Сегодня наша программа будет посвящена творчеству русского композитора Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова. Композитор, дирижер, педагог, музыкальный этнограф. Многогранная и плодотворная деятельность Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова охватила период в пятьдесят с лишним лет. Началась она в 80-х годах XIX века и закончилась в 30-х годах XX столетия.
Заслуженный работник культуры и музыковед Наталья Кочеткова познакомит слушателей с симфонической сюитой «Кавказские эскизы».
Исполняет симфонический оркестр Московской государственной филармонии. Дирижер: Геннадий Рождественский.
Наталья Кочеткова: Очередная передача цикла о сочинениях для симфонического оркестра знакомит вас сегодня с такими интересными композициями, как «Кавказские эскизы» и «Финская фантазия», и соответственно с их авторами – Ипполитовым-Ивановым и Глазуновым. Практически ровесники, всего лишь шесть лет с разницей в рождении, они творили, жили, мыслили в одну эпоху, которая охватила принципиально разные периоды и времена, и замыкающий этап XIX-го столетия, и тридцать с лишним лет XX-го со всеми драматическими его событиями: революциями 1905-го и 1917-го, со всеми искажениями в искусстве в период формирования постреволюционной советской культуры. Эпоха, безусловно, отразилась на судьбах, заставила включиться в общественную деятельность. Но в творчестве, что показательно, они сумели сохранить свою приверженность к великой русской классике и передать ее традиции творцам культуры следующего поколения.
«Кавказские эскизы» в творческом наследии Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, отечественного русского композитора, воспитанника Петербургской консерватории, и непосредственно Николая Андреевича Римского-Корсакова несколько не случайны. С 1882 года одиннадцать лет он жил в Тбилиси, много делал для развития грузинской музыкальной культуры. А в 1924-1925-х годах он возглавлял грузинскую консерваторию, среди его учеников Аракишвили, Баланчивадзе, Палиашвили. Естественен его композиторский интерес к фольклору Кавказа. Сам этот факт явил собою подтверждение заветов русской школы еще от Глинки. В авторском портфеле Ипполитова-Иванова будут симфонические сочинения, созданные на национальные темы республик Кавказа и средней Азии и ливанские этюды, тюркские фрагменты, узбекские картинки «В степях Туркменистана».
«Кавказские эскизы» - сюита в четырех частях. Первая часть – «В ущелье». Картина путешествие по военно-грузинской дороге. В ней автор использовал в качестве темы отдававшийся эхом в ущелье Терека предупредительный сигнал кондуктора. Певучий средний эпизод части сочинен в духе грузинских мелодий и как бы рисует цветущую долину Пасанаура.
Вторая часть «В ауле». Слышатся народная песня «Шантанария Гули» в оркестре она задушевно звучит в исполнении английского рожка, своим тембром напоминающим зурну. Мелодию песни переходит в танец, построенный на теме песни Убия Дури. Характерный ритмический рисунок, последовательность 1/8 и 4/16 звучит у приглушенного малого барабана на всем протяжении части. Это по замыслу автора песни-танцу аккомпанирует непременный участник всякого веселья, национальный, струнный инструмент чинаури.
Третья часть – «На заре». Тема ее записана Ипполитовым-Ивановым в Батуми от муэдзина и как бы характеризует молитвенные обряды мусульман.
Четвертая часть – «Шествие Сардаря». Сардарями назывались военачальники феодалов помещиков. Для характеристики сардаря автор использовал восьмитактную тему заитунского марша. Вторую тему, контрастирующую с маршеобразной, автор выдержал в характере заитунской песни. Триольные украшения на нисходящие мелодии и ходы на увеличенную секунду придают ей восточный характер.
«Кавказский эскизы» Ипполитова-Иванова исполняет Симфонический оркестр Московской государственной филармонии. Дирижер: Геннадий Рождественский.
На этом выпуск программы Время культуры подошел к концу. В следующем выпуске музыковед Наталья Кочеткова познакомит слушателей с симфоническими произведениями Александра Константиновича Глазунова. До встречи в концертном зале!