Сегодня герой нашей программы один из лидеров современного искусства Петербурга — художник Вадим Воинов.
Вадим Воинов родился в Ленинграде накануне Великой отечественной войны. Отец его был репрессирован в 1949-м году по «ленинградскому делу», поэтому все детство и юность будущий художник провел, как он сам пишет, «в местах не столь отдаленных». Закончил заочную среднюю школу, работал, где придется, однажды ушел в море на рыболовецком судне. Так и провел в матросах несколько лет — побывал в Африке и Америке. Вернувшись на родину, поступил в Ленинградский государственный университет на исторический факультет, правда, диплом защищал уже на кафедре истории искусства. С третьего курса и более 20 лет Воинов работал в Музее истории города - писал статьи, читал лекции по истории архитектуры, ходил в археологические экспедиции. По заданию музея собирал по пустым, подготовленным к капитальному ремонту коммунальным квартирам вещи и предметы интерьера, представляющие культурную ценность. И внезапно, в одной из таких брошенных комнат нашел объекты для своего первого коллажа. Так искусствовед стал художником.
Вадим Воинов: Был комплексный капремонт в Петербурге, совершенно чудовищные разрушения домов. Фасады оставались, а все, что за ними переделывалось. Этого нигде в мире не делалось. Если вы посмотрите, Берлин, Дрезден, разрушенные города... Дома стоят на тех же самых местах, с той же этажностью, так же формируют квадраты застройки и магистрали, и углы, но никто их не нагружает эклектической лепкой, и так далее. Этого не делают, у нас же это все шло. И очень было развернуто. Не один дом, а целый квадрат. И выселяли жильцов, в основном, коммунальных квартир. Один из ужасов советской эпохи, мне не представимы без коммунальных квартир. Люди, когда выезжали, оставляли вещи, потому что не хотели их брать. В маленькие квартиры в новых районах, спальных, некуда их было ставить. Они в то время ничего и не стоили. Потому что у тех, у кого были большие квартиры, очень немногие, у них давно уже были вещи им нужные. Нельзя же поставить три пианино или еще четыре рояля, хотя я видел и такое.
А музей, в котором я работал, естественно, не мог брать все это, потому что мгновенно бы заполнились все площади для хранения, это невозможно. Я присмотрелся и стал собирать эти предметы. И делать из них композиции на тему новейшей истории России. Потом стал выставлять, но не сразу, а через четыре года, потому что надо было решиться выставлять.
Я пошел с нон-конформистами познакомился, с этими художниками. И стал выставляться на их выставках, в том числе и на квартирных.
Подходили искусствоведы, говорили: "Все здорово. Это не делается. Но это сделано".
RadioBlago: У художника Вадима Воинова около 100 выставок, его работы хранятся в самых престижных музейных собраниях в России и за рубежом. Но тогда в 1970-е годы коллажи мастера композиции вызывали желание каким-то образом объяснить, определить, обозначить их место в существующей художественной системе. К примеру, заведующий Отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский назвал Воинова «остро современным художником», не давая при этом более конкретных характеристик.
Вадим Воинов: Я думаю, что срабатывает композиционная способность, она у меня есть. Это я хорошо знаю, еще когда служил в музее искусствоведом, мне приходилось делать выставки и вращаться в этом материале все время. И строю я свои работы по собственному принципу. И поэтому отдел новейших течений, Саша Боровский, он руководит этим отделом, ему стало ясно, что здесь новое направление, совершенно новый стиль. Он это сразу уловил. И очень осторожно назвал - «остро современное», но не стал определять направление, потому что опытный искусствовед. Он не стал делать то, что делают все. Все ищут какую-нибудь полочку, куда тебя поставить. К кому ближе? Вот уж не знаю. Какого только направления не называли, а на самом деле, это совершенно новое.
RadioBlago: Первая персональная выставка Вадима Воинова в России состоялась только в 1998 году, но сразу в Русском музее. Экспозицию художника под названием «Исход вещей» продлили на полтора месяца. «И это в год столетнего юбилея музея!» - с восторгом вспоминал сам автор. После такого успеха следующую ретроспективу организовали уже в Эрмитаже в 2005 году. Масштабная выставка произведений Воинова под названием «Государственный Эрмитаж под полной луной» тоже была продлена на месяц и простояла в главном музее города почти полгода. В общем и целом Эрмитаж трижды показывал работы художника.
В Москве первую персональную выставку Воинова «Фабула предмета» открыли лишь в 2011 году, но не в Третьяковской галерее, как это было запланировано изначально, а в Музее современного искусства на Тверском бульваре. Куратор проекта Ирина Карасик рассказала в каталоге к выставке, каким образом можно попробовать классифицировать искусство Вадима Воинова. По ее словам, произведения автора можно соотнести с традицией ассамбляжа и техникой реди-мэйда (ready-made). Как считает доктор искусствоведения Карасик, два противоположных направления в искусстве в творчестве Воинова пришли к примирению и согласию. Это русский авангард — а именно супрематизм Малевича и контррельефы Татлина, и русский реализм, обусловивший смысловую систему координат работ Воинова. Сам художник подчеркивает, что ни в коем случае не стремился соответствовать каким-либо направлениям и жанрам.
Вадим Воинов: Никогда никуда не смотрю... Евгений Федорович Ковтун работал в Русском музее научным сотрудником, он всю жизнь занимался русским авангардом. Под замком и в запрете. И небезопасен даже для публичных обсуждений. И он меня повел. Попросил. Тогда Губарев, зам. по науке в Русском музее, повел меня в запасник, и я посмотрел все, что там есть. Конечно, это произвело на меня впечатление. Но я ведь искусствовед, и очень хорошо понимал, что это впечатление нужно... Нужно об этом помнить, но нельзя его использовать, потому что самому нужно что-то делать. Но влияние в какой-то период, конечно, оказывало. Даже не в ранний, потому что он повел меня, когда я уже работал. И что-то такое у меня мелькало. Потом я сделал целую серию работ, и не одну, оппонирующую авангарду. Они все есть в Эрмитажном каталоге, подбор очень... серьезный квадратов этих... но есть и другие формы. А в принципе, я считаю себя самостоятельным... Никто на меня так уж не влиял и так уж я подробно ничего не изучал.
RadioBlago: Как и многие художники Вадим Воинов не любит вопросы журналистов о том, как создавалось то или иное произведение. Еще в 1982 году автор написал Манифест, в котором все желающие могут найти много интересного о творческом процессе художника. Вот одна из цитат: «Для попытки создания нового жанра, названного мной «функцио-коллаж», применяется метод компоновки различных предметов в одной композиции. Тема и весь образный строй определены феноменом, возникающим от сочетаемости вещей. Характер предметов, их личное «обаяние» заставляют в каждом отдельном случае искать новый прием сочетания объектов и их конструирования в определенном мною сюжете». Почему для своих работ художник выбрал именно такое название - «функцио-коллаж» - он рассказал в интервью нашему корреспонденту.
Вадим Воинов: Я же беру предметы. Они имели назначение, функцию. Поэтому «функцио-», а коллаж — это обобщение, соединение различных... есть соединение этих функциональных предметов, вот функцио-коллаж и получился.
RadioBlago: Работая с вещами из прошлого, время которых ушло, Вадим Воинов остается «остро современным художником», как было сказано в начале нашей программы. Каково ощущать себя в роли регулировщика между прошлым и настоящим, автор рассказал нашему корреспонденту.
Вадим Воинов: Любой человек, который занимается историей, особенно историей искусств, находится в этой точке, когда он этим занимается. Другое дело, когда ты занимаешься профессионально. Тебе трудно выходить в реальную жизнь. Почему говорят, что художники все немножечко не такие, не адекватные люди, да потому что трудно выйти! Трудно выйти. Но можно.
RadioBlago:Однажды на вопрос журналиста «Как Петербург влияет на вашу деятельность?» Вадим Воинов ответил одним словом - «Определяюще».
Долгие годы художник занимался архитектурой родного города, писал публицистические статьи о нем, знал каждый квадратный метр северной столицы. Но прошло время, и отношение к этим знаниям у Воинова изменилось, а любовь к Санкт-Петербургу осталась.
Вадим Воинов: Я там родился... И очень люблю этот город и профессионально его знал когда-то. Сейчас его стал забывать... Потому что уже давно в крепости не работаю. А все знал, дом за домом. Сейчас зачем мне это? Это не нужно совершенно. Я и так его люблю, город этот.
Мне кажется, бывают очень излишние знания. Зачем мне знать, что дом напротив построил Академик архитектуры Иванов? Или Макаров, тоже рядом стоит. Я почему-то это помню. Зачем мне это? Эта память мне... та же самая энергия, которую можно превратить в творческую. Но что же забивать себе голову? Так ведь? Это моя точка зрения. У других, может быть, другая. Одни изучают справочники, из Интернета не выходят, или образовываются как-то. А я перестал. Когда стал работать, перестал относиться к знаниям, к своему образованию так, как когда работал искусствоведом. Совершенно в другом... Потому что Органика. Чувствуешь, что это мешает. Заполняет ту часть тебя, которая совершенно по-другому использована может быть.
Человек очень много чувствует, только он выразить не может и понять не может. Больше понять, что происходит.
RadioBlago:На своем официальном сайте vadimvoinov.ru художник разместил короткую автобиографию, иллюстрации работ, каталоги в электронном варианте, манифест, статьи критиков и журналистов, «Словарь новой мифологии». В одном из текстов Вадим Воинов рассказал своим читателям: «Отношение к старому материалу, из которого я делаю коллажи, как к одушевленной исторической субстанции – это самое важное в методе работы с ним. Очевидное для меня сопротивление материала преодолевается только одним действием – переживанием материала».
Вадим Воинов: Искусство - это вообще переживание. Если одним словом, я переживаю этот материал. Ясное дело, что я вкладываю эмоциональное составляющее огромное. Гораздо выше смысловой.
RadioBlago: В 1994 году товарищество художников «Свободная культура», единственная организация, в которой состоит Воинов, предоставило возможность нашему собеседнику организовать авторскую галерею «Мост через Стикс», которая успешно работает до сих пор. За это время сотрудники Русского музея и Музея нонконформистского искусства сменили в этом пространстве несколько постоянных экспозиций.
Вадим Воинов: 21 год в пяти домах от Невского на Пушкинской улице в культурном центре «Пушкинская 10» «Свободная культура» существует моя авторская галерея — единственная в городе. «Мост через Стикс» называется. Публика изучает мои работы, а некоторые присматриваются и ко мне, а я изучаю ее.
Мое дело не изучать, но такое количество времени информация накапливается о том, как смотрят, какие мнения.
Люди моего поколения и рядом стоящих поколений, как правило, ностальгируют. Они вспоминают эти вещи, у них начинаются ассоциативные ряды, идут из их личной истории. Особенно профильных. Они считают, что должны побывать и посмотреть это. И у них мнения бывают безумно интересные. Они иногда говорят то, что я и не думал никогда. Это бывает очень редко. Интересные мнения, по-настоящему интересное не каждый год услышишь, от публики я имею ввиду. От того, что тебе сказали — здорово, хорошо, как интересно. Бывает говорится банальность, но человеку... он чувствует, но не может выразить. Нужно понять, и это бывает, что эмоционально он очень высокого уровня. Две большие разницы — кто-то говорит: "Здорово, великолепно!"
RadioBlago: Искусствовед-собиратель, художник-компоновщик Вадим Воинов до недавнего времени в своих работах обращался исключительно к новейшей истории России — в частности, родного Петербурга. Дореволюционное, революционное, советское и постсоветское время оживало в работах Воинова при помощи реальных вещей, умело соединенных автором в художественный образ или знак эпохи. Однако с недавних пор в творчестве мастера появилось новое направление — органическое. К открытию Музея Органической Культуры в Коломне Вадим Воинов подготовил мемориальную композицию, посвященную поэту и художнику Елене Гуро. Связующим звеном между одним большим автором и другим выступила искусствовед, председатель ученого совета Музея Органической Культуры Алла Васильевна Повелихина.
Вадим Воинов: Искусствовед, один из основоположников изучения этого направления, Алла Васильевна Повелихина. Я очень долго с ней работал. Она у меня в крепости была лет двадцать начальником. Я, правда, никогда этого не заметил. Она занималась этим, а я нет, совершенно другим. Архитектурой. И выполнял свои служебные обязанности.
Прошло немалое время, мы уже с ней и не работали. Но отношения сохранились замечательные. И как-то пересеклись, и она сказала, что посмотрела мои альбомы, все время наблюдала, ходила на выставки. Я когда ее видел, дарил ей книжки. Она и говорит: "Поработал бы, чего-нибудь сделал бы важное для органической культуры". "Хорошо" - говорю. - "Попробую". У нее лежала несколько предметов подлинных, личных вещей Гуро. Я говорю: "Вот давай из этого, сделаю". Потому что я всегда ищу такой ход, которого бы еще не было. Это самое важное. Чтобы каждый раз был выдуман велосипед. Если не в одной работе, то хотя бы в серии.
"Дай-ка я попробую из этих предметов что-нибудь такое собрать". Было это очень непросто, потому что Алла Васильевна требовательна чрезвычайно. Каждая мелочь... это очень трудно проходило, что-то снималось, что-то прибавлялось. Но когда я уже сделал, я не стал ее продавать, подарил музею. Потом, видимо, понравилось. Они мне заказали серию этих работ. Количество не было обозначено, потому что это из области того, что не делается. Попробуйте из предметов что-нибудь сделать? Трудно. Смотреть легко. А вот сделать! ... Бывает трудно. Что-то мне сразу удавалось, что-то очень долго делалось.
RadioBlago: Инсталляция «Елена Гуро» состоит из личных вещей художницы — папка с ее инициалами и карандашным портретом Михаила Матюшина на обложке, фотография, камушки с берега Финского залива, спицы-заколки с бирюзой и акварельный рисунок - изображение розы. После этой композиции Вадим Воинов создал для Музея Органической Культуры еще несколько произведений: «Протоархитектура», «Аксиома Гёте», «Люди и знак», «Воздух середины века», «Вавилоны — доисторические циферблаты», «Знак воды в стиле модерн», «Время в ближнем космосе» и другие. Через некоторое время художник записал, что, наконец, решился не эксклюзивно, а систематически заниматься органическим искусством.
Вадим Воинов: Очень интересная работа, сложная очень. Это смена парадигмы. Не полностью, части ее. Занимался-то я русской историей, новейшей. А это совсем другая тема. Смена парадигмы.
Всего десять работ здесь, в Музее Органической Культуры...
Если я работаю с музеями, то обязательно им что-то дарю. Такое у меня правило.
Работа называется Бабье лето. А выразить мне нужно было через Органику. Не важно, как это называется, важно, что ясно, что это Органика. Потому что и Бабье лето — тоже Органика.
Можно ответить афоризмом - «Органика — это все, кроме нашей изобретательности».
- Остальное создано человеком получается?
Он может преобразовывать Органику — в лучшую, худшую, в его понимании сторону. В комфортную, прежде всего. Но сам факт, юридически.
Видимо, творческая энергия тоже Органика!
Сейчас я работаю с Музеем по очень важным вещам, о которых говорить пока не буду. Я не то, что очень суеверен, но не нужно. Пока не готово...
Конечно, стараюсь не говорить об этом. Ну а зачем? Никто мне помочь не в состоянии. А, наоборот, забрать часть этой через информацию энергии. Это вещь вполне реальная.
RadioBlago: Работы художника Вадима Воинова хранятся в Государственном Эрмитаже, Русском музее, Музее истории Санкт-Петербурга, Третьяковской галерее, в музеях Анны Ахматовой и Федора Михайловича Достоевского, в Центральном выставочном зале «Манеж», Московском музее современного искусства и Музее Органической Культуры в Коломне.