2017 год объявлен в России Годом композитора Игоря Стравинского. В этом году исполняется 135 лет со дня его рождения.
Игорь Федорович Стравинский – один из крупнейших композиторов современности родился у 1882 году в Ораниенбауме, близ Петербурга, в семье выдающегося русского певца. Его отец, Фёдор Игнатьевич Стравинский — оперный певец, солист Мариинского театра. Мать, пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская (11.08.1854 — 7.06.1939), была постоянным концертмейстером на концертах мужа. В доме Стравинских в Петербурге принимали музыкантов, артистов, писателей, в числе которых был и Федор Михайлович Достоевский.
Рано сформировались литературные интересы Игоря Стравинского. Первым настоящим событием стала для него книга Льва Толстого «Детство, отрочество, юность», кумирами в течение всей жизни оставались А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский.
Заниматься музыкой Игорь Стравинский начал с 9 лет. Это были уроки фортепианной игры. Однако к серьезной профессиональной учебе Стравинский приступил лишь после 1902 года, когда, будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, он брал уроки у Николая Андреевича Римского –К`орсакова. В это же время он сблизился с Сергеем Д`ягилевым, художниками «Мира искусства», посещал «Вечера современной музыки», концерты новой музыки, устраивавшиеся Александром Зил`оти. Все это послужило толчком к быстрому художественному взрослению.
Первые композиторские опыты Стравинского — Соната для фортепиано- относится к 1904 году. Фантазия для оркестра «Фейерверк» была создана в мае 1908 года и впервые исполнена под управлением Александра Зилоти в конце того же года. По замыслу композитора эта пьеса должна была быть свадебным подарком молодой чете дочери Римского Корсакова и его любимому ученику Максимилиану Осеевичу Штейнбергу. В этом произведении отмечено влияние школы Римского-Корсакова. Стравинский впервые продемонстрировал свое мастерское владение оркестровой палитрой, пьеса звукорисует атмосферу вечернего празднества, яркий свет бенгальских огней. В программе звучит фантазия "Фейерверк" в исполнении Большого Симфонического Оркестра, дирижер Роберт Крафт, архивная запись 1962 года.
Сергей Дягилев, русский театральный и художественный деятель, один из основоположников группы «Мир Искусства» и организатор «Русских сезонов» в Париже предложил Стравинскому написать балет для постановки в «Русских сезонах». В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В эти годы (главным образом, в связи с постановками Дягилева) Стравинский неоднократно ездил в Париж.
Балет Петрушка был создан Игорем Стравинским в 1911 году В тесном сотрудничестве с известным русским художником Александром Бенуа, принимавшим активное участие в разбработке сценария балета и написавшим превосходные декорации к спектаклю.
«Петрушка» — это история одного из традиционных персонажей русских народных кукольных представлений, Петрушка,сделанный из соломы и опилок, в котором тем не менее просыпается жизнь и развиваются эмоции.
Балет «Весна священная» был создан в начале 1913 года и впервые исполнен в мае того же года в Париже. Балет изображает древние картины языческой Руси. Музыка произведения признанна одним из крупнейших творческих открытий в искусстве 20 века. Балет открывает вступление, рисующее картину весеннего пробуждения природы.
Как писал Стравинский о музыке вступления: «В прелюдии я хотел выразить панический страх зимней природы перед нарождающейся красотой. Музыкальный материал возрастает, распухает, расширяется. Каждый инструменты здесь, как почка на ветке дерева».
В начале 1914 года, накануне Первой мировой войны, Стравинский выехал с семьёй в Швейцарию. Из-за начавшейся войны Стравинские в Россию не вернулись. С весны 1915 года композитор жил с семьёй в Морже близ Лозанны, а с 1920 по 1940 год — преимущественно в Париже.
В 1924 году состоялся дебют Стравинского в качестве пианиста: он исполнил собственный концерт для фортепиано и духового оркестра под управлением Сергея Кусевицкого. Позже в 1943 году Стравинский посвятит Элегическую песнь «Оду»- памяти Наталии Кусевицкой - жены русского дирижера, многие годы возглавлявшего Бостонский симофнический оркестр. В программе звучит «Ода», элегическая песнь. Исполняет Симфонический оркестр Московской государственной филармонии , дирижер Игорь Стравинский архивная запись 1962 года.
В связи с начавшейся Второй войной Стравинский переезжает в США. В Америке творческая плодовитость композитора не уменьшилась: он пишет Симфонию в трех частях (1945), балет «Орфей» (1948), оперу «Похождения повесы» (1951), которая подвела итоги неоклассического периода.
На протяжении жизни Стравинский постоянно перерабатывал собственные и чужие сочинения (авторские композиции, музыку православного обихода, народные песни).
Примером может служить музыка к балету «Петрушка», к которой композитор возвращался неоднократно. Сочинение было закончено в 1911 и подверглось в дальнейшем разнообразной переработке: в 1921 (обработка трёх номеров для фортепиано), в 1932 (обработка «Русского танца» для скрипки и фортепиано), Русский танец для скрипки и фортепиано, исполняет Ида Гендель.
В 1947 году в окружении Стравинского появляется начинающий дирижер Роберт Крафт, который позже стал его душеприказчиком. Композитор проникся доверием к молодому коллеге настолько, что доверял ему дирижировать на своих концертах и даже согласился на его предложение записывать их беседы о музыке и искусстве.
Возможно, что тесное общение с Робертом Крафтом сподвигло Стравинского проявить живой интерес к «новой венской школе и к молодому европейскому «авангарду», и заняться экспериментами с серийной техникой. Этотехника музыкальной композиции, использующая в качестве звуковысотной основы музыкального произведения серию (ряд) неповторяющихся звуков. Ее приверженцами были венские композиторы-новаторы Арнольд Шёнберг , Альбан Берг, Антон фон Веберн.
Нелепая и случайная смерть Антона Веберна, не позволила узнать, что очень скоро им будут восхищаться такие великие композиторы 20 века, как Стравинский,Булеез,Штокхаузен, Ксенакис. Для них Антон Веберн стал идеалом звуковой чистоты и абсолютного совершенства. Игорь Стравинский писал о творчестве Веберна: «Веберн был слишком самобытен — то есть слишком явно был самим собой. Конечно, весь мир должен был подражать ему, конечно, ничего из этого не вышло и, конечно, весь мир обвинил его. Но это не имеет значения. Положенные в основу множества музыкальных произведений ужасающие выдумки, приписываемые теперь его имени, не могут ни ослабить его мощь, ни уменьшить его совершенство. Он как вечное явление Христа апостолам в день Троицы для всех, кто верит в Музыку».
Стравинский же не изменил своему творческому кредо — музыка, при создании которой он руководствовался принципами серийной техники, все равно сохраняет неповторимую авторскую манеру. В музыке Стравинского основой гармонической ткани является контрапункт, соответственно, контурное двухголосие. Композитор «расцвечивает» серию с помощью наложений других линий и создавая тем самым неповторимое, напряженно-экспресивное звучание ткани.
При возрастающей роли полифонии композитор остался верен опоре на гармоническую вертикаль, на тональный центр. «Интервалы в моих сериях тяготеют к тональности; я сочиняю вертикально, и это означает, по меньшей мере в одном смысле, что я сочиняю тонально», — говорил он.
Общая черта композиторских методов Стравинского и Веберна (при всей несходности интонационного материала) — предельная тематическая концентрированность. Яркими иллюстрациями использования серийной техники являются балет «Агон», библейская опера «Потоп», оратории на библейские темы «Проповедь, притча и молитва» и «Плач пророка Иеремии». Произведение, в котором серийный принцип абсолютен, — «Движения» для фортепиано с оркестром , было создано в 1959 году.
Поздний этап творчества Игоря Стравинского характеризуется преобладанием в нем духовной тематики. Кульминацией творчества становится «Реквием» («Заупокойные песнопения») – это квинтэссенция художественных исканий композитора. Свой последний шедевр Игорь Стравинский написал в 84-летнем возрасте, когда был уже тяжело болен и предчувствовал свой скорый уход. «Реквиемом», по сути, он подвел итог прожитой жизни.
Композитора не стало 6 апреля 1971 года. По его желанию он похоронен в Венеции рядом со своим давним другом Сергеем Дягилевым.