Время культуры
Время культуры

меню

Художник Михай Мункачи

4732

Сегодня в нашей программе мы расскажем вам о выставке с необычным названием «Вокруг Мункачи», которая работает сейчас в #Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.

«Вокруг Мункачи» - это первая в России ретроспективная выставка работ самого известного художника Венгрии Михая Мункачи. Видный представитель европейской живописи 19го века он еще при жизни был высоко оценен коллекционерами и критиками. Как рассказывают историки, настоящие знатоки искусства в Европе и Северной Америке сражались за возможность увидеть и приобрести его произведения. За свою недолгую жизнь Мункачи создал более 600 работ, при чем их нельзя назвать холстами, многие картины написаны на деревянных досках вместо полотен.

В Москву произведения Мункачи прибыли из Венгерской национальной галереи и частной коллекции. К ним добавили работы европейских и русских мастеров того же времени из собраний Пушкинского музея и Третьяковской галереи. Таким образом выставка «Вокруг Мункачи» дает возможность зрителям проследить творческий путь венгерского живописца и увидеть взаимное влияние художественных школ в русском и европейском искусстве второй половины 19го века. Об этой задумке рассказала на открытии выставки директор Пушкинского музея #Марина Лошак.


Марина Лошак: Только сейчас увидев во всем объеме в большом количестве вещи Михая Мункачи, мы понимаем, что не зря он был признан при жизни и считался одним из лучших художников XIX века. И не зря им гордятся венгерские профессионалы и венгерские зрители, как художником. Мы попытались сделать эту выставку чуть шире и объемнее, чем просто показать вещи Мункачи. Мы попытались посредством нашего собственного собрания и лишь привлеченных из Третьяковской галереи показать тот контекст живописи и тех живописцев, которые повлияли на него. И тот контекст искусства, который его окружал. Я имею ввиду европейское искусство в более широком смысле этого слова. И в частности русские художники... Достаточно известный вам контекст станет еще более понятным и более объемным, когда мы увидим сердце выставки — вещи Махая Мункачи.


RadioBlago: В отдельно стоящем здании Пушкинского музея в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков Мункачи представлен полусотней произведений. Всего два десятка из них принадлежат кисти самого автора. Но даже столь небольшая выборка позволяет представить все периоды творчества художника, считает венгерский куратор выставки Марианн Гергей. Она отметила, что в работах Мункачи нашли отражения разные направления и жанры. Он изображал быт венгерских крестьян и роскошные салонные сцены, писал красочные пейзажи и многофигурные исторические полотна. Однако называть его просто реалистом следует с осторожностью, считает российский куратор выставки Анна Познанская.


Анна Познанская: Дело в том, что слово «реалист» и понятие «реализм» оно очень много в себя вбирает, особенно опасно в 19-м веке, потому что в общем-то спектр реализма очень большой — Курбе был реалист, но Клод Моне тоже был реалист, он писал то, что он видел, значит, это было реализм. Вот когда уже появились символисты, или искусство модерна, они стали писать не то, что они видят, а то, что они думают или какую-то красивую игру линий, они уже не были реалистами. Все импрессионисты были реалистами, или например, Ван Гог, когда его символисты пытались перетянуть в свой лагерь и говорить: «вот же, он такой странный, символичный художник», Ван Гог очень возмущался, он говорил: «нет, нет, я пишу то, что я вижу». И понятие реализма оно очень растяжимо. Дело в том, что вот эти более авангардные художники, они, конечно, во многом, не случайно они называются импрессионистами от слова impression — впечатление, они во многом делали такой упор на эмоциональное переживание красок, света и т. д. и т. д. А работы Мункачи они всегда имеют сюжетную базу, понятный читаемый сюжет.


RadioBlago: Михай Мункачи (от рождения по фамилии Либ) взял себе творческий псевдоним по названию города, в котором появился на свет. Теперь это место называется Мукачёво Закарпатской области Украины. Рано осиротев, он жил у своего дяди, обучался плотницкому мастерству и брал уроки у бродячего художника.

В 20 лет по рекомендации знакомых живописцев получил стипендию на обучение заграницей и поступил в Венскую Академию художеств. Правда, проучился там всего полгода и вынужден был уйти из-за слишком высокой платы. Однако попыток получить серьезное образование не оставил. И вскоре поступил в Мюнхенскую академию. На Всемирной выставке в Париже познакомился с произведениями французских реалистов Жана-Франсуа Милле и Гюстава Курбэ, их творчество сыграло важную роль в становлении художника. В этот период он тоже обращается к социальной проблематике, в своих картинах описывает тяжелую жизнь простых людей, знакомую ему не понаслышке.

Следующим витком развития творчества Мункачи стала «дюссельдорфская школа», он брал уроки у мастера многофигурных жанровых сцен Людвига Кнауса. Художника отличало стремление передавать психологические нюансы и оттенки характера персонажа картины. Под воздействием своего наставника Михай Мункачи написал знаменитое полотно «Камера смертника», за которое получил золотую медаль на парижском Салоне в 1870 году. Это и сделало его знаменитым.


Анна Познанская: Дело в том, что была такая тенденция в конце 19го века, что художники, такие из провинций, из маленьких стран, где нет своих академий, они едут в какие-то художественные центры и там они как-то начинают развиваться как художники. Кто-то ехал в Дюссельдорф, кто-то в Мюнхен, в зависимости от сферы своих интересов, кто-то в Париж. И вот Мункачи — это такой редкий случай. Он побывал практически во всех этих центрах. И в каждом из них он учился, как бы преодолевал новые и новые барьеры. И при этом, с кем бы он, где бы он ни учился, с кем бы он ни общался, какие бы у него ни были кумиры на данный момент, он все время сохранял свой собственный стержень, свое понимание, что надо изобразить, как и так далее. И это конечно, очень позволило ему сохранится, потому что среди вот этой толпы живописцев, которая хлынула в известные европейские академии во второй половине 19 века, конечно, была масса слабых художников или эпигонов, которые просто растворились под влиянием своих учителей. А он сумел сохраниться и это конечно, большая редкость. И именно это делает его таким крупным и хорошим мастером.


RadioBlago: По приглашению люксембургского коллекционера и мецената барона Анри-Эдуарда де Марша художник переехал в Париж. Изменился его образ жизни и это оказало значительное влияние и на творчество. Затем последовала поездка в знаменитую колонию художников в Барбизоне неподалеку от французской столицы. Там были созданы картины «Женщина, несущая хворост», «Цыгане на опушке леса» и другие работы, сочетающие в себе пейзаж и жанровую сцену. Под влиянием новаторской манеры «барбизонцев» Мункачи написал свои первые пейзажи. И потом к этому жанру он обращался на протяжении всей жизни. Эти работы также можно увидеть в экспозиции.


Анна Познанская: Это очень важно, при том, что всю жизнь он провел в путешествиях, он учился и в Дюссельдорфе, и в Мюнхене, и в Париже, и так далее. Он ощущал себя венгерским художником. И он сам писал в конце жизни, что вот лучшим моим успехом было только то, что я может быть смог способствовать какой-то большей известности своего народа, Венгрии, прославлении ее как страны. То есть, он был при этом таким патриотом, так сказать. И это ему позволило, мне кажется, не раствориться вот в сонме многочисленных толп художников, которые конечно, наводняли все эти художественные центры в конце 19го века. Он смог сохранить свой стержень и благодаря этому действительно состоялся как художник.


RadioBlago: Новый период в жизни и творчестве художника начался с кончины его покровителя барона де Марша. Спустя некоторое время он женил на его вдове Сесиль Папье, которая и подтолкнула автора к созданию салонной живописи. Новый жанр отразился и на выборе сюжетов, теперь это были семейные сценки в изящных интерьерах, портреты, пейзажи, натюрморты с цветами. Изменилась и палитра мастера — цвета стали ярче, темные тона, характерные для его ранних работ, сменились светлыми.


Анна Познанская: В какой бы технике он ни писал, он изображал сюжеты, близкие ему. Кода он был уже обеспеченным богатым человеком и у него был особняк в Париже, роскошный особняк. Он снимал маленькое крошечное ателье в своем родном венгерском Колпаше, и он туда постоянно возвращался, уезжая из Парижа, чтобы писать какие-то тамошние виды, ландшафты, они ему были нужнее, чем Барбизон, то есть, он поехал, например, в Барбизон, там познакомился со всеми художниками с Коро, Милле, которые тогда там работали. Он многое усвоил из их манеры восприятия такого романтического, но писать он стал не барбизонские пейзажи, у него есть один-два. Но потом он стал ездить в Венгрию и писать венгерские пейзажи.

И когда он стал писать вот такие салонные работы, он в них прекрасно сумел соединить фантастическую технику, которую он усвоил и в Париже, такую свободную с такими традиционными сюжетами, и это тоже его такое было ноу-хау. Он придумал, как это делать.


RadioBlago: Роскошный особняк, который Мункачи снял в Париже, его супруга Сесиль превратила в модный салон. Это место посещали известные художники, литераторы, банкиры и государственные деятели. Благодаря старания своей жены, она стала его первым агентом, Мункачи быстро превратился в одного из самых продаваемых художников Европы. В экспозиции хорошо представлены картины данного периода - «День рождения отца», «Оранжерея», «Парижский интерьер», «Собирание букета». Последнюю кстати приобрел для своей коллекции русский меценат Сергей Третьяков.


Анна Познанская: В какой-то момент, он уже работал в Париже, когда им заинтересовался один из ведущих парижских маршанов того времени — Шарль Зедельмейер. И они подписали десятилетний контракт. Это был очень хороший посредник и он очень хорошо и успешно продавал Мункачи везде в Европе, сделал фантастический промоушен в Америке. И конечно, в то же время, эти вещи всегда пользовались очень большим спросом. Неслучайно именно такую салонную вещь купил Сергей Третьяков для своей коллекции. И в общем-то они разошлись практически. Большая часть подобных вещей сейчас находится именно в частных собраниях.


RadioBlago: Финансовому успеху художника сопутствовало общественное признание. Не устающий экспериментировать и развиваться, он обратился к исторической живописи. Масштабное полотно Мункачи под названием «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай»» имело огромный успех. Он был награжден золотой медалью на всемирной выставке в Париже, удостоен ордена Железной короны и дворянской грамоты. Эту картину можно видеть на выставке в Москве.

На выставке Мункачи показаны и картины русских мастеров, так как организаторы хотели подчеркнуть связь между ними и работами венгерского живописца. Социальной тематикой своих работ автор был близок художникам-передвижникам. Картина одного из них «В ресторане» Владимира Маковского представлена на выставке. Эта работа впервые экспонируется после реставрации.


Анна Познанская: Он, конечно, был фантастический колорист. И не случайно даже Илья Репин, который познакомился с его работами еще даже на ранней стадии, когда у него были более темные, более монохромные вещи. Он уже тогда сказал, что из Мункачи выйдет великий колорист, это было очень интересно. Потому что Стасов, критик Стасов, писал про его вещи ранние, что он будет великий реалист, а Репин сказал, что он будет великий колорист. И действительно, они очень сложные по колористическому решению, и, конечно, они свидетельствуют о фантастическом даровании художника.


RadioBlago: Организаторы выставки считают, что представленные работы русских живописцев скорее всего удивят зрителей, ведь в такой колористической манере они творили не часто. Например, портрет дочери Веры кисти Ильи Репина совсем не похож на художника, который создал «Крестный ход в Курской губернии».


Анна Познанская: Вы, войдя в наш русский зал, удивитесь, когда увидите фантастический букет Крамского, который, если он у вас ассоциируется с картиной, вы никогда не ждали бы, что это Крамской такое может написать. Или например, работы Репина, который, конечно, когда он писал Крестный ход в Курской губернии — это был один человек, а когда он писал свою дочку Верочку — это был совершенно другой мастер. И в таком духе создавали произведения многие художники. И Мункачи конечно, является ярким и одним из лучших представителей этого направления, и опять же эта выставка, то, что мы привезли сюда Мункачи позволило показать и какие-то вещи из нашего собрания, совершенно в новом контексте, под новым углом, и мы очень надеемся, что вы будете и потом, когда выставка закончится сюда приходить и уже сможете любоваться и этими картинами тоже.


RadioBlago: Выставка «Вокруг Мункачи» начинается с автопортрета художника и эскиза росписи потолка, выполненного для венского Музея истории искусств. По словам куратора Анны Познанской, это событие стало венцом карьеры Мункачи. Вена считалась одним из центров искусств того времени и подобное приглашение означало высокое признание мастерства и всемирной известности художника. Почему итог творческого пути Мункачи поместили в первый же зал экспозиции стало ясно из пояснений куратора. Оказывается, по мнению авторов выставки, творчество живописца и его коллег не заслужено оставлено на втором плане истории искусств.


Анна Познанская: Надо сказать, что существует одна, исторически оправданная, тем не менее может такая небольшая несправедливость. Она заключается в том, что для нас, практически для всех присутствующих здесь, конец 19 века — это блестящее искусства импрессионистов, это фантастическое, модернистское искусство Ван Гога, Сезанна, Гогена и подобных художников. В случае с нашим музеем это усугубляется еще и тем, что мы владеем блестящей, как вы знаете, коллекцией Щукина и Морозова. Которая является такой сильнейшей частью нашего собрания. По этой причине надо сказать, и вообще это происходит не только в нашем музее, но и везде в Европе, на протяжении долгого времени, то есть всего 20-го века и 21-го века эти блестящие фантастические мастера настолько доминировали в выставочном деятельности, в музеях, в исследовательских работах, что 19й век и прочий 19й век, другой — он просто был отодвинут на дальний план. И это в общем не способствовало и самим импрессионистам, потому что они выглядели как такое НЛО. Как будто бы это было такое: пустое, залитое солнцем пустыня и вдруг прилетел космический корабль, оттуда вышли импрессионисты со своими импрессионистскими красками и начали писать свой импрессионизм. И это было не правильно. С другой стороны, мы во многом и именно благодаря такому влиянию такого искусства импрессионистов смотрели всегда на 19й век как бы их глазами. То есть, на одной чаше весов были импрессионисты, на другой чаше весов — все, против чего они выступали: реализм, салонное искусство и т. д. И т. д.

- Но со временем происходит некая переоценка ценностей. То есть, не переоценка, потому что никто никогда в жизни никогда не будет говорить, что Сезанн плохой художник или что он не стоит своей славы. Но все-таки когда мы немножко отодвинулись в эпохи от 19 века в век 21й, это позволяет нам 19е столетие, на него посмотреть более объективно. И оказывается, что на самом деле, помимо импрессионистов было много совершенно замечательных, блестящих художников, у которых они часто даже и учились. Что нет такой большой границы, большого противовеса между салоном и импрессионизмом, что эти границы гораздо более тонкие. Не случайно мы в зал последнего французского салона повесили вещь Ренуара, потому что (и вы можете убедиться), что он прекрасно смотрится в зале салонных художников.

- К сожалению, в салоне было очень много плохих художников, которые сохранились до нашего времени и очень портят нам картину. Но на самом деле были выдающиеся мастера, которые оказались в ситуации такой. Потому что они с одной стороны были затерты импрессионистами и такими, более модернистскими художниками. С другой стороны — плохим салоном. Это очень узкая прослойки. Но задача 21го века, и это касается и нашего музея, и других музеев, если посмотреть, европейский музеев посмотреть на эту выставочную политику, эту несправедливость каким-то образом убрать. Это мастера, которые, конечно, они формировались в контексте Мюнхенской школы, в контексте Парижской школы, и их особенность заключается в том, что они абсолютно блестящие феноменальные по технике. Но в отличие от более радикальных представителей, таких более авангардных, они никогда не отказывались от какого-то внятного, знакомого нам сюжета. Они всегда привязаны к сюжетной живописи. И это как бы такой баланс между визуальным впечатлением и контекстуальным, которое мы получаем, глядя на эти картины. Их очень мало, этих мастеров, мы попытались по возможности представить их срез.


RadioBlago: Выставка «Вокруг Мункачи» проходит в рамках Дней венгерской культуры в России и продлится до 28 июня. Посмотреть экспозицию можно по адресу: Москва, улица Волхонка, 14, метро Кропоткинская. На этом выпуск программы подошел к концу! До встречи в выставочном зале!



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: