Время культуры
Время культуры

меню

Виолончелист Гаспар Касадо

3376

Наша сегодняшняя передача посвящена творчеству выдающегося виолончелиста XX века, композитору и педагогу Гаспару Касадо. Заслуженный работник культуры и музыковед Наталья Кочеткова познакомит слушателей с Концертом ре мажор для виолончели с оркестром Иосифа Гайдна.


Наталья Кочеткова: В семействе струнно-смычковых инструментов виолончель, появившись в начале XVI века, сразу и навсегда снискала любовь меломанов. Неудивительно - она обладает теплым сочным бархатным тембром. Грудное звучание ее часто сравнивают с человеческим голосом. Самые лучшие в мире инструменты – это виолончели работы знаменитых итальянских мастеров Амати, Гварнери, Страдивари, а в России - Ивана Батова, крепостного графов Шереметевых. В истории виолончельного исполнительского искусства XXвек был освещен именами выдающихся музыкантов-мастеров, представителей разных школ и стран. Великолепных виолончелистов Пабло Казальса и Гаспара Касадо подарила миру Испании.

Сегодня в нашей передаче Гаспару Касадо дань интереса и признательности. Он родился в Барселоне 30 сентября 1897 года. И первые уроки музыки в детстве получил у своего отца, органиста, дирижера и композитора Хоакина Касадо. На виолончели Гаспар начал заниматься в семилетнем возрасте у барселонского виолончелиста Дионисио Марча, а в годы 1908-1914 в Париже он совершенствует свое исполнительское мастерство под руководством самого Пабло Казальса. Именно он, Казальс, уже признанный в Европе маэстро, оказал решающее влияние на одаренного юношу, на формирование его профессионального мастерства и музыкального вкуса. Не приходиться удивляться тому, что многое в творческой биографии Касадо совпадет с фактами жизни Казальса. Это и стремление к многогранной реализации таланта, который раскроется и в сольном исполнительстве артиста-виртуоза, и в интересе к жанру ансамбля, а также в дирижерской, композиторской, музыкально-общественный деятельности. Продолжая сравнение, отдельное слово о творческих связях испанских виолончелистов с Россией.

Пабло Казальс в период 1905-1913 годов ежегодно посещает Россию, выступает как солист, играет в ансамбле с Рахманиновым. Гаспар Касадо в 1963-1965 годах с огромным успехом концертировал в Москве, Ленинграде, Киеве, Риге и других городах Советского союза. Дважды, в 1962 и 1966, Касадо входил в состав жюри Международного конкурса имени Петра Ильича Чайковского в Москве. Превосходный солист-концертант. Игра его привлекала тонкой музыкальностью и благородством, темпераментностью и подлинным артистизмом, насыщенным красивым звуком и виртуозной техникой. Где же наилучшим образом раскрыться всем этим качествам, как не в жанре инструментального концерта. В жанре изначально предназначенном, если позволите, на радость исполнителю.

Первая часть виолончельного Концерта Гайдна ре мажор - подтверждение тому. Именно концерт дает возможность исполнителю-солисту представить аудитории искусство контилены, пропеть мелодию, не уступающую по выразительности итальянскому бельканто. Такова музыка второй части концерта. Сверкающие каскады виртуозной техники в финале завершат виолончельный Концерт Гайдна ре мажор. Исполнители: Гаспар Касадо и Берлинский филармонический оркестр. Дирижер: Ханс Шмидт-Иссерштедт. Настоящее исполнение принадлежит к архивным записям 1930-1940-х годов и входит в серию Сокровищницы мирового исполнительского искусства. В следующий раз мы продолжим передачу об искусстве виолончелиста Гаспара Касадо.


RadioBlago: На этом выпуск программы Время культуры подошел к концу. В следующем выпуске музыковед Наталья Кочеткова познакомит слушателей с виолончельными миниатюрами Этьенна Мегюля, Камиля Сен-Санса, Габриэля Форе в исполнении Гаспара Касадо. До встречи в концертном зале!



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: