Сегодня мы расскажем вам о событии, которое состоится в ближайшие дни.12 февраля в Музее Москвы начнутся гастроли тбилисского Театра марионеток, которые будут сопровождаться мультимедийным проектом «Необыкновенная выставка Резо Габриадзе». Формальных поводов два – 80-летний юбилей художника и 120-летие Музея Москвы. Но неофициально организаторы рассказали нашему корреспонденту, что давно искали случай представить многогранное творчество Резо Габриадзе в ретроспективе. И вот теперь, наконец, удалось найти для этого подходящую мультимедийную форму.
RadioBlago: Художник, скульптор, драматург Резо Габриадзе родился в 1936 году в городе Кутаиси в Грузии. Мастер рассказывать истории, в советское время он стал знаменит вслед за своими фильмами, сценарии к которым написал, – «Мимино», «Не горюй», «Кин-дза-дза» и многие другие. В 1981-м году автор типажей всенародных любимцев неожиданно уходит из кино, а чуть позже создает в Тбилиси Театр марионеток. И тогда Резо Габриадзе узнают еще и как сказочника. С первого спектакля рукотворные герои покорили сердца зрителей, а их создатель со временем был удостоен многих мировых наград, среди которых орден Искусств и литературы Французской Республики, Государственная премия СССР, премия «Ника», «Триумф», «Золотая маска», «Золотой софит» и другие.
Мультимедийная выставка в Музее Москвы призвана напомнить зрителям, что Резо Габриадзе в первую очередь большой художник. Так задумал экспозицию сын мастера и куратор проекта, режиссер, актер, совладелец киностудии «Базелевс» Лео Габриадзе.
Лео Габриадзе: Я вообще в сложной ситуации, потому что представлять художника – это одно дело, а представлять отца – это гораздо сложнее. Эмоционально это сложно. Но мое желание как раз из этой эмоции возникло – показать Резо как художника. Потому что люди его знают как автора сценариев, какие-то люди знают о тбилисском театре марионеток, а вот тот факт, что он художник и всю жизнь рисовал, как раз всегда остается за гранью понимания отца.
А вот я из-за того, что вырос у него дома, видел, что этот человек всегда рисует. Но все про него всегда говорили, что он хорошо пишет. И мне всегда казалось, что он художник, который писать хорошо умеет, что ли? Вот не совпадало: образ, который я от людей воспринимал с тем, который я видел.
За мои 46 лет накопилось у него много всего – много рисунков, много графики, живописи, портретов. А в этом году как раз ему исполняется 80 лет. И мы подумали: давайте все вместе соберем. И вместе с театром, и чуть-чуть кино, и все вместе покажем.
Если его фильмы помните, «Мимино», «Кин-дза-дза», «Не горюй!» и грузинские фильмы, которые в России менее известны, но в Грузии очень любимы. Люди их любят, потому что там какие-то герои хорошие, влюбляются сразу зрители в героя, а этих героев у него в рисунке гораздо больше. Они разные и там тоже очень много историй. Это все очень эмоционально. Резо – мастер эмоций. У него получается так легко вызвать и слезу, и улыбку. И это может быть очень близко по времени посажено. Вот то, что он как раз рисовал всю жизнь, это любовь к людям, к героям своим. Очень много этого в рисунке, и хотелось этим поделиться.
RadioBlago: Лео Габриадзе рассказал нам, что герои, придуманные его отцом, сначала рождались на листе бумаги в качестве рисунка, а лишь затем обрастали историями и сюжетами. Про своих персонажей Резо говорит, что они появляются неожиданно и незвано. «Обычно, когда я рисую что-то другое и рядом вдруг окажется ещё пустой холст, тогда на них появляются портреты. Видимо, они живут в моём подсознании – так, наверно, объяснил бы мне ситуацию лечащий психиатр», – рассказывал художник в одном из интервью.
Лео Габриадзе: Зритель сперва окунается в этот его мир рисунка, истории и потом уже попадает в театр, и в театре это продолжается. Мне кажется, что в то время, которое зритель нам дарит всегда, придя на спектакли, мы можем за это же время еще большей эмоцией поделиться и показать взгляд Резо на жизнь. А жизнь у него в Советском союзе происходила, а он такие сказки писал. Получается, что такие сказки в советской реальности.
Потому что он мир видит в преломленном свете и замечает какие-то вещи, которые мы все вроде бы видим каждый день, а он их как-то выхватывает и в нужный момент ставит так, что эти узнаваемые вещи правду дают повествованию. У него сказочный сюжет может идти, но в нем будет много правды. Много социальной правды, которая его как раз и «якорит» к земле. И вот это сказка, но она узнаваема в социальной среде. Место действия сказки – его детство.
RadioBlago: Место действия сюжета выставки переносит нас тоже в детство, но только уже в детство нашего собеседника Лео Габриадзе. Как рассказал куратор, именно по этому принципу он отбирал темы в творчестве отца, которые теперь будут представлены в Москве.
Лео Габриадзе: Вот у меня есть любимые темы, которые с детства помню, и раз меня судьба назначила неким куратором этой выставки, то я выбирал то, что я больше помню из детства, и с чем меня как-то связывают воспоминания. И есть новые, которые я не видел, и вдруг они из тайной комнаты Резо вылезли, и мы их тоже покажем.
Там множество тем на самом деле. Давайте я расскажу. Есть у нас тема Грузии, есть тема Кутаиси, это персонажи, места, там, где большинство историй Резо происходит, в этом городке. Есть у нас тема любимого Резо Галактиона Табидзе. В Пушкинском несколько лет назад у нас была выставка Резо. И там мы это чуть-чуть увидели, а сейчас мы больше раскроем и покажем, насколько он многообразен в этих темах, особенно в Галактионе. У нас есть специальная галерея, посвященная Пушкину. Это вот они с Андреем Битовым уже больше 20 лет при встречах всегда это обсуждают. И Резо рисует, рисовал. Сейчас уже последние годы меньше. Их встречи были всегда – Резо с бумагой, Андрей рассказывал, и сочиняли вместе. И результат их тех трудов – это тысячи рисунков Пушкина, самых невероятных историй, где он всегда выходит героем. Он таким супер-героем его сделал, но ожившим. Очень трогательного.
Есть у нас комната с рассказом, рассказом Резо, где вот эти книги, рисунки, оформление, он сам рисовал рисунки к своему рассказу маленькому. Называется «Топиарное искусство». Кроме этого у нас есть скульптура, Скульптурная галерея. Еще керамику мы покажем. Также есть иллюстрации к книге «Чудаки», если кто-то видел его фильм, старый грузинский, «Чудаки». Это рассказ Резо и множество красивых, смешных иллюстраций к нему. А есть у нас еще такой «Рабочий стол»: там блокноты Резо вместе с зарисовками, портретами друзей, с телефонными номерами. Это вот такие листы. Очень забавные и красивые.
RadioBlago: Гуляя по выставке до начала представлений, зрители смогут увидеть на большом экране, как создавались кукольные герои, – от эскиза до марионетки. Для участия в спектаклях в Москву привезут более 240 кукол, каждую из которых придумал и создал вручную Резо Габриадзе. В центре экспозиции специально выстроен небольшой зрительный зал. Здесь будут показаны самые известные на сегодня спектакли театра: «Сталинград», «Осень моей весны», «Рамона» и «Бриллиант Маршала де Фантье». Вопреки расхожему мнению о кукольном театре, эти представления скорее для взрослых. И не только потому, что все перипетии сюжета пронизаны ностальгической ноткой по советскому прошлому, но и философский разговор, который ведет со зрителем автор, предполагает умение разгадывать спрятанные в тексте намеки и недосказанности.
Лео Габриадзе: Вот смотрите, у Резо все: и театр, и рисунки, все всегда очень рукотворное. Все маленькое такое. Эти предметы как-то жалко бывает. Они бывают очень трепетные и с любовь сделанные, со вниманием. Это у нас будет в спектаклях. Зритель это увидит. А то, что остается за кадром, мы подумали, что можно через некий микроскоп посмотреть, как это сделано. На больших экранах, когда увеличиваются эскизы, рисунок глазом просто лучше воспринимается из-за размера. Потому мы и любим кино смотреть на больших экранах, потому что впечатление больше, ты больше деталей замечаешь. А детали все рукотворные, настоящие, это мы просто их сфотографировали красиво, и показали, и обратили внимание на какой-то элемент важный, это просто новый способ восприятия информации в этом смысле и восприятия искусства. Это и ритм, в котором выстраиваются рисунки. Иногда и фонограмма идет, иногда шумы, музыка. Мы это все стараемся так нежно переплести, чтобы ничего не выделялось бы, кроме рисунка. Эти рисунки и предметы тебя окружают со всех сторон, и ты в этот мир попадаешь, и после этого просмотр спектакля, мне кажется, будет еще сильнее действовать.
Театр-то он с вешалки начинается. Я думаю, что он больше с экстерьера начинается. Ты когда вот попадаешь в этот волшебный мир театра, особенно кукольного театра, то там нужно оставить всю реальность у дверей, и попасть в это пространство, и поверить, что у кукол тоже есть чувства, эмоции и за них тоже можно переживать, и плакать, и смеяться вместе с ними.
RadioBlago: Чтобы представить вселенную образов Резо Габриадзе, организаторы сконструировали мультимедийное пространство, в котором задействовано более 70 проекторов и представлено более 600 работ юбиляра. Благодаря проекциям стало возможным заглянуть в мастерскую художника и понаблюдать за тем, как рождается рисунок или живописная серия.
Лео Габриадзе: Это мастерская такого сказочника. Можно посмотреть на кухню, как он работает. Это интересно, мне кажется, очень для начинающих студентов, которые идут в мир живописи, скульптуры или для людей кино, которые идут посмотреть, как кухня работает. Потому что эти записки, эти рисунки, раскадровки, это все процесс творческий. И это, мне кажется, может воодушевить молодых людей, которые выбрали для себя путь в искусство.
Мы постарались, используя новые технологии, остаться в каких-то рамках выставочного, привычного нам подхода. Мы просто постараемся объединить два, не делать из этого какого-то шоу, а сделать более приближенный классический, но это не оригиналы, соответственно там есть какая-то доля свободы, которую мы берем, но, мне кажется, это хорошо сочетается с театром, потому что театр – это тоже шоу. И вот такое представление рисунков, и скульптуры, и керамики тоже как-то подходит, дополняет. Театр и выставка друг друга дополняют, мне кажется, подходят друг другу.
Мы очень стараемся там максимально воссоздать тот уют, который у нас в Тбилиси. Много чего перестроим. Будет построен театр маленький, там стены строятся, очень много. Работа идет, много людей над этим трудятся. Так что мы постараемся его преобразить, что вы, если даже часто туда ходите, можете его сразу и не узнать внутри.
RadioBlago: В свободное от спектаклей время в театральном зале в центре экспозиции будут демонстрироваться художественные фильмы, снятые по сценариям Резо Габриадзе. Это уже упомянутые нами «Мимино», «Кин-дза-дза», «Не горюй!», а также менее известные российскому зрителю фильмы киностудии «Грузия-фильм».
Лео Габриадзе: Мне очень важно всегда бывает (вот у нас в кино это свято принято), что человек, когда к тебе приходит, не важно, домой, или на спектакль, то ты ему обязан. Ты его обязан развлечь, чтобы он те два-три часа, что тебе подарил, чтобы он попал в другой мир, забыл бы о своих проблемах. И вот чем сильнее это бывает, тем зрителю больше нравится, потому что иногда нужно уходить от реальности. И вот как раз искусство для этого и существует, наверное, чтоб облегчать людям каждодневную жизнь этими снами на несколько часов.
И наше стремление – как раз то время, которое нам зритель дарит, приходя к нам на спектакль, чтобы ему максимально раскрыться, показать как можно больше, поделиться, чтобы уходя забрал бы кусочек нашего дела с собой.
Резо сейчас в Тбилиси, мы с ним советуемся, да, много об этом говорим, но в основном, наверное, это мы сами делаем. У нас собралась очень хорошая группа художников, аниматоров, дизайнеров, которые над проектом работают. Молодые ребята все и мы вместе это делаем. Так что приходите посмотреть, что у нас получится.
RadioBlago: «Необыкновенная выставка Резо Габриадзе» откроется в Музее Москвы 12 февраля и будет работать до 20 марта по адресу: Зубовский бульвар, 2. Метро «Парк культуры». Спектакли будут идти по будням каждый день в восемь вечера и по два представления в выходные в 17.00 и 20.00. Репортаж с открытия выставки слушайте в ближайшей программе «Время культуры». А тем временем наш выпуск подошел к концу. До встречи в выставочном зале!