Наш сегодняшний рассказ о творчестве польского виртуоза-скрипача и композитора Генрика Венявского. Творчество Венявского целиком связано со скрипкой, как творчество Шопена с фортепиано. Многие выразительные приемы, найденные им, легли в основу скрипичной техники XX в. Заслуженный работник культуры и #музыковед Наталья Кочеткова познакомит слушателей с концертом фа диез минор для скрипки с оркестром.
Три имени, три ярких дарования от музыки из Польше нежданно привлекли к себе внимание, восхитили музыкальный мир Европы середины XIX века. Шопен – «поэт фортепиано», Монюшко – автор опер, Венявский – виртуоз-скрипач. Именно исполнительское мастерство - талант от Бога, определило содержание всей жизни Генрика Венявского. За годом год, от самых детских лет концертные триумфы. К пятнадцати он успел окончить Парижскую консерваторию. На выпускном экзамене жюри единогласно присудило ему первую премию - большую золотую медаль. Отсюда начинается его карьера профессионального концертирующего музыканта. Авторитеты отмечали в его игре наполненность жизни, смысла, порой пламенного одушевления.
Большую часть жизни он прожил вдали от своей родины - Польши, всем сердцем оставаясь при этом глубоко народным, национальным художником. Гастролируя во многих городах Европы, нигде не задерживаясь надолго, Венявский привязался всей душою лишь к России, в которой обрел второе отечество. И при участии Антона Григорьевича Рубинштейна обрел еще и преданных друзей, заслуженно ценивших его искусство и талант. Он полагал, что здесь, в России, он найдет необходимое условие для развития и совершенствования своего дарования и не ошибся. Венявский был своеобразным исполнителем. Никто из скрипачей не производил того захватывающего впечатления и страстностью своей игры, и полнотою звука, не говоря уже о безукоризненной технике. Его вдохновенная виртуозность стала эталоном скрипичной игры на многие годы. В России проведет он десять лет.
В 1859 году ему предложено было место придворного солиста в Петербурге. С открытием консерватории в 1862 он приглашен профессором по классам скрипки и камерного ансамбля. Одновременно стал участником филармонического квартета русского музыкального общества. Ещё он выступал как дирижер. Играть под дирижерскую палочку Венявского было замечательно легко, свидетельствовали оркестранты. Но главным оставались многочисленные сольные выступления в различных городах России. Скрипач располагал уже большим репертуаром. Здесь были сочинения великих мастеров – «Чакона» Баха, «Крейцерова соната» Бетховена, ми минорный концерт Мендельсона. Несчетное количество своих творений, где особенно интересны те, которые возникали на русскую тематику - фантазия «Воспоминания о Москве», «Русский карнавал», мазурка под названием «Деревня», транскрипция романса Антона Рубинштейна «Ночь». Он, безусловно, мастер миниатюры, отделывающий любовно каждую деталь и штрих, отточенность пера заявит о себе чертою стиля. Во всем объеме его талант получит выражение и в крупных формах. И здесь не будет ничего прекраснее его скрипичного концерта Фа диез минор. Этот концерт для Венявского имел особое значение. Он определил кредо молодого, восемнадцатилетнего скрипача, претендовавшего на славу одного из первых виртуозов Европы.
Своей задачей он имел не только мастерски использовать труднейшие, эффектнейшие приемы техники, тем показать себя солистом, он захотел создать большое красочные произведение, чтобы заявить о себе-композиторе, обладающем собственным творческим почерком. На слуху были творения Эрнста, с их благородством и изяществом, Анри Вьётано со стихийностью образов, концерты Паганини, где скрипка получила неограниченную власть и потрясающую мощь воздействия. В концерте у Венявского столь же приподнятая романтическая эмоциональная сфера. Это те же волны нарастаний, вздымающиеся вверх, напористые, страстные, тот же нервный пульс, значительные паузы, те же низвергающиеся спады.
Концертом фа диез минор Венявского завершается линия виртуозно-романтического концерта в европейской музыке. По форме это классический трехчастный цикл. Концерт открывается традиционно, оркестровой экспозицией, которая вводит в круг образов первой части. Главная тема порывистая и взволнованная, с ярким боевым ритмом. Это непреклонный герой-титан. Скрипка с самого начала вступает в бой с оркестром, диктует свою волю, утверждает свою главенствующую роль. Другие темы более широкого звучания, импровизационные обогащают содержание первой части, и тем не менее все будут захвачены виртуозной стихией музыки.
Вторая часть – молитва, уводит в мир далекий от страстей аллегро, в мир неба, в атмосферу светлой созерцательности.
Атакой переходит музыка в финал, где царствует мелодия в характере блестящей тарантеллы. Венявский выполнил свою задачу, утверждая, что в концерте скрипка должна развернуть всю свою мощь, рожденная, чтобы господствовать, царить и говорить неограниченно и властно.
В программе прозвучал концерт фа диез минор для скрипки с фортепиано композитора Генрика Венявского. Солист Виктор Пикайзен и Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижер: Геннадий Рождественский.