Сегодня мы расскажем вам о необычном явлении в культурной жизни Москвы. В этой программе речь пойдет о новом выставочном проекте некоммерческой экспериментальной арт-площадки «Электрозавод». Выставка-инсталляция под названием «Изжога» придумана и организована молодыми художниками и для художников, без участия профессиональных кураторов и музейных институций.
RadioBlago: В декабре 2012 года по инициативе художника Леонида Ларионова в одном из корпусов исторического здания электролампового завода в Москве открылась новая арт-площадка первоначально названная как «Периметр». Вокруг экспериментального пространства быстро сформировался широкий круг молодых художников – выпускников и студентов московских арт-школ. На сегодняшний день команда организаторов площадки состоит из четырех человек – это Леонид Ларионов, Наташа Тимофеева, Дима Филиппов и Олег Фролов.
Художники самостоятельно разрабатывают выставочный план галереи, придумывают индивидуальные творческие проекты, курируют групповые выставки, либо приглашают независимых кураторов. Осенью 2013 года художники представили свой коллективный проект в рамках 5-ой Московской международной биеннале. Весной 2014 года арт-площадка «Периметр» продолжила работу под названием – галерея «Электрозавод». Один из инициаторов и организаторов галереи – Наташа Тимофеева рассказала нашему корреспонденту о модели созданного ими арт-пространства.
Наташа Тимофеева: Галерея Электрозавод – некоммерческое пространство, которое функционирует по принципу artist-run space. Мы его организовали более трех лет назад группой художников, то есть мы не кураторы, мы – художники. Мы уже организовали более 30 проектов, все проекты некоммерческие. Инсталляции и групповые выставки, сольные проекты, сайт – специфичные вещи делаем. И для нас, конечно, важна, в первую очередь, процессуальность. Когда сам процесс доставляет тебе удовольствие. В процессе монтажа, в процессе общения с другим художником, в процессе реализации того или иного проекта. Конечный результат является для нас вторичным.
Это было все организовано по инициативе Леонида Ларионова, меня, Олега Фролова и Димы Филиппова. На самом деле, сначала ребят было намного больше в первом составе, но сейчас нас осталось четверо. И изначально ремонт и вся организация площадки осуществлялась за наш собственный счет, то есть без спонсоров, без какой-либо внешней поддержки. Самоорганизация в чистом виде.
RadioBlago: Современный художник Наташа Тимофеева окончила Российский государственный гуманитарный университет, Школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства, а также Интститут проблем современного искусства. За ее плечами уже более 10-ти групповых проектов. В прошлом году в галерее «Триумф» прошла персональная выставка художника под названием «Ключевые слова».
Выставка «Изжога», о которой сегодня идет речь в нашей программе, это кураторский дебют художников Наташи Тимофеевой и Вики Малковой.
Виктория Малкова окончила Профессиональный лицей декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже, потом Московский государственный художественно-промышленный университет имени Строганова, а затем Институт проблем современного искусства. Вика Малкова работает в творческом тандеме с художницей Полиной Москвиной. Осенью прошлого года их совместный выставочный проект «В ожидании действия» с успехом прошел в Фонде культуры «Екатерина» в рамках специальной программы 6-й Московской международной биеннале современного искусства.
Тандем художников Малкова-Москвина присоединился к организаторам галереи «Электрозавод» примерно полтора года назад. Сначала на правах резидентов площадки, а теперь и как устроителей выставочных событий. Слово куратору выставки «Изжога», художнице Вике Малковой.
Виктория Малкова: Это пространство – галерея «Электрозавод» – функционирует как галерея. Но дело в том, что у нас сложная система прохода, то есть выставка работает – открытие, закрытие и еще один event в середине. А во все остальное время это пространство является мастерской, где художники работают, делают свои объекты, живопись, все что угодно.
И полтора года назад я со своей коллегой Полиной (Мы работаем с Полиной все время. Полтора года, как мы присоединились к ребятам, и изначально для того, чтобы пользоваться пространством как мастерской, но очень быстро подружились.) заинтересовались процессом, влились в процесс, и стараемся принимать участие во всех выставках, в организации.
RadioBlago: Проект, задуманный художницами, изначально носил рабочее название «Плохая выставка», если не сказать еще более жёстче. Но, посчитав такое прочтение концепции слишком буквальным, кураторы и художники остановились на определении «Изжога». По словам организаторов это «квинтэссенция их ощущений от участия в актуальном художественном процессе».
Наташа Тимофеева: Проект «Изжога», который представлен сегодня в этом пространстве, о художнике, который устал, который расстроен, который пытается задавать сам себе вопросы: «Что я делаю?», «Как я делаю?», «Для кого я это делаю?», «Что я хочу этим сказать?». И мы это реализовываем с помощью перегруженной, сложной экспозиции, которая очень сложная для первичного восприятия. Нужно ходить рассматривать ее. И складывается впечатление, что работы часто друг другу мешают, они подавляют из-за своей перегруженности, из-за большого обилия мелкой пластики.
Основная цель выставки «Изжога» – показать то, что нас много и что очень часто художник, который участвует в больших групповых проектах, теряется, он потерян. И мы этой экспозицией хотим показать какую-то потерянность самого себя, в этом большом художественном ритме, в котором ты пытаешься все-таки проявить себя, показать. И плюс перегруженность такая, мне кажется, отвечает современным вызовам, которые мы наблюдаем на московской арт-сцене. Если идти на какие-то проекты в коммерческих или некоммерческих, неважно, кто куратор, но очень часто ты сталкиваешься с перегруженностью и не артикулированным кураторским высказыванием, которое подавляет художника.
В этой выставке нам было важно апроприировать пространство, которое нам не принадлежит, потому что мы арендуем место, где находится основное ядро экспозиции, но при этом мы еще делаем работы, размещаем в коридоре, на лестнице, в туалете. То есть мы берем пространство, которое изначально не предназначено для экспонирования, но при этом мы маркируем, брэндируем это все логотипом нашей площадки. Таким образом показываем интервенцию, апроприацию всего этого места, говоря, что это наше, хотя бы на сегодняшний день.
RadioBlago: Выставка как тотальная инсталляция – когда классический белый куб галереи сменяет роль безучастной конструкции и начинает работать на реализацию замысла куратора. Как рассказала Вика Малкова, одной из идей авторов концепции было желание задействовать весь периметр помещения галереи, включая вертикали стен и потолок.
Вика Малкова: Мы хотели поднять взгляд зрителя и не то, чтобы занять, а использовать все наше пространство. И поэтому мы компоновали такие крупные, сайт-специфичные инсталляции, уводящие взгляд зрителя в потолок.
Дело в том, что здесь специфическая такая ситуация. Здесь мы можем сделать все. В отличие от галерейных и музейных пространств, где иногда для того, чтобы вбить лишний гвоздь нужно согласовать чуть ли не череду подписывания разных бумаг, да, здесь мы можем все – крепиться к потолку, к стенам, можем делать все, что хотим. Потому что это наше собственное пространство, и никто здесь нам не указывает, что делать.
Основное экспозиционное решение выставки построено на крупных сайт-специфичных инсталляциях и мелкой галерейной пластики, которая скомпонована в центре помещения, которые обычно рядом не выставляют. И мы выставляем эту мелкую галерейную пластику не на подиумах, как это обычно принято. А мы выставляем ее, грубо говоря, на мебели. Так как наше пространство является еще и мастерской, у нас есть рабочие столы, у нас есть тумбы для красок, которые мы используем как подиумы для скульптуры.
RadioBlago: Участие в выставке «Изжога» приняли около трех десятков молодых художников. Одни присоединились к проекту с готовыми работами, другие откликнулись на идею кураторов и создавали объекты в русле заявленной концепции.
Наташа Тимофеева: Мы с Викой отбирали художников по принципу ярко выраженной кураторской концепции. Мы очень долго думали над визуализацией общего проекта, продумали концепт, аранжировку пространства. И реализовывали свою идею, подбирая тех художников, чьи работы подходят под нашу идею. Мы пригласили девочку с мелкой пластикой, они все очень разные. Там Наташа TARR, Наталья Александер, Таня Сушенкова. Мы пригласили художников резиденции галереи «Электрозавод», поскольку они в контексте ситуации и их метод, их мышление совпадает, разделяет нашу точку зрения. Мы приглашали художников, которых присмотрели на других выставках, групповых, той же школы Родченко. У нас полгода назад была большая групповая выставка первого курса ребят из школы Родченко, разных мастерских. Мы там с Викой присмотрели парочку ребят, которые нам показались интересными, оригинальными, ироничными. Поскольку выставка, понятно, имеет такую иронию, смешные коннотации и определенные отсылки, то есть частьхудожников, которых мы приглашали, мы их присматривали, исходя из тех работ, которые они делают. Были, конечно, участники, которые делали работы целенаправленно под этот проект, но таких меньшинство. Вот так сделал работу Саша Плюснин, он сделал работу, послушав нашу концепцию, по нашему приглашению сделана была специально под наш проект. Также Вера Баркалова сделала свой проект, послушав нашу идею, она ей стала интересна, и она на нее отреагировала. И часть работ, конечно, уже были готовы. Ребята с ними как-то прозвучали на московской арт-сцене, и мы пригласили их, потому что знали этих художников, нам они кажутся интересными.
RadioBlago: По признанию кураторов, они не рассматривали вариант отбора и приглашения художников только из своего круга общения, напротив, для них было важно соответствие характера творчества автора заявленной концепции. Так называемый формат open call'а (опэн кола), когда объявляется открытый набор участников будущей выставки, галерея «Электрозавод» пока не использует, но в будущем кураторы не исключают и такого подхода к формированию экспозиции.
Наташа Тимофеева: Да, очень часто, когда куратор задумывает ту или иную реализацию своего проекта, своего исследования, он делает публичный open call, где художники подают заявки на конкурсной основе со своими идеями и визуализацией работ, которые отвечают задаче, которую ставит куратор. И куратор уже на конкурсной основе отбирает из 100, 50, 200 заявок работы, которые максимально подходят его требованиям. И этот формат пока, «пока» – подчеркиваю, не практикуем, хотя он, безусловно, апробирован многими художниками и кураторами. И он является, наверное, наиболее практикуемым. Но мы пошли по задаче, именно приглашая тех художников, которые с нашей точки зрения смогут сделать работу, то есть доверие человеку, который может сделать ту работу, исходя из того концепта, который мы ему говорим. Художник может прийти без работы, но ты знаешь его творческий back-graund, ты ему доверяешь. И, исходя из этого доверия, диалога «куратор – художник», формируется работа.
RadioBlago: В разговоре с нашим корреспондентом Наташа Тимофеева и Вика Малкова особо подчеркнули, что не являются профессиональными кураторами и позиционируют свою деятельность как художественный кураторский проект, то есть выставочный проект художника для художников.
Наташа Тимофеева: Это очень важно. Потому что конечно профессиональный куратор он бы, наверное, эту задачу решил по-другому. И нам именно было важно отобразить вот эту сторону, которая никак и нигде не манифистируется. Все говорят: «я куратор – ты художник» и таким образом выстраивают не какую-то границу, а дистанцию, разделяя функции куратора и художника. Мы все художники. И в этом проекте мы говорим о стирании грани одного и другого. Показывая, что это все взаимосвязано, как такие сообщающиеся сосуды, в нашем контексте.
Задача в принципе стояла не показать простую историю, она больше психологического характера. Художник же думает, реагирует на некие ситуации, которые так или иначе влияют на него, определяют его дальнейшую практику и тому подобное. Кто-то отреагировал сразу, кому-то понравилась ирония в названии. Кому-то понравилась такая, при внешней трэшовости, концепция, но при этом она очень сложная и актуальная для современной московской арт-сцены. Потому что все боятся говорить о плохом. Конечно, каждый хочет сказать о хорошем, об интересном многоуровневом высказывании. Отрефлексировать какие-то актуальные политические процессы, то есть попытка показать хорошую интересную выставку, но при этом выставка иногда не получается. И часто, и сам куратор, и художник боится себе признаться в том, «что я делаю неправильно». И многим понравилась именно эта самоирония, самоцензура, что мы говорим о том, что мы делаем плохую выставку с хорошим искусством, как оно часто очень происходит сейчас. Не называя имен и ссылок на художников и кураторов, кураторские проекты, которые сейчас звучат. Этого делать не хочется, это не корректно. И у нас нет такой задачи с Викой. Мы говорим, в первую очередь, о самих себе.
RadioBlago: Впервые выполняя кураторскую функцию, художники, разумеется, не забыли и о создании собственных работ. К примеру, у входа в выставочное пространство посетителей встречает строительная конструкция, которая уже после проникновения в помещение оказывается арт-объектом Полины Москвиной и Вики Малковой. Инсталляция «Вспомогательная конструкция» помимо самоценности также играет роль метафоры для всей выставки «Изжога» и помещения галереи «Электрозавод» в целом, считают кураторы проекта.
Вика Малкова: Работа «Вспомогательная конструкция» – это наша с Полиной работа. Она ставит вопрос, когда вспомогательная конструкция становится ограничительной, то есть она состоит из туры строительной, нарощенной ветками деревьев. Тура – это та конструкция, с помощью которой мы монтировали всю выставку. У нас очень много было монтажа с потолка. Мы с помощью этой туры монтировали. А в своей работе мы ее ставим поперек дверного проема, и она приобретает функцию ограничительной конструкции, которая немного мешает пройти зрителю. И здесь вот ставится вопрос: «Когда вспомогательная конструкция становится ограничительной?»
Леса – это вспомогательная конструкция для того, чтобы создавать другую вспомогательную конструкцию, архитектуру и интерьер. Архитектура тоже может стать из вспомогательной, ограничительной, то есть клеткой, клеткой офиса или небольшой квартиры, когда положительная функция начинает принимать отрицательную – вот работа об этом.
Наташа Тимофеева: Эта работа мне кажется знаковой для самой выставки-инсталляции «Изжога» и для нашего пространства, потому что галерея «Электрозавод» располагается в историческом корпусе Электрозавода. Оно сейчас функционирует, но это исторический корпус, где нет производства, но при этом это режимный объект с пропускной системой, жесткими требованиями пожарного и охранного режима. И эта вспомогательная конструкция, которая препятствует свободному проникновению в галерею, также нас отсылает на пропускной режим, который находится на первом этаже. Чтобы войти в галерею, ты вынужден играть по правилам и пройти через эту, скажем так, канадскую границу в виде пропускного режима.
RadioBlago: Другая совместная работа Наташи Тимофеевой, Вики Малковой и Полины Москвиной называется «Ульи» (множественное число от слова «Улий»). Объект занимает почти полностью одну из четырех стен выставочного помещения и спускается на пол, превращая живописные работы в объемные произведения.
Вика Малкова: «Ульи» – наша общая инсталляция с Наташей, Полиной и мной. Инсталляция из пустых подрамников без холстов, которая отсылает к шпалерной развеске. Но при этом она такая пустая, без холстов, она является как бы такой матрицей.
Наташа Тимофеева: При этом мы целенаправлено деконструируем, убираем все картины, всю живопись, которая могла бы быть там. Оставляя эти крестовины, как каркас для той или иной работы. И очень важно подчеркнуть, что вот эта инсталляция из подрамников работает с высотой, то есть это 8 метров с пола до потолка, которые плавно перетекают в 3D-подрамник, объемный. В этом жесте Вика говорит о том, что живопись превращается в объект. Мы 2D-подрамник, такой плоскостной, превращаем в такую объемную историю, выползает наружу и получается не совсем самостоятельный, но объект.
Вика Малкова: Скульптура, то есть 3D-подрамник – является по сути скульптурой, потому что мы сламываем подрамник, он приобретает ребра жесткости и возможность стоять на полу. Соответственно становится скульптурой, объектом.
Рядом с этой инсталляцией «Ульи» представлен объект Ани Третьяковой, который называется «Снег». Он написан маслом по найденным листам железа. И это единственная практически живопись, представленная у нас на выставке. Она является частью инсталляции. И одна работа перекрывает другую, то есть Анина инсталляция как раз перекрывает инсталляцию «Ульи», что соответствует тоже нашему концепту, что при каком-то ракурсе видно работу, а при каком-то ракурсе одна работа закрывает другую. Но они начинают взаимодействовать.
RadioBlago: Экспозиция выставки «Изжога» выстроена таким образом, что даже воздушное пространство галереи оказывается заполненным. С потолка свисает большой кит – работа Растана Тавасиева. Как раз напротив небольшого буфета возвысился на постаменте фонтан из наборов быстрорастворимой лапши, иронично напоминая конструкции из бокалов с шампанским на крупных светских вернисажах. Миниатюрные скульптуры и объекты, буквально нагроможденные в центре выставочного зала. И над всем этим тяжелым и многослойным яством, будто подписью в строке ресторанного меню светит неоновая надпись названия выставки – «Изжога».
Одним из важных акцентов в столь плотной сервировке арт-объектов стала работа Саши Бурхановой, которая составила ироничный кураторский отклик на все происходящее в выставочном зале. Текст данной экспликации настолько перегружен сложными терминами и понятиями, что мы процитируем лишь его первое предложение: «Спекулятивная эстетика замусоренности в ризомопространстве «Электрозавод» изящно и тонко отмечена онтологичностью кураторского вопроса «Что у людях в головах?», который намеренно не несет в себе сингулярной когнитивной детерминации».
Наташа Тимофеева: Саша – куратор. И нам в этой работе было важно показать, что, когда ты часто приходишь на выставки современного искусства, ты сталкиваешься с тяжелым, нечитабельным текстом, написанным птичьим языком, с большим обилием искусствоведческих терминов, каких-то англо-язычных формулировок, которые текст делают нечитабельным и непонятным. И ты испытываешь еще одну дополнительную фрустрацию от того, что ты не можешь понять, что же хотел сказать куратор. И Саша написала гипертрофированный текст, ироничный очень, с большим обилием терминологии, которая шутливо указывает на этот недочет, когда куратор работает на своей волне и он абсолютно не заботится о том, чтобы его понял простой зритель, который пришел на выставку по тем или иным каким-то мотивам. Кто-то пришел за эстетикой, кто-то пришел за концептом, кто-то пришел за получением нового опыта, кто-то пришел познакомиться с художником – разные могут быть мотивации и разные могут быть задачи. И при этом он сталкивается с этим нечитабельным текстом, повторюсь. И он испытывает еще дополнительное давление. Такая попытка написать умный текст, и тебя не заботит, что подумает простой зритель, который очень хочет понять, что же происходит. А понять бывает очень трудно.
RadioBlago: Посетить выставку-инсталляцию «Изжога» можно будет 29 января в 19.00 по адресу: Москва, улица Электрозаводская дом 21, проходная №3. На территории завода пропускная система, поэтому важно позвонить по телефону и сообщить о своем приходе. Телефон: 8-905-566-55-22. Вся информация на официальном сайте галереи по адресу www.elektrozavod.org и на странице галереи в социальной сети Фейсбук.
На этом выпуск программы «Время культуры» подошел к концу. До встречи в выставочном зале!