Мы продолжаем рассказ о творчестве выдающегося дирижера XX века Андре Клюитенсе. В передаче прозвучат произведения: «Римский карнавал» Гектора Берлиоза и «Испанская рапсодия» Мориса Равеля / Национальный оркестр французского радио и телевидения. Дирижер - Андре Клюитенс/. У микрофона музыковед Наталья Кочеткова.
Наталья Кочеткова: Из репертуара Андре Клюитенса, в продолжении передачи о дирижере, будут и сегодня звучат произведения французских композиторов - увертюра Берлиоза «Римский карнавал». Гектор Берлиоз - одна из интереснейших фигур французского романтизма. Фантастическая симфония принесла ему неоспоримый успех во всех концертных залах Европы, в России в том числе. Произведение во многом автобиографичное. Эпизод из жизни артиста, в котором все узнали драматическую историю влюбленности автора в актрису лондонского театра Гарриет Смитсон. В том же, 1830 году, в Париже в итоге нескольких попыток Берлиоз получает, наконец, Римскую премию, которая обеспечивает дипломанта стипендий и условиями трехлетнего проживания в Италии. Отсюда в творчестве композитора начинает звучать итальянский мотив - Симфония «Гарольд в Италии», опера «Бенвенуто Челлини» о судьбе знаменитого итальянского скульптора, а также увертюра «Римский карнавал», скорее всего, отразившая живые впечатления народных празднеств вечного города.
В 1914 году вышла первая монографии, посвященная Равелю, принадлежащая перу композитора и музыкальный ученого Ролана Мануэля заканчивалась следующими словами: «Вслушайтесь в этот голос одного из самых привлекательных гениев, которые расцветали на земле Франции». Во всем француз и парижанин до последнего штриха - во внешнем облике и в проявлении таланта. Парижский шарм и рафинированность пера составят отличительные черты стиля Равеля. При этом есть произведения, которые пламенеют буйством красок, ритмов, темперамента – это Испания Равеля, его вторая родина, воспринятая с первым вздохом от обожаемой им матери-испанки. И опера «Испанский час», и «Хабанера» для двух фортепиано, и «Песни Дон Кихота», и оркестровые композиции «Испанская рапсодия», и «Болеро» рисуют панораму жизни гордого испанского народа, с его искусством, сверкающим огнем и страстью, с его чудесной природой. В Рапсодии четыре части, где первая - Ночной пейзаж. Полный томления и неги, овеянный пряными ароматами южной ночи. Ночной прелюд.
Вторая – «Мелагенья» - испанский народный танец, энергичный по характеру. Здесь Равель сумел придать нюанс таинственности, настороженности, в глухом регистре в мелодии у контрабасов. А в третьей части в «Хабанере» Равель использовал свою же «Хабанеру», сочиненную ранее практически без изменений.
Финал – «Ферия» выделяется ярким пятном. Живая зарисовка народного празднества. Здесь композитор прямо цитирует знаменитую Андалузскую песенку, использованную в свое время еще Глинкой. Она-то, Ферия, заключают Рапсодию ослепительным оркестровым tutti последних страниц партитуры.