В середине недели, когда экватор рабочих будней позади, самое время подумать о предстоящих выходных и запланировать встречи с прекрасным. Выставочные проекты, лекции об искусстве, беседы с философами и культурологами.
Сегодня наш разговор пойдет о выставке Музея Российской фотографии - «Алмазная фототека Николая Рахманова». В Коломну на открытие экспозиции приехал, и сам легендарный классик русской фотографии, и его многочисленные поклонники. Среди них известные фотографы, публицисты, артисты. Директор галереи фотографического искусства «Тондо», фотограф и путешественник Александр Селезнёв рассказывал о Николае Рахманове с особым чувством.
Александр Селезнев: С Николаем Николаевичем мы знакомы лет 20. То есть я-то его знаю очень давно, а он меня лет 20. И мало того, я ведь делал его выставку в Словении. Поэтому архив его фотографический, в принципе, мне очень знаком. И тем не менее, я был приятно удивлен. Настолько здорово снято тогда, когда мне было четыре годика. Он просто гигант. Он мастер. Высочайший мастер. Я Николаю Николаевичу во многом благодарен, были моменты, когда он мне сильно помог в жизни. И сейчас в очередной раз он просто меня познакомил с замечательнейшим местом, вот этим, это коломенский музей фотографии. Честно говоря, я слышать-слышал, но я не ожидал вот такого. Я в восторге, правда, в восторге.
RadioBlago: Сегодня за плечами Николая Рахманова 60 лет профессиональной творческой деятельности. За это время, как он сам выражается «натворить» фотограф успел очень многое. Доказательством тому служат более 80 авторских книг, фотоальбомов и многочисленные награды. Вот лишь немногие из них - премия «Золотой Глаз России» Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ России, приз фирмы «Кодак» — «Кодак Призбук», «Гран-при» и Золотая медаль на международном конкурсе «Самая красивая книга мира» в Лейпциге и даже австрийский рыцарский орден.
Фотоальбом Николая Рахманова «Москва» издательства «Планета» на протяжении 15 лет переиздавали 11 раз. Другой известный альбом - «Сокровища Московского Кремля», изданный в Швейцарии, был напечатан на всех европейских, а затем и японском языке.
Лев Шерстеников, знаменитый советский фотограф и фотожурналист, автор популярной в 60-е годы книги «В фокусе - фоторепортер» рассказал о творчестве Рахманова в ретроспективе. В своем новом двухтомнике «Остались за кадром», изданном в Музее органической культуры, автор посвятил ему целую главу.
Лев Шерстенников: Вот если от нынешнего года 2014-го отмотать 50 лет, будет 64-й год. Так вот в 64-м году Николай Николаевич уже имел такой архив и такой объем съемок по Москве, что он был первым. И на выставках, которые открывались все знали, что Рахманов - это прежде всего Москва. Вот чем интересна эта выставка. На этой выставке очень мало прежнего Рахманова с его фундаментальными работами. Мы увидели здесь Рахманова совсем другого, в чем-то частного, в чем-то начинающего. И для меня в общем-то это было приятным удивлением.
RadioBlago: Выставленная в Коломне экспозиция затрагивает все периоды творческого пути автора: от самых первых черно-белых снимков Москвы 50-х годов и до современных пейзажей столицы нынешней зимой.
Николай Рахманов: У меня было несколько периодов, мой черно-белый период, это фотохроника ТАСС, где-то 53-й и 60-й год. Там я фактически в фотохронике я стал репортером. Фотожурналистом я стал в воскресном приложении газете «Известия» - «Неделя». И фотохудожником, я считаю, что я стал в журнале «РТ (радио-Телевидение)», это был огромный цветной журнал.
RadioBlago: И вот последние 45 лет Николай Рахманов существует и творит как свободный художник. Но это теперь, а когда молодой ученик фотокорреспондента ТАСС только начинал свой профессиональный путь ему доверяли лишь носить тяжелые штативы старших товарищей, не подпуская даже к кофрам с аппаратурой. Шли месяцы, ничего не менялось и начинающий фотограф решил возроптать...
Николай Рахманов: Я печатал фотографии сам. В фотохронике ТАСС Меня сослали на несколько месяцев за строптивость, но я очень благодарен руководству, что я именно после этого научился правильно печатать фотографии. Вы на этом этаже и на втором этаже вы увидите черно-белые отпечатки, это практически 90 % авторских отпечатков.
RadioBlago: Немногим позже молодому фоторепортеру преподали и другой очень важный урок. Мудрый совет своего первого учителя, бильд-редактора фотохроники ТАСС, Петра Клячко, Николай Рахманов помнит до сих пор.
Николай Рахманов: Ты не думай, что снимают фотоаппаратом, снимают головой и сердцем. Поэтому тут нужно вкладывать.. ну фотоаппарат, конечно, тоже принимает в этом участие, но нужно вложить душу… сердце и тогда все будет получаться!
RadioBlago: Что касается сердца Николая Рахманова, то оно навсегда было отдано Москве. Именно столица стала его музой, основной и самой яркой темой в творчестве. Фотографии Москвы авторства Рахманова сложно перепутать с какими-то еще. Они наполнены светом, цветом и любовью автора к столице. Это особое, трепетное отношение мастера к московским пейзажам, улочкам, зданиям, людям завладевает зрителями с первых секунд. Наверное, только влюбленный способен на те подвиги, которые Николай Рахманов совершал ради стольких удивительно редких кадров своей избранницы.
Фотографии Москвы с высоты птичьего полета — отличительная черта творчества Николая Рахманова. Тяжелая, шестидесятикилограммовая фотоаппаратура мастера побывала там, откуда еще никому не удавалось сфотографировать столицу, - на колокольне Ивана Великого. Высота 81 метр. Сам фотохудожник причисляет это достижение к так называемым подвигам Геракла. Снимать панораму, располагаясь на неустойчивых строительных лесах, привязывать камеру, чтобы она не улетела, не смотреть вниз и затем в течение всего дня фотографировать по небольшому отрезку пейзажа вслед за солнцем, чтобы панорама получилась ровного классического света. Что говорить, все это напоминает легенды про известного мифического героя.
Посетитель выставки, фотограф с многолетней историей, Юрий Пуртов, также восторгается выдающимися поступками в биографии классика русской фотографии.
Юрий Пуртов: Николай Николаевич, это один из тех людей, которые формируют сознание фотографов, то есть это фотограф от Бога, который живет фотографией. Вот он, как рассказывал, задумал снимок, и вот он его добивается и делает. В любых условиях. Он лезет на шпиль университета, чтобы сделать панораму Москвы. И он все это делает. Там, ну сами понимаете, это шпиль там, ветер, все, не важно. Мороз там 20 градусов, он делает панораму кремля в мороз. А сделать панораму с нынешними средствами куда проще. А тогда надо было, чтоб свет... И вот сидит целые сутки на крыше здания, чтобы сделать все грамотно, чтобы свет там был правильно, это мастер света. Это работа ума, все знание, всех и техники, и художественных особенностей, поэтому сколько я себя помню, как фотографа, столько я помню Николая Николаевича.
RadioBlago: За стремление Рахманова постоянно снимать с большой высоты друзья в шутку прозвали его фотографом-домушником. И все же загадка: как ему удавалось договориться со всеми, кто возникал на его пути к главным вершины столицы...
Николай Рахманов: Дело в том, что я пережил уже шестерых комендантов московского кремля. Нынешний комендант, кстати, собирался приехать и посмотреть выставку. Я всегда старался относиться к людям, которые ко мне хорошо относятся, старался относится к ним в два-три раза лучше, чем они ко мне. Все мои книги, альбомы, которые я снимал в Кремле, Оружейной палаты, книги довольно дорогие, я всегда дарил их, никогда не брал за это никаких денег. Фотографии, которые я снимал, я дарил хранителям все той же оружейной палаты. То есть я к людям относился самым внимательным и добрым образом. И люди платили мне той же монетой.
RadioBlago: Один из очень немногих учеников Рахманова, известнейший советский фотожурналист Игорь Гаврилов, получивший признание в России и заграницей, рассказал небольшую историю из личной жизни фотографа.
Игорь Гаврилов: Николай Николаевич, несмотря на то, что он величайший фотомастер, это удивительно честный, принципиальный человек, удивительно добрый, отзывчивый, необычайное трудолюбие необычайная работоспособность. У Николая Николаевича очень глубокие корни русского интеллигента, поэтому жесткость здесь не приемлема, у него нет этой черты, настойчивость скорее всего. Жесткость она у слабых людей, у сильных людей, которые знают, что они не слабаки, им не нужно быть жесткими. Таких мастеров, как Рахманов, их в общем-то было по пальцам пересчитать, одной руки хватит. А сейчас он, пожалуй, один единственный остался в нашей стране, который находится на таком профессиональном уровне, на таком ровном профессиональном уровне, начиная с первых своих работ и до сегодняшнего дня человек, не уходящий из профессии, постоянно снимающий, даже попав в больницу, на второй день все равно затребовал фотоаппарат к себе и из окна фотографировал панорамы города. Вот это совершенно удивительный человек, удивительный мастер, профессионал величайшего класса. Я достаточно хорошо знаю мировую фотографию и мировых мастеров, на самом деле, это наша гордость, это наша национальная гордость. Из всех выставок, которые я видел, которые устраивал Николай Николаевич, эта выставка, безусловно, самая масштабная и сделанная с большим вкусом, любовью к автору, очень-очень хорошая, профессионально оформленная выставка, то есть это на самом деле очень большой подарок и всем нам, людям, которые очень любят Николая Николаевича, и жителям города, которые будут безусловно, с большим удовольствием это смотреть.
RadioBlago: На вопрос, почему Николай Рахманов согласился на организацию выставки именно в Коломне, автор легендарных снимков отвечал с удовольствием.
Николай Рахманов: Это святое место, мало того, что меня больше всего прельстило и в этой выставке, и … это какое-то бескорыстие людей, которые это все устраивают. Потому что здесь гигантская работа и гигантские вложения средств и всего. Надо сказать, что у меня было много выставок. Были выставки и в Царицыно, и в Москве, и в Дубне, Праге, в Париж была выставка, но эта выставка не похожа ни на одну, в которых я принимал участие. Она не похожа великолепным дизайном, который здесь. И во-вторых, живые слайды, которые в световые короба заключили, каким-то удивительным свойством сделали подсветку и вот они перед вами. Их здесь много. И это та изюминка, которая нигде ни в каких других выставках до этого не было. Это в первый раз и это делает эту выставку такой необычной и оригинальной.
RadioBlago: Благодаря той самой специальной подсветке выставленных слайдов получилось передать настоящий чистый абсолютно точный цвет каждого снимка. То, как это было задумано автором и самой природой. Профессиональные фотографы, коих на выставке собралось немало, обсуждали, насколько сложно было сделать такие крупные слайды на камеру формата 13 на 18. Своими восторгами по этому поводу поделился и популярный российский фотограф и документалист Алексей Мякишев.
Алексей Мякишев: Тогда же не было никаких цифровых камер, ты же не мог определить, как этот свет падает, с каких сторон, ты должен посчитать экспонометром весь этот свет, а слайд не прощает ошибок, нужно точно попасть в экспозицию. Экспозиция это параметры – выдержка и диафрагма. То есть это высший пилотаж, я считаю, это высший пилотаж!
RadioBlago: Многие фотографии, представленные в Коломне, побывали на разных других выставках, входили в каталоги, получали дипломы и признание профессионального сообщества. Но есть среди них и такие редкие снимки, которые стали доступны широкой публике впервые. Своим первым впечатлением поделился архитектор Сергей Корташов.
Сергей Корташов: Некое для меня открытие. Как вот это, например. Я там был. Но так снять! То есть для меня это открытие, я это видел, но никогда не обращал внимание на эту композицию. Видите, что здесь происходит? То есть рациональным умом это нельзя сделать, это можно сделать только иррациональным. Но вот он это увидел, а я нет! Вы видите, что это все смещено. Это смещено влево и тем не менее это не важно. Не замечали, да? Вот я стою тут уже наблюдаю, минут 15. Вот художник это увидел, его взгляд это увидел, взгляд сокола это увидел, я не увидел и сейчас вижу это в его фотографии. Фотография часто просто вскрывает то, что не видишь просто. Проходишь мимо и не видишь. А он это фиксирует…
RadioBlago: Елена Камбурова, народная артистка России и особый попечитель Музея Органической Культуры поприветствовала всех собравшихся на открытии выставки в Коломне и напомнила, что по впечатлению фотография очень часто ровняется живописи...
Елена Камбурова: Меня больше всего потрясает… поэтические.. я так и хочу сказать, полотна. Да, это фотографии, но они действительно перешагивают грань фотографии и идут дальше. И все жанровые, они конечно, интересные. Но есть какие-то совершенно сладчайшие фотографии, около которых хочется стоять, смотреть, всматриваться, запоминать и по счастью существуют такие альбомы. Я желаю просто, чтобы потенциальный зритель из такого рода выставок он из потенциального перешел в реальный. Потому что мы просто не представляем себе, сколько людей, которые просто многого не знают, не знают, где это находится и не приходят. Им очень важно рассказать – вы знаете, идите туда и посмотрите. И они будут рады...
RadioBlago: Дорогие радиослушатели! Наша сегодняшняя программа подошла к концу. Выставка «Алмазная фототека Николая Рахманова» продлится до 23 апреля. Познакомиться с экспозицией можно каждый день, кроме понедельника, с 11 до 18 часов по адресу: Коломна, Кремль, Брусенский переулок, 31.