух композитора, мыслящего партитурным многоголосьем.
Играет Сергей Прокофьев. «Гавот». Архивная запись. 1920-е годы. Исполняет автор.
Исполнительская манера и фортепианное письмо Прокофьева во многом определили дальнейшее развитие пианистического искусства. Целое направление так называемого «интеллектуально-лирического», по терминологии музыковеда Давида Абрамовича Рабиновича, стиля во многом обязано своим возникновением пианизму гениального композитора. Влияние этого стиля парадоксальным образом отразилось на игре выдающегося канадского музыканта Гленна Гульда, чья запись 7 сонаты Прокофьева поражает совпадением исполнительского и авторского ощущений. Сходство манеры игры многих пианистов послевоенной эпохи с манерой молодого Прокофьева поразительно. Гениальное дарование позволило ему стать предвестником новой пианистической эры.
В исполнении Сергея Прокофьева звучит третья часть концерта № 3 до мажор. Аllegro ma non troppo. Исполняет Лондонский симфонический оркестр. Дирижер – Пьеро Коппола. За роялем автор. Архивная запись. Лондон. 1932 год.