«Как жить вместе?» - девиз VI Московской биеннале современного искусства. В рамках ее программы "специальные проекты" выставки: "Techne_революция" Петера Вайбеля, «В поле зрения», «В ожидании действия» художниц Виктории Малковой и Полины Москвиной, фестиваль «Видеть звук» в ГЦСИ. Cегодня мы представим вашему вниманию обзор выставок, которые вошли в специальную программу 6-й Московской биеннале современного искусства.
Одним из специальных гостей Московской биеннале в этом году стал художник, куратор и теоретик искусства Петер Вайбель. Его персональная выставка под названием "techne-революция" открылась в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке. Видео, инсталляции, фотографии перформансов, арт-объекты одного из пионеров медиа-искусства можно будет увидеть в столице до 1 ноября. Исполнительный директор музея Василий Церетели рассказал нашему корреспонденту, почему выставка Вайбеля так важна для современных российских авторов.
Василий Церетели: Вообще-то уникальная выставка для Петра Вайбеля, это самая полная выставка его творчества, она уникальна тем, что мы ее долго готовили. Иосиф — и друг Петра Вайбеля, и коллега, который знает его. И здесь было важно показать его творчество периодами, и сюжетами. И здесь мы показали в основном все инсталляции — воспроизвели в таком виде, в каком они должны быть.
Безусловно, каждое пространство диктует свое интерпретацию выставки, Ермолаевский как главное, одно из зданий нашего музея, оно вот видите — благодаря архитектуре, благодаря куратору Иосифу Бакштейну, оно преобразилось вот в это новое интерпретацию.
Я думаю, что это очень важная выставка безусловно для всех. И московский музей уже делал выставку Бойса, и вот в продолжении, Монастырского была выставка и так далее. Важно показать концептуальное искусство в полном масштабе. И вот у нас была большая групповая выставка, рассказывающая про немецкое искусство недавно. И вот эта выставка, она показывает очень важный период: как художник делал те вещи, в 60-70-е года, чтоб художники видели и знали историю. Очень многие пытаются повторять. Делать что-то сегодня. Это не актуально, он уже все это сделал до них с большим умом, с большим талантом, с большой глубиной. Поэтому это очень важно.
RADIO BLAGO: [техне] — от греческого искусство, мастерство, ремесло. Мастер играть со словами и смыслами Петер Вайбель приглашает зрителя взглянуть на мир, переживший технологическую революцию, глазами художника-исследователя. В каждом экспонате напоминание о том, как на самом деле близки искусство и технический прогресс. Слово куратору экспозиции Иосифу Бакштейну.
Иосиф Бакштейн: Он мне интересен, как исследователь, как философ, как теоретик, как ученый. Он интересен мне как художник, он мне важен как человек. Он был куратором одной из московских биеннале, мы с ним много лет знакомы. И я очень ценю наши отношения. И все то, что он мне рассказывал. О жизни и искусстве, о роли искусства в Германии, все это...
- Это все о роли новых медиа в искусстве, науке, политике, социальной сфере. Это все каждый раз какие-то размышления о том, каким образом средства массовой информации, медиа в широком смысле слова и какие-то конкретные медиа, какую политическую, художественную и социальную роль они играют в нашей жизни.
- Мы не стали разделять различные части выставки на фотографии, медиа и перфомансы. Они тематически как-то соединяются. Но тем не менее, так чтобы дать какое-то убедительное представление о том, в чем суть творчества Вайбеля.
RADIO BLAGO: Петер Вайбель родился в Одессе незадолго до окончания Великой отечественной войны. Вырос в Австрии, учился в Париже и Вене. Изучал французский язык и кино, математику, медицину, логику. В 60-е годы революционер от искусства Вайбель устраивал экстравагантные перформансы, чем шокировал консервативную публику в Европе. Например, в одном из них художник в деловом костюме подобно собаке ходил на четвереньках и на поводке по улицам австрийской столицы. Фотоснимки того легендарного перформанса сейчас можно увидеть в Москве, наряду с другими задокументированными акциями «медиабунтаря». Так была названа большая ретроспективная выставка Петера Вайбеля, которая прошла в Вене год назад. По словам Иосифа Бакштейна московская экспозиция значительно отличается от той, что была показана европейскому зрителю.
Иосиф Бакштейн: Нет, это просто была большая ретроспектива. И мы ее просто использовали как источник материала, достаточно такого всеобъемлющего, относительно творчества Вайбеля, поэтому мы большинство работ, но не все, конечно, многие мы так сказать в итоге мы из других источников получили сведения и информацию о них. Но конечно для нас, для этой выставки его ретроспектива в Вене сыграла большую роль.
Но эта выставка дала нам такой толчок.. для того, чтобы сделать что-то с ним в Москве.
Структурой, по составу работ немножко отличается. Но та была, конечно, больше по размеру... включала больше его работ, поэтому они вполне такие сопоставимые.
Нам так кажется, что вот эти деления на различные медиа и презентации, мне кажется — это то, что может показаться убедительным для нашего соотечественника. Но в принципе, мы это такая выставка интернациональная и она не то, что специально ориентирована на нашего соотечественника. Она такая обычная выставка большого художника. Мирового значения.
RADIO BLAGO: Получив скандальную славу после радикальных перформансов Петер Вайбель увлекся интерактивными медиа-инсталляциями, экспериментальными видео и фильмами, значительная часть которых представлена сейчас в Москве. Более 30 лет он занимает пост профессора в Университете прикладных искусств в Вене, более 15 является директором Центра искусств и медиатехнологий Карлсруэ в Германии.
В своих многочисленных лекциях и статьях он затрагивает проблемы современного искусства, истории и теории СМИ, кино, видео-арта и философии.
Московский художник, скульптор, автор инсталляций и объектов Сергей Чернов рассказал нам, почему творчество Вайбеля — это своего рода базовое образование для всех современных художников, в том числе и российских.
Сергей Чернов: Базовое в том смысле, что несмотря на то, что это вот практически больше чем полвека прошло, это все актуально. И то, что мы сейчас собственно здесь, у нас считаем актуальным, самые у нас такие в общем-то радикальные представители современного искусства, они в общем-то на этом и базируются. Вот о чем речь идет. Но для нас это как всегда. Мы-то конечно, знаем, да, и образованы... да, откуда ноги растут знаем, но все время заново открываем так или иначе. И открываем в том числе то, что у нас делалось совсем недавно, оказывается это уже было (смех). И проворачивается во времени, оно делает виток и снова становится актуальным. Потому что мы вот ходили и думали: вот собственно такая простота, такая в общем-то такой пуританский подход к выставке, он собственно наверное и самый оптимальный. Что вот эта гламурная волна, вот эта пена она же захлестнула и практически задушила искусство современное, оно погрязло в этом. В золоте. В блеске, в помпезности такой. И опять же размеры-размеры. Теперь кто кого удивит. Кто самолет в натуральную величину... а здесь все как бы скромненько, аккуратно. И в то же время за этим стоит такая бездна смыслов. И вот опять же база, о базе речь идет Суть в том, что на этом можно еще работать и работать. В каждом кусочке можно еще что-то найти и развивать. Залезать в какие-то трещинки, какие-то расселены. И там как жуки поселиться и вот и культивировать что-то.
Она отрезвляет, я бы сказал. Во-первых, не надо стремиться к какой-то именно, к чему-то такому бешено дорогому, к искусству, конечно, хочется его продавать, но тем не менее, надо стремиться к истинному искусству, которое порождает смыслы, а не порождает какие-то нули бесконечные, которые мы в голове там крутим. И еще очень важно понимать, что можно из ничего делать все. А из всего можно сделать ничто. Много-много шума и ничего нет. А тут действительно все очень скромно, аккуратно, бюджет минимальный, а все это очень дорого смотрится. Имеет большую цену, очень высокую цену.
RADIO BLAGO: Выставку Петера Вайбеля можно будет посмотреть до 1 ноября по адресу: Москва, Ермолаевский переулок, 17. Московский музей современного искусства.
В фонде культуры «Екатерина» представили сразу два специальных проекта 6й московской биеннале современного искусства. Это выставка «В поле зрения. Эпизоды художественной жизни 1986й-1992й» и небольшая экспозиция работ молодых московских художниц Виктории Малковой и Полины Москвиной под названием «В ожидании действия». А теперь о каждом проекте подробнее.
В поле зрения организаторов выставки с одноименным названием попал совершенно определенный период — буквально 7 лет, за которые в московской концептуальной школе произошли значительные перемены. В те годы в России практически отсутствовали художественные институции, которые бы представляли актуальное искусство. Совсем не было галерей, фондов, периодических изданий, посвященных поддержке и изучению творчества неофициальных авторов. И как раз в этот «геройский период», как его назвали организаторы выставки, начали зарождаться первые ростки того, что теперь мы называем современным российским искусством. Подробнее о выбранных датах нам рассказала один из основных кураторов выставки Александра Данилова.
Александра Данилова: Да, мы выбрали эти даты, и собственно они были такими достаточно символичными, симптоматичными, потому что точкой отсчета мы взяли два важных события — это события политические: 27-й съезд и курс на гласность и перестройку с одной стороны, и знаменитая 17я молодежная выставка МОСХ, которая прошла на кузнецком мосту и которая как бы послужила началом — это был первый официальный выход неофициальных художников на такую вот важную площадку, потому что на этой выставке впервые в рамках социологического эксперимента, который был организован Дондуреем, Некичем и группой молодых кураторов, были допущены не члены Союза художников к экспонированию в рамках вот таких вот экспериментальных лабораторий однодневок, они могли представить свои работы. Там же были еще кроме выставок однодневок еще концерты рок-групп, по-моему, состоялись только «Звуки му», потому что напуганные количеством народа, которое приходило на эти выставки, администрация в общем-то поспешила все это запретить и отменить. Но действительно, когда мы смотрим цифры посещаемости, то она была совершенно фантастической, потому что около 5 тысяч в день посетителей было на 17й молодежной выставке. Ее даже закрыли раньше, потому что зал не справлялся с потоком желающих. На неделю раньше ее пришлось закрыть.
RADIO BLAGO: Экспозиция выставки состоит из четырех разделов. Первый – археологический – отсылает к образу мастерских художников, напоминает легендарные сквоты Фурманного переулка и Чистопрудного бульвара. Здесь представлены произведения тех лет, созданные художниками Юрием Альбертом, группой «Перцы», Константином Звездочётовым, Игорем Макаревичем, Сергеем и Владимиром Мироненко и другими. Многие работы показаны впервые за прошедшее время. Раздел сопровождает цветное фото, на котором рукой Сергея Мироненко подписаны авторы произведений.
Александра Данилова: Нас как исследователей, конечно, больше всего интересует самое знаковое явление неофициальной жизни московская концептуальная школа. И нам было интересно, что происходит с московской концептуальной школой вот в этот вот период геройский, героический, в эту эпоху счастья, эпоху вседозволенности, когда, нужно сказать, та же концептуальная школа несколько расширила свои границы. И самое главное в этот период она утрачивает, если хотите, свое монопольное право в неофициальном искусстве, потому что появляется новое поколение молодых художников, то, что называется новой волной: дерзких, смелых, решительных, монументальных. И собственно это тоже очень интересно, как раз для нас. При чем я даже не могу сказать, что нас интересовало больше, потому что это был интерес и к какому-то архиву. Но что нас интересовало больше всего — это скорее всего чувства, воспоминания.
Есть воспоминания тревожные, больше всего, конечно, радостных и счастливых воспоминаний, потому что это было такое удивительное время, когда каждый день воспринимался как праздник, каждый день становился событием. Этих событий действительно становилось очень много. И вот эта насыщенная жизнь, которая в полном смысле этого слова, она била ключом. Когда каждую минуту что-то происходило, когда открывались выставки в муниципальных выставочных залах, на Каширке, в Беляево, в Пересветовом переулке, когда открывали свои двери для новаторских проектов Третьяковская галерея, Центральный дом художника, когда только построили огромный дворец молодежи, куда наконец пустили эту молодежь, чтобы она могла там проводить свои выставки.
Более того, еще художники пытались искать какие-то необычные места — там строительные павильоны ВДНХ, баня, Бутырская тюрьма, Пароход, который становился на время вот этой прекрасной прогулки, на целый день становился территорией искусства.
Это и время прихода первых западных институций, Такие, как институт современного искусства ICA, такие, как фонд Сороса, которые очень помогали художникам.
И это время появления каких-то важных институций, таких, как например Цента современного искусства, трансформировавшийся сегодня в ГЦСИ, важнейшая наше на сегодня организация, занимающаяся современным искусством, собирающая коллекцию, проводящая огромное количество мероприятий. И творческих вечеров и образовательных программ. Все это как раз только начинается в это время.
RADIO BLAGO: В Мемориальном зале экспозиции вдоль стен размещены наиболее заметные художественные явления и события тех лет. Всего 19 памятных досок с гравировкой названий и дат существования отдельных квартирных институций или выставок. Например, среди них такие известные события как выставка-акция в Сандуновских банях, «Шизокитай», выставка объединения «Эрмитаж» «Ретроспекция», «Эстетические опыты», «Гуманитарная помощь. Посылки для Германии» и другие события, которые участники художественного процесса тех лет отметили как важнейшие. Зал с мемориальными табличками выполнен в стилистике советского времени, напоминая о том, в какой обстановке жил и творил московский художественный андеграунд.
Александра Данилова: Эта выставка тоже в духе времени. Может быть вот эта вседозволенность конца 70-х, на нам передалась, поэтому мы позволяли здесь себе некоторые такие почти хулиганские выходки. Мы позволяли себе и сочинять статьи в стилистике того времени. Более того, мы предлагаем не то, что даже похулиганить. А мы предлагаем зрителям стать соучастниками этого проекта. Потому что мы понимаем, что наше поле зрения относительно этого периода оно очень ограничено. И ему недостает и глубины, и ширины, и мы были бы очень признательны зрителям, если бы они поделились с нами своими воспоминаниями, тем, что ни помнят из того времени. Тем более, что мы ожидаем, что многие художники и участники тех событий придут сегодня. И потом все дни, когда будет работать выставка. И может быть, у кого-то сохранились какие-то документы, нам еще не известные. Потому что время изучения этой эпохи, оно только начинается. И собственно это такой пролог, который мы сделали для будущих исследователей, которым предстоит уже написать фундаментальный труд, такую энциклопедию художественной жизни Москвы. Мы же сосредоточились вот в формате отдельных эпизодов каких-то страниц, которые, может быть, полюбились нам, или чаще всего это были те события, которые помнят большинство участников.
То есть, мы специально проводили целую серию интервью. С этими интервью можно познакомиться на сайте Арт-узел, который является партнером этого проекта. И собственно там можно послушать свидетельства очевидцев. И вот те темы, те события, которые они выделяли, которые они акцентировали, мы старались как бы выстроить вокруг них некую картину того времени. Картину, опять-таки насыщенную какими-то воспоминаниями, какими-то чувствами, неслучайно вот у нас на выставке целый зал видео, который, конечно, включает документальные материалы, но часто это небольшие ролики, которые сделаны молодыми людьми. Это режиссеры, которым 20-25 лет.
RADIO BLAGO: В следующем зале экспозиции идет трансляция шести видео-роликов по мотивам событий тех лет. Правда, по больше части это личные и домашние события, ведь профессиональных съемок того времени почти не осталось. Так называемое home-video, которые было особенно популярно в 90-е годы составило основу инсталляции. Мария Назарова, студентка сценарного факультета ВГИК, режиссер монтажа видео-роликов для выставки, рассказала нашему корреспонденту, каково было столкнуться с частной жизнью художников из недавнего прошлого.
Мария Назарова: Я самый молодой человек в этой команде, я родилась позже в 94 году, я вообще не застала. Это очень интересно. И когда я смотрела видео Среднерусской возвышенности, я поняла, что моя веселая молодость совсем не веселая по сравнению с этим. Но это очень интересно. Обычно мы читаем всякие архивы, материалы и это какие-то непонятные, неживые люди, которые когда-то атм что-то делали. А тут они говорят, едят, поют. Делают тоже самое, что я. И в общем-то такое ощущение, что мы все уже очень давние друзья с ними.
- До того, как я села заниматься этим я практически ничего не знала о Клубе авангардистов, то есть я знала, что он есть, что-то да как-то, да мельком... А так это все для меня новое,у меня был такой краткий экскурс. Очень быстрый
RADIO BLAGO: В разделе «Библиотека» собраны фотографии, публикации в прессе, каталоги выставок. Над фото-архивом к данному проекту работала Лариса Кашук, авторитетный искусствовед, известный куратор выставок. Она рассказала нашему корреспонденту, что фото-архивные материалы включают работы множества авторов — фотографов, художников, кураторов. Среди них Юрий Альберт, Игорь Макаревич, Георгий Кизевальтер, Сергей Борисов, Лев Мелихов, Сергей Румянцев, Павел Киселев, Александр Забрин, Андрей Безукладников и другие.
Лариса Кашук: Эта выставка подняла …. подняла пласт фотографий, которые не использовались ранее, когда делались экспозиции представляли объекты, а эти фото считались таким черным рабочим материалом. А в действительности, когда мы все это перерыли вытащили максимально из того, что можно было вытащить... хотя какие-то пласты за короткий период не удалось еще объять. Обязательно.. этот материал он показал всю художественную жизнь Москвы. Здесь определенный период.. о в принципе нужно собирать по всей второй половине 20 века, потому что это все исчезает... это такие вот бесценные крупицы, которые с трудом вытаскиваешь, а потом они могут опять раствориться, даже выброситься... 01.30 мы сейчас говорили с Семенихиным, нужно создавать фонды.. потому что на одних произведениях искусства не восстановишь... это чрезвычайно интересно и чрезвычайно важно.
RADIO BLAGO: Авторы идеи проекта — Елена Куприна-Ляхович совместно с Александрой Даниловой. Выставка продолжает традицию заложенную в момент организации экспозиции «Поле действия» в 2010-м году. Тогда интерес кураторов привлек период 70-х - 80-х годов. Затем состоялась выставка «Реконструкция» (куратор - Елена Селина) о последнем десятилетии 20го века. Теперь «В поле зрения» переходный геройский период. При этом организаторы не претендуют на окончательное описание происходивших процессов и приглашают посетителей поучаствовать в составлении более полной картины. У входа в выставочный зал зрителей встречает большая графитная доска, на которой мелом по годам перечислены проводившиеся тогда выставки. Любой желающий может дополнить список мероприятием, которое по его мнению, было упущено. По словам Ларисы Кашук, такие проекты важны еще и тем, что рассказывают о среде, в которой рос и развивался художник, вспоминают о персонажах на первых взгляд незначительных.
Лариса Кашук: На самом деле художник — он же не только в картинах, понимаете, он личность, он творческая личность. Вот есть серия ЖЗЛ, жизнь замечательных людей. Но не только замечательные, а даже средние люди участвуют в этом становлении художественного процесса. Они вносят свою лепту. И без них бы чего-то там не было. И поэтому когда все это сохраняется, мы действительно получаем художественный образ того времени, той эпохи и так далее, это очень важный материал. А конец 20-го и 21-го века — фото и видео становятся ведущими видами искусства. Как раз живопись и традиционные искусства стали как бы музейными.... и так как будут знать о 21 веке практически ни об одном веке столько не сохранится.
RADIO BLAGO: Выставка «В поле зрения» будет доступна для посещения до 13 декабря по адресу: улица Кузнецкий мост, дом 21/5, подъезд 8, вход с улицы Большая Лубянка. Вывеска - Фонд «Екатерина».
Год назад в фонде «Екатерина» была показана выставка «Говорит Москва», после которой культурная сфера столицы пополнилась несколькими новыми именами молодых перспективных художников. Среди более чем 40 участников организаторами был выделен творческий дуэт Виктории Малковой и Полины Москвиной. Художницы выставляются вместе 5 лет. Их новая работа «В ожидании действия» или «Саспенс» была представлена в качестве специального проекта 6й Московской биеннале современного искусства.
Виктория Малкова и Полина Москвина, словно продолжая мысль Ларисы Кашук, которую она обозначила ранее в нашей программе, свое внимание уделяют воздействиям медиа-реальности. Используя методы археологов и опыт исторической реконструкции, они восстанавливают «культурный слой» наших дней из отбракованных фотоснимков и неудавшихся селфи. Любительские фото со спортивных соревнований по сноуборду превращаются в живопись, яркие куртки на монохромном зимнем пейзаже в интерпретации художников становятся цветным ритмом на холсте. Слово авторам проекта.
Виктория Малкова и Полина Москвина: Одна тема в трех залах, название «В ожидании действия». Саспенс.. но оно все таки еще не свершилось, это предвкушение действия. И вот скульптура, которая у нас в первом зале представлена — то есть там зафиксирован момент, то есть когда решение уже принято о совершении действия, но оно еще не произошло. И картина, тоже давшая название этому проекту, тоже в первом зале висит — Ожидание действия. Там две группы, которые находятся в двух что ли формах ожидания — активной и созерцательной, да, наблюдательная, то есть. Они еще ждут развития событий и в зависимости от этих событий они могут к ним присоединиться. Или все-таки остаться наблюдателями.
RADIO BLAGO: Традиционно этот творческий тандем создает инсталляции, но в данном случае в первом зале зрителя встречают произведения в классической технике - живопись и скульптура. Зато потом во втором зале уже показана серия работ под общим названием «Удалить изображение», в которой картины выходят в зал, напоминая собой смятую фотокарточку, а скульптуры подвешиваются к стене, покрытые белым холстом. В заключительном пространстве инсталляция «След» состоит из живописного триптиха, напоминающего стоп-кадр видеотрансляции. Звук на заднем плане свидетельствует о том, что соревнование продолжается, но картинка остановилась. Из нее практически исчез цвет, а значит, и пропало движение, пояснили художники.
Виктория Малкова и Полина Москвина: Постольку поскольку спортивный проект — мы хотели показать этими цветовыми пятнами ощущение человека, который проходит сквозь толпу или едет...
Находится на соревнованиях.. Когда проходишь через зрителей, видишь только цветовые пятна, яркие куртки.. Фрагментарные ощущения, яркие ощущения, которые запоминаются и также яркие цвета, пятна. Как и в первом зале о быстрых воспоминаниях, быстрой фиксации впечатлений. Эта серия Траектория у нас началась с работ, которые называются «Удалить изображение». Где мы брали за основу неудавшиеся кадры. То есть, такие, которые при первом же просмотре съемки выбраковываются по причине съехавшего кадра, непопавшего лица. И эти удаленные изображения они также являются удаленными воспоминаниями, хотя за этими кадрами неудавшимися может стоять какое-то очень интересное действие, побудило или помешало... этому состояться. Это проект больше про то, что у нас раскрыто в третьем зале, про то, что мы говорил, что движение — это цвет. У нас там две работы представлены. Наличие цвета, оно у нас символизирует, ну не знаю символизирует, не символизирует.. движение. То есть монохром — это статика, а цвет — это движение. Постольку поскольку движение — это жизнь, у нас движение — это цвет.
RADIO BLAGO: Выставка «В ожидании действия» будет открыта до 1 ноября по адресу: улица Кузнецкий мост, дом 21/5, подъезд 8, вход с улицы Большая Лубянка. Вывеска - Фонд «Екатерина».
Фестиваль «Видеть звук» в Государственном центре современного искусства также относится к специальным проектам 6й Московской биеннале. Совместно с международным фестивалем TodaysArt и объединением «Выставочные залы Москвы» ГЦСИ продолжает начатый в 2014 году масштабный визуальный проект «Пространство LUCIDA ». Мы рассказывали о нем в одной из прошлогодних программ. Тогда речь шла только о свете, а теперь организаторы предлагают посетителя «послушать» «Диалоги света и звука». Так называется выставка, с которой 8 октября официально стартует фестиваль. И несмотря на то, что открытие еще не состоялось, в Москве прошел показ спектаклей норвежского Верденстеатр е т или «Театра мира». Российская премьера их постановки «Мост над грязью» стала возможной благодаря поддержке зрителей. Летом этого года была организована публичная кампанию по сбору средств, благодаря которой всемирно известный театр приехал в Москву. По словам главного куратора фестиваля «Видеть звук» Виталия Пацюкова, в данном случае речь идет о «театре художника», а первые подобные опыты были проведены именно в России Казимиром Малевичем в опере «Победа над солнцем» больше века назад.
Виталий Пацюков: В этом спектакле нам были важны не только его образность, где встречались звук, свет, и инсталляционные формы, которые именно определяли театр художника, не театр как таковой, а именно театр художника. Инсталляционные формы. Сценография становится организмом, сценография становится субъектом творчества, не актер, а не сценография. И учитывая то, что в этом спектакле есть как раз определенные какие-то контексты, связанные с русской культурой. Потому что первые такие формы, театр художника, они появились именно в 1913 году, в спектакле «Победа над солнцем» Малевича. Именно такие формы сценографии, когда прожекторы стали играть особую роль, световые состояния стали играть особую роль, именно у Малевича. И потом они стали где-то развиваться в спектаклях Миерхольда, и эти формы сегодня очень радикальные.. и этот театр сегодня один из самых интересных представителей таких новых стратегий — театр художника.
RADIO BLAGO: «Театр мира» был основан в Осло в 1986 году. В его состав входят 11 художников, представляющих разные жанры и профессии. В своих спектаклях они стремятся преодолеть границы между различными направления в искусстве и создать нечто новое, объединяющее в себе звук, изображение, видео, кинетические скульптуры, игру теней и актеров.
Виталий Пацюков: Плюс еще интересно, что здесь все построено на таких коммуникациях, и вот эта коммуникация, обладающая формой железнодорожных каких-то систем, железнодорожных путей, они нам дают основания переживать это как такую своеобразную может быть не только дорогу нашей судьбы, но и саму эту Транс-сибирскую магистраль, которая соединяет Запад и Восток. По Транс-сибирской магистрали стремились проехать весь французский авангард, хотел проехать Аполенер, Йозеф Бойс, но проехал Чехов. И здесь есть какие-то отголоски Вишневого сада. Потому что вишневый сад должен быть разрушен именно за счет строительства новой железной дороги. Именно там появляется паровозик, который должен уничтожить и наш вишневый сад. А здесь паровозик появляется как своеобразное такое облако вишневого сада. И он сгущается, звучит, как вот это одинокий такой звук вот этой лопнувшейся струны, здесь один инструмент, здесь туба звучит. В этом оркестре только один музыкант. И вот эта тема, тема такой ностальгии, тема пространства — далеко-далеко звучащего как эхо, вызывает какие-то чеховские еще ассоциации.
RADIO BLAGO: Спектакль «Мост над грязью» появился всего год назад в Норвегии. Жанр представления не берутся определить даже сами авторы, уклончиво отвечая, что это «театр художника, наполненный светом, звуком, пластическим поведением и сценографической машинерией». По словам художников, спектакль стал итогом их путешествий по миру. В нем можно узнать звуковые феномены и визуальные образы различных культур, в том числе и русской.
Виталий Пацюков: За счет того, что есть такой сильный контекст, конечно, появляется и русская тема, но русская тема у них появляется за счет Андрея Тарковского. Потому что они обозначили эту тему, как личность, которая проходит через пространство. Личность, которая может пересекать пространство. И где пространство становится топографией его жизни. У них есть тема, намеки на Сталкера Тарковского, некий одинокий человек, который преодолевая пространство, обретает какой-то свой смысл, свое существование. Вот Тарковский конкретно упомянут в их стратегиях, в их размышлениях о России.
Для них было очень важно показать это в России, потому что они любят русский театр, любят русскую театральность, русскую драматургию.
RADIO BLAGO: Кто же этот герой постановки, который преодолевает пространства, даже после просмотра спектакля остается загадкой. Небольшой движущийся паровозик, мелькающий луч света в темном зале или даже сам зритель? Границы между выступающими и наблюдающими стираются, окуная и тех и других в общий котел светозвуковой технологической мистерии.
Виталий Пацюков: Театр здесь — это поведенческий театр, поведенческая форма, но форма здесь удивительная та, что поведенческая форма, она растворяется в самой сценографии, что сценография становится субъектом. Вот это интересно, что сценография обретает человеческие какие-то качества. Сценография начинает жить как живое существо, как организм, как продолжение организма человека, потому что наша цивилизация — это тоже организм человека, наши технологии — это продолжение нас. Но они несколько отчуждены, как отчужден наш телефон, наш мобильный от нашей речи. А здесь они пытаются вернуть эту технологию, ее гуманизировать, вернуть ее в наше естество, превратить ее снова в природу.
RADIO BLAGO: Спектакль «Мост над грязью» имел успех в Москве — практически все билеты на все сеансы были распроданы. Исполнив такой сложный и многозначный пролог к фестивалю «Видеть звук» норвежский «Театр мира» уехал. Но проект продолжается. До конца января 2016 года на различных площадках Москвы будут представлены выставки, исследующие феномен звука во всем многообразии его проявлений. Подробнее о фестивале мы расскажем в одном из следующих выпусков нашей программы.
На этом программа «Время культуры» подошла к концу. До встречи в выставочном зале!