Сегодня мы расскажем вам об одном из важнейших событий культурной жизни Москвы в этом году. Музей современного искусства «Гараж» открыл для посетителей свое новое постоянное здание в Парке Горького. В отреставрированном строении, в котором в 60-е годы располагался известный ресторан «Времена года», теперь находится ультра-современный музей международного уровня. Над реконструкцией и восстановлением памятника советского модернизма работало одно из авторитетнейших бюро в мире — команда знаменитого голландского архитектора Рема Колхаса. По словам художественным критиков, автору проекта удалось не только мастерски выполнить поставленную задачу, но и задолго предвосхитить идеологические тенденции в современной культурной жизни России.
Музей современного искусства «Гараж» является частной институцией, созданной в 2008 году Дарьей Жуковой. В то время еще Центр «Гараж» стал первой в нашей стране филантропической организацией, которая взялась за развитие современного искусства и культуры. Располагалась организация в помещении легендарного памятника архитектуры — в Бахметьевском автобусном парке в Москве, в честь которого и получило свое название — Гараж. Спустя несколько лет институция переехала в Парк Горького, правда, первоначально во временное здание, которое для них построил именитый архитектор Шигеру Бан. Год назад центр современного искусства перешел в статус Музея и теперь, наконец, обрел постоянный дом. О том, каковы результаты работы Гаража за прошедшие 7 лет рассказала его основательница Дарья Жукова.
Дарья Жукова: В 2007 году, когда у меня только появилась идея создать художественно-культурную институцию в Москве, я даже не представляла, что со временем Гараж станет таким, какой он сейчас. Это результат постоянной работы, энергии и интереса множества людей, которые своим участием в жизни и программах музея всегда поддерживали каждый наш шаг, вдохновляли и стимулировали для дальнейшего развития. Начиная новую главу в жизни Гаража и оглядываясь назад, не верится, что мы представили нашим посетителям более 70 выставок, 2000 образовательных программ, издали 210 тысяч книг. В 2014 году мы перешли в статус музея и открыли двери библиотеки по современному искусству, первой публичной в России. За 8 лет музей посетило около 2 млн человек. И я уверена, это не предел и цифры из года в год будут только увеличиваться.
RadioBlago: Музей современного искусства Гараж на протяжении всего этого времени существенно отличался от других культурных институций тем, что знакомил российскую публику с крупнейшими на сегодняшний день мировыми художниками. Такие культовые имена как Марина АбрАмович, Марк Ротко, Джеймс Таррел стали знакомы и понятны широкому кругу отечественных зрителей как раз благодаря музею Дарьи Жуковой. О важнейших проектах Гаража вспоминал на открытии директор музея Антон Белов.
Антон Белов: Если касаться немножко истории, то конечно, когда Гараж был только создан мы пытались быть релевантными международному российскому сообществу. И благодаря наверное коллаборации, таким наверное знаковым выставкам для Москвы, как «Марина Абрамович. Ретроспектива», выставка Марко Ротко, Джона Балдессари, Джеймса Талер или инсталляция «Часы» от Кристиана Марклея, - мне кажется, это мы изменили контекст. Но самым главным для нас является на данном этапе развития не просто представление международного современного искусства, а работа с российским искусством. И представление его на международную сцену и создание контекста, чтобы оно звучало.
- я думаю, важно крайне отметить, особенно для представителей западной прессы, что команда Гаража в большинстве своем — это представители пост-советского поколения, которое обладает таким совершенно свободным мышлением и изначально большими возможностями для создания чего-то нового. Для нас не существует границ и рамок. И мы делаем музей именно таким, каким хотим. Я думаю, вы это видите даже находясь сейчас и здесь. И мы верим в то будущее, которое создаем и верим, что в нем будут расти наши дети, следующее поколение.
RadioBlago: Антон Белов также выразил надежду на то, что этот день «войдет в историю». Руководитель институции пояснил: «команда музея своим стремлением находится в будущем и старается создавать его». Он также подчеркнул для представителей западных СМИ, что сотрудники Гаража — это люди, выросшие на постсоветском пространстве, и потому обладают большими возможностями для создания чего-то нового. Однако по составу выставок, которыми открылось новое здание Гаража, пока сложно сказать, что именно собирается привнести новое поколение. Ведь в большинстве своем упор сделан на работу с архивными данными и советским прошлым, из которого возродилось новое здание музея.
Антон Белов: Мы можем сказать, что мы музей современного искусства Гараж, но главное, что мы все-таки современный музей, на чем я еще раз акцентируюсь. Потому что современный музей — это не только стандартное представление выставок, но и представления контекста, как бы возможностям людям и стимулирования, чтобы создать диалог с посетителями, чего нам кажется так не хватает в нашей среде, чтобы была обратная связь. Я не знаю, что еще сказать. Мы открываем крайне важную главу в нашей жизни и если кто-то еще раньше сомневался, что мы можем закрыться, не существовать или еще что-то, то я думаю сегодня все уже должны поверить, что мы здесь надолго, а точнее навсегда. И Гараж будет жить и развиваться. И представлять вам новые и новые проекты. В последние месяцы мы очень часто слышали вопросы, в частности, чем вы будете открываться, почему это не один большой проект, который удивил бы всю Москву, вот, но мы очень долго обсуждали с нашей командой и с главным куратором, что представлять. И было принято решение — показать максимально возможное количество направлений деятельности Гаража, которые мы уже осуществляем.
RadioBlago: Здание ресторана «Времена года», построенного в 68-м году и заброшенное после пожара почти на 20 лет, безусловно претерпело изменения в процессе реставрации. Но не существенно. Новаторская концепция архитектора Рема Колхаса состояла в минимальном вмешательстве в оригинальную конструкцию и сохранении целого ряда внутренних элементов. Таких, как например — настенная мозаика с изображением девушки в развивающемся летнем платье, старая кирпичная кладка, мелкий зеленый кафель. Архитектор стремился сохранить и в некотором смысле законсервировать все периоды жизни легендарной постройки.
О новом здании Гаража и первых выставочных проектах рассказала радио Благо куратор публичной программы музея Анастасия Митюшина.
Анастасия Митюшина: Это здание такой типичный образец советского модернизма, то есть, того архитектурного стиля, который сложился после 55-го года. Потому что в 55-м году Хрущев подписал постановление об устранении излишеств в строительстве и архитектуре. В чем была важность — началась оттепель, пост-сталинская эпоха и было важно подчеркнуть средовой, визуальный, эстетический отличия той культуры, в которой люди начинали существовать с эпохой Хрущева. Поэтому он призывал к простых прямоугольным формам лаконичным, в которых было ясно соотношение вертикали и горизонтали, в которых было очень много стекла.. и в которых были свободные пространства — перетекание пространств из одного в другое.
- Рем Кулхас был приглашен работать над этим проектов музеем Гараж. При этом здание с конца 80-х годов было в запустении. Когда мы сюда пришли в первый раз, оно было в граффити, у него было крыши, оно было замучено, но при этом основной конструктив был.
- эти утраты Рем Колхас намеренно сохранил. То есть, он показывает все этапы существования здания — у вас есть оригинальный этап — 60-е, это мозаика, это вот эти бетонные 2-Т плиты, которые являются уникальным элементом сохранившимся с 60-х годов. Их в то время производили только в СССР и в США.
RadioBlago: Визуально новое здание Гаража напоминает космический корабль - параллелепипед, который вот-вот приземлится в парке Горького. Фасад, выполненный из полупрозрачного поликарбоната с эффектом глянцевого свечения, приподнят над землей на два метра. Боковые панели созданы подъемными. Отправляя условные двери вверх, вертикально к террасе, и открывая пространство вестибюля, здание приобретает уникальный силуэт. Который по замыслу организаторов очень скоро станет узнаваемым в мире.
На почти 5-ти с половиной тысячах квадратных метров в три этажа расположились пять выставочных залов, лекторий, проектная комната, детская, кафе и книжный магазин. Музей Гараж за время своего существования развил масштабную издательская деятельность. И за эти годы выпустил около 210 тысяч копий книг, посвященных современному искусству и культуре.
В рамках программы Garage Atrium Commission в вестибюле музейной площадки решено раз в полгода-год возводить один крупный объект — произведение именитого художника, которое создается в единственном экземпляре специально для этого места. Открыли программу Гаража девятиметровые полотна выдающегося русского автора Эрика Булатова. Работа, выполненная в характерной манере мастера, где совмещается текст и изображение, призывает проходящих по центральной аллее парка Горького «Все в наш гараж!». Масштабная картина отсылает нас к рекламным плакатам Владимира Маяковского, дополняя общий ряд аллюзий на советское прошлое.
Анастасия Митюшина: Эрик Булатов — знаменитый советский художник, который в последнее время живет во Франции, у которого недавно была огромная выставка в Манеже, и обычно он работает в станковом формате, в формате картин и редко когда делает монументальные произведения. Хотя сейчас параллельно работает над одной большой работой в Екатеринбурге, в Ельцинском центре, который должен открыться в 15м году. Эта работа сделана для Гаража и представляет такой типичный подход Эрика к тому, как он создает свои произведения. Он работает со шрифтом, который типизирован как советский стандартный шрифт... Важное для Эрика — это его метод, который сложился в 60-е годы — поверхность текста, которая всегда плоскостна и поверхность картина, что обычно трехмерна, что сложилось с эпохи Возрождения.
RadioBlago: В качестве концепции для открытия было решено представить широкой публике все имеющиеся направления деятельности институции. Рассказывая о различных аспектах своей работы, организаторы представили и проект «молодежной команды Гаража». Это одна из программных инициатив институции по работе с аудиторией. В 2013 году была сформирована группа старшеклассников и студентов-первокурсников под руководством искусствоведа, которая занималась изучением современного искусства и теперь подготовила проект, основанный на пройденном учебном курсе. Старшие товарищи попросили своих молодых коллег обратиться к 60-м годам прошлого столетия, к тому времени, когда был построен ресторан «Времена года». Начинку проекта и его реализацию оставили на откуп молодежной команде. В итоге у них получилась выставка «Точки касания».
Анастасия Митюшина: Мы погрузили их в 60-е, почему? Потому что в 60-е главным поколением, связанным с Оттепелью было поколение были 20-летние. Знаете фильм Марлена Хуциева «Мне 20 лет» или там «Июльский дождь». И здесь такие же 20-летние, но 2015 года. Нам было интересно, что они чувствуют, знают-не знают об этой эпохи. И сначала — 60-е совсем не знаю, это время моих дедушки и бабушки. Потом у них был большой спор о том, каким образом представлять эту эпоху — представлять ее жизнерадостность, воодушевление первых двух-трех лет, которые действительно считаются оттепелью. Или показывать всю противоречивость, все какие-то политические процессы и диссидентские дела. Потом они разделились на маленькие команды. Здесь пять объектов и шестой элемент есть внутри фильма. И каждый начал работать над своим. Решили сделать типовых персонажей. То есть, есть женщина 60-х, из-за которой у нас было много-много споров — кто же она все-таки: Домохозяйка или она похожа на Фурцеву? Есть ученый, есть рабочий. Там в конце есть типаж — нонконформист, который представлен тремя персонажами — барт, поэт и диссидентка. И есть студент.
- Каким образом представить нон-конформистов-диссидентов. Они создавали этот комикс вместе с директором Сахаровского центра, то есть они реально провели работу по тому, какие дела велись. И этот комикс посвящен небольшому митингу, но очень эффектному и значимому против введения войск в Чехословакию, когда 8 человек вышли к лобному месту протестовать. И многих из них осудили и отправили в лагеря. По-моему, только один человек остался жив. Горбаневская — она была участница того митинга, это ее стихотворение 2005 года. Звучит концерт Кима, который тоже семья предоставила. То есть, для нас было важно, что они погрузились в эту эпоху
RadioBlago: Важную роль в работе музея современного искусства Гараж занимает исследовательская составляющая. В рамках этого направления в 2013 году была создана программа «Полевые исследования». Каждый исследовательский проект которой продолжается от года до трех лет и не имеет заранее предусмотренного результата. Это может быть фильм, выставка, печатное издание или что-то еще. На выставке в новом здании Гаража сейчас показано четыре своего рода отчета о ходе выполнения работ. Мы остановимся лишь на двух из них.
Первый заинтересовавший нас проект называется «Лицом к лицу: Американская национальная выставка в Москве». Речь идет о событии, которое состоялось в парке Сокольники в 1959 году. В проекте исследуется влияние, которое эта выставка оказала на советскую культуру. Работа выполнена совместно с Музеем американского искусства в Берлине. Как отмечают авторы проекта, в контексте современной социополитической ситуации воссоздание той легендарной выставки акцентирует внимание на том, сколь важны были подобные встречи «лицом к лицу» не только для культуры, но и для изменения политического курса.
Частично в Гараже реконструировали выставку в Сокольниках, частично дополнили историческими обзорами, фильмами, воспоминаниями. Особый интерес представляет книга отзывов советских посетителей, в которой можно прочитать о близости народов, несмотря на замыслы политиков.
Анастасия Митюшина: Какая работы была проведена и в чем мы оказываемся? Работа была проведена в прямом смысле исследовательская. То есть, собирались по архивам все материалы, собирались свидетельства. Выяснилось, например, что в какой-то юбилейный год этой выставки в 2009 году Американское посольство инициировало сбор информации с гидов, которые работали в тот период. Это частично реконструкция, частично добавление своего собственного высказывания к тому, что это значит. Это документы, это артефакты, которые мы брали в разных музеях, например, эта модель спутника взята из Политехнического музея. Здесь вы видите элементы эпохи бытовые реалии, которые взяты из музея дизайна. И при этом по главам в принципе нынешнее высказывание следует той структуре, которая была в американской национальной выставке в в Сокольниках в 59-м году.
- Под нее построили специальную архитектуру. И задача этой выставки американской была — если мы в Америке больше показывали какие-то достижения техники, нашу космическую тему открывали. То американцы привезли сюда и хотели поразить российских людей своим бытом прежде всего.
RadioBlago: За полтора месяца Американскую национальную выставку посетило более двух с половиной миллионов людей. Наибольший интерес вызвали предметы повседневного быта западного человека. Но для культурной сферы Москвы потрясением стал показ произведений современного тому времени американского искусства — в частности, абстрактной живописи, особенно произведений Джексона Поллока.
Еще одним проектом полевых исследований стал фильм Антона Видокле «Это Космос». Показанная работа является первой в трилогии, посвященной масштабному явлению в русской культуре конца 19 века — русскому космизму. Проявления этого судьбоносного явления ощутимы практически во всех областях научного и философского знания, в литературе, изобразительном искусстве, теологии.
Первая часть из трех задуманных автором связана с именем Николая Федорова — философа, христианского мыслителя, создателя философии «общего дела», в основе которой лежит мысль о буквальном, физическом преодолении смерти, общем воскресении всех живших людей и их переселении в над-земные сферы.
В фильме Антона Видокле использованы съемки в тех местах, которые были связаны с именем философа — это Москва, Боровск, Архангельская область, Алтай, Казахстан, Крым. Среди текстов в работе звучат произведения самого Федорова, художницы Марии Эндер, поэзия Заболоцкого и Максимилиана Волошина.
Во второй части выставки собраны произведения русских авангардистов — Казимира Малевича, Николая Суетина, Ильи Чашника, Константина Рождественского, Владимира Стерлигова, Ивана Кудряшова и соратников Михаила Матюшина — членов семьи Эндер, Павла Мансурова, а также архитектора Якова Чернихова.
Анастасия Митюшина: Его результат главный вы видите в так называемом кинотеатре — это его фильм. Его заинтересовал космизм, как один из важнейших явлений российской культуры, который при этом оказал влияние на многих художников и философов за пределами СССР, вообще России. И до сих пор будоражит. Например, я сейчас переписываюсь с одним художником в Голландии, которого тоже очень волнует этот проект. Что такое космизм? Космизм — это философия, которая связана главным образом с именем Николая Федорова, который был философом, таким гуру, почитаемым человеком, библиотекарем, к которому приходили люди за знаниями и какой-то подпиткой. И который умер в 1903 году. Если совсем очень сжато, дико некорректно, сухо сформулировать его теорию, то она была связана с представлением о науке как таком же планетарном гуманитарном знании как искусство — раз. И вот благодаря этому симбиозу предполагалось, что возможно в физическом смысле, не только ментальном преодолеть смертность. Соответственно представляете, насколько эта идея могла взбудоражить людей. И что делает Антон Видокль? Он ездит по тем местам, которые связаны буквально с бытованием Федорова. Например, это город Боровск, где он преподавал. Дальше, когда к этому проекту добавилась куратор Екатерина Иноземцева, Катя решила добавить космизм не только в фильме-исследовании, но и в тех произведениях, на которые он повлиял. И представляет здесь и Чакрыгина, и Малевича, и Циолковского. Почему? Потому что для всех ти людей. Вот Циолковского я точно узнаю. Циолковский ездил к Федорову и называл Федорова одним из своих учителей, человеком, который поменял вообще его восприятие действительности. И что было важно — важно, что дял художников была не просто утопия, да. Что вот мы можем как-то изменить мир, мы можем посмотреть на мир вокруг по-другому, для них было важно, что космос это то пространство, в котором эта утопия может быть реализована. Поэтому здесь целая череда авторов, для которых это правда так и есть.
RadioBlago: Центральное выставочное пространство Гаража занимает первая в России масштабная выставка аргентинского художника Риркрита Тиравании. Автор предлагает посетителям принять участие в нестандартных и неожиданных для музейного пространства активностях — от игры в пинг-понг до изготовления футболок и пельменей. Кроме того, это вторая часть диалога, в который вступает аргентинский автор, отвечая на художественные высказывания из прошлого чешского концептуалиста Юлиуса Коллера. Он как раз проявлял интерес к пинг-понгу, а рука с ракеткой и знак вопроса стали фирменной эмблемой художника из Чехии.
Анастасия Митюшина: Вы видите людей, играющих в пинг-понг. Вы видите две станции — одна станция по производству футболок, другая станция по производству пельменей. И это все: его структуру, его систему и то, как это происходит придумал Риркрит Тиравания. Он родился в Буэнос-Айресе, в семье дипломатов, поэтому постоянно бесконечно переезжал и путешествовал. Риркрит связан с направлением в искусстве, которое принято называть - «Эстетика взаимодействия». Она родилась в 90-е годы. И как раз к этому относится первый проект Риркрита 90-го года. И родилась из идеи того, что важно создавать пространства и системы, в которых зрители начинают между собой взаимодействовать, при чем очень часто по непредсказуемым сценариям. То есть, здесь задаются для него какие-то рамки и направляющие. Но при этом никто не говорит, например, где должны лежать мячики, каким образом вы должны играть в пинг-понг. И что важно при этом? Что также этот проект рождается всегда из места. Риркрит приезжал сюда накануне того, как создать эту выставку, осматривался и предложил игру в пинг-понг. Потом, как раз в общении с куратором он узнал, что как раз Парк Горького славился пинг-понгом, что это была игра, которая в какой-то момент ее хотели запретить, потому что она была не такая командная, а более индивидуальная. И потом он предложил пельмени. Опять прежде чем остановится на их выборе он продегустировал их, пельмени в разных-разных точках. Кроме того, в этих станциях производят футболки со знаком вопроса, которые отсылают к творчеству чехословакского художника Юлиуса Коллера.
- Коллер — очень важный художник. Ни Риркрита, ни Юлиуса Коллера никогда до этого в России не показывали. Художник, практика которого связана с 60-мы годами. И к которым отсылает Риркрит. Несмотря на то, что этот проект довольно нейтрален. Вроде бы вы приглашаетесь поиграть в пинг-понг, как будто бы повеселиться и сделать какие-то футболки. При этом он задает вопросы. Он задает вопросы к искусству, то есть, что такое современное искусство сегодня. Он задает вопросы к обществу, да, потому что «завтра — это вопрос?» требует от вас определения вашей позиции. Верите ли вы в то, что завтра — позитивное, или вы верите в то, что завтра вообще может не настать. И кроме того на футболках, который каждый,пришедший на выставку, может напечатать, там тоже печатаются лозунги. То есть, например, там может быть лозунг «Это общество обречено». То есть, лозунги довольно остро реагирующие, остро реагирующие на действительность. Но при этом по замыслу художника выбор — насколько вы варьируете степень участия. То есть, хотите ли вы как-то заостриться на какой-то политической стороне. Или вы просто поиграете в пинг-понг — он зависит от зрителей. Зритель его делает сам. Риркриту очень важно вот это коловращение зрителей и бытование в каком-то своем режиме.
RadioBlago: Самое яркое и заметное пятно на выставочной карте нового Гаража — безусловно принадлежит трём инсталляциям известной японской художницы Яёй Кусама. Выставка «Теория бесконечности» погружает зрителя в причудливые мультимедийные миры, позволяя испытать уникальный психологический и сенсорный опыт. Первая из инсталляций под названием «Бесконечная зеркальная комната — души в миллионах световых лет от нас» представляет собой комнату с зеркальными стенами, наполненную тысячами пульсирующих огней, которые множатся при помощи зеркал до бесконечности.
Работа под названием «Указатель в бесконечное пространство» раскрывает один из ведущих мотивов в творчестве художницы — узор цветного горошка. В комнате, где располагаются различной формы объекты все покрыто данным орнаментом — на красном фоне белый горошек разной величины. На самой выставке также представлены стихи Яёй Кусамы, фильм с документацией одного из ее перфомансов и слайд-шоу. На улице — третья инсталляция. Из названия работы «Восхождение точек на деревья» не так сложно догадаться, что происходит в пространстве.
Произведения японской художницы показывались в ведущих музейных центрах современного искусства по всему миру. Уже с конца 80-х ее творчество получило широкое признание. Но судьба автора была непростой. Через что пришлось пройти героини данной экспозиции кратко рассказала Анастасия Митюшина.
Анастасия Митюшина: Как это сложилось? Кусама исследовала, искала свой метод. Но на самом деле она с детва, по воспоминаниям и по фильмам.. Мы буде показывать еще и документальный фильм о ней. Она испытывала в детстве психологического свойства. И она часто переживала и в прямом смысле галлюцинации. В какой-то момент у нее родилось стремление рисовать именно как способ прожить какие-то свои страхи и не комфортные ощущения от мира. И уже очень рано, у нее даже есть эти старые рисунки, которые в фильме показывают, у нее появился вот этот горошек, как способ адаптировать пространство под себя. И она его наносила везде, по любым поверхностям. В 57-м году она уехала в Нью-Йорк, и пробовала себя в Нью-Йорке. Также в кинозале у нас был представлен фильм «Самоуничтожение Кусамы». Это фильм уже конца 60-х, 68-го года, и атм же Кусама выступала против войны во Вьетнаме. И какие-то призывала к политическим действиям. И даже несколько раз к ней предъявляла претензии полиция. И также еще описывается, что в этот период она жила в Нью-Йорке безумно бедно, в какие-то моменты ей было вообще не на что есть. И очень это было тяжелое для нее переживание и испытание. Тогда в 73-м году она вернулась в Токио. И к сожалению, в Токио ее вот этот бунтарский дух был не принят, потому что Токио на тот момент был довольно консервативным городом... и то, что с ней происходило в детстве и в юности, когда ее семья... Она была такого среднего класса, для которого представление о том, что можно стать художником было довольно специфическим. И семья ее никак не поддерживала. По возвращению, к сожалению, ее первый вот это сначала первое воодушевление Нью-Йоркских лет, когда ее приняли, и когда была даже довольно значимой фигурой, оно все в Токио ушло как песок сквозь пальцы, и она была признана ментально не адекватной. И довольно тяжело все это переживала. Но в какой-то момент, уже ближе к 90-м ее работы начали приносить деньги и ею заинтересовались галлеристы. И сейчас она одна из самых таких коммерчески успешных художников, она очень мало выезжает из Токио. И на нее работает целая огромная студия. Она делает и скульптуры, и инсталляции. Здесь вы видите ее очень часто так и называются. Например, Dot obsession – или одержимость узором в горошек. То есть, она и в поэзии продолжает проживать какие-то свои травмы и сживать их с помощью того же самого.
RadioBlago: В Россию поздней советской эпохи зрителей Гаража возвращает проект куратора Саши Обуховой - «Инсайдер». Это фотовыставка Георгия Кизевальтера. На ней художник и активный участник андеграундной жизни неофициального советского искусства Кизельвальтер предстает в роли фотографа, который задокументировал легендарную эпоху. С фотографий на посетителей смотрят знакомые лица представителей другого искусства — Эрик Булатов, Франциско Инфанте, Лев Рубенштейн, Андрей Монастырский и многие другие.
Анастасия Митюшина: Выставка архивных фотографий, которые вошли в архив Музея современного искусства Гараж, в нашу архивную коллекцию. И вообще само наличие этой выставки.. Вы видите, как устроена вся программа. Вся программа к открытию устроена таким образом, чтобы вы смогли не только понять, а почувствовать и прожить все те направления, которые интересуют музей современного искусства Гараж. Поэтому она такая насыщенная, многосоставная, а архив является нашей основой. Той основой, из которой мы черпаем знания, вдохновение, и которая становится точкой для создания выставок.
- Георгий Кизевальтер сам изображен здесь всего лишь один раз с эти зонтиком. Это был его проект - «Любишь меня, полюби мой зонтик». Ну и дальше вы пройдете и увидите фактически главных персонажей советского нон-конформистского искусства или так называемого другого искусства. Вот, например, Эрик Булатов, еще раз с чьей работы мы начали внизу. Все эти съемки относятся к периоду 75-89 год. И они часто делались либо в квартире, где художники общались. Либо они например делались во время художественных акций.
- Вот это Янкилевский со своим произведением. Здесь, например, Монастырский, как бы следующая часть, где он делает такой перфоманс, где он обматывает себя веревкой. А есть еще забавный например, это Монастырский целует Рубенштейна. Это Монастырский и Ирина Нахова. И здесь например, здорово, что Ирина Нахова представлена на фоне своих работ. Ирина Нахова — сейчас художница, которая представляет Россию на Венецианской биеннале. Это ее ранняя работа, она была ученицей Пивоварова и вы, например, видите ее произведения, да, и влияния. Плюс очень важно еще понять, что те люди, к которым мы сейчас относимся как к классикам, они в то время были молодыми, задорными, хулиганскими. То есть, наш архив это все-таки такая точка, для того, чтобы какие-то моменты истории современного российского искусства, либо как бы завернуть в исторический процесс, да, уточнить их местопребывания на исторической линии, либо понять, как это складывалось, не только с точки зрения искусства, но и с точки зрения личностных отношений.
RadioBlago: Своего рода фото-энциклопедия московского искусства 70-х 80-х годов прошлого века теперь принадлежит архиву музея Гараж. По замыслу руководителей институции, архив играет ключевую роль в работе музея. Это платформа для международных научно-исследовательских проектов, а также центр, для собрания и распространения знаний о современном российском искусстве. По словам директора музея Антона Белова, архив — это сердце Гаража.
Антон Белов: Конечно, мы открываем сегодня новое здание, но наверное, мы больше презентуем вам философию современного музея так, как видим его мы.
- Мы намеренно сейчас не ставим, я как бы предвосхищаю вопрос о коллекции, в классическом понимании. И мы фокусируемся сейчас на создании архивной коллекции. Она очень сейчас сильно растет, и для нас крайне важно, что у нас архив современного искусства, начиная с 50-х годов — это архив советского, российского современного искусства. И архив — это сердце нашей институции. И наша цель сделать так, чтобы текущее и будущее поколение знали, что у нас есть своя история, помнили имена участников этой истории. И сейчас уже многие институции работают с нами по нашему архиву. И для нас крайне важно, что это все является открытым, бесплатным, общедоступным, и рабочим.
- С момента основания Гаража мы стремительно развиваемся. Растет не только количество активностей, которые мы представляем, но и наших обязательств. Я думаю, мы в качестве первой филонтропической организации в России взяли на себя ответственность представлять зрителю широкий доступ к произведениям современного искусства и самое важное — материалам по искусствам.
- Я знаю, что мы удивляли вас всегда и на этом мы не собираемся останавливаться. Совсем скоро мы представим новое направление нашей деятельности и фантастические проекты. Мы строим будущее, в которое верим. И призываем вас присоединиться к нам
RadioBlago: Большая часть представленных проектов будет доступна для посетителей до 9 августа, произведения российских авторов можно будет увидеть еще до 23 августа. Новое здание музея современного искусства «Гараж» расположено по адресу: Москва, улица Крымский Вал, дом 9, строение 32. Центральный Парк культуры и отдыха имени Горького. На этом программа «Время культуры» подошла к концу! До встречи в выставочном зале!