Наш корреспондент побывал в галерее Беляево (Москва), где состоялось открытие выставочного проекта под названием «Русская история в тихой речи северной деревни Учма. Путешествие из Греции в Россию». Об этом музее и его создателях, а также о том, что можно увидеть в московской галерее и как была создана эта выставка – сегодня в программе. Рассказывает Елена Наумова, директор «Учемского музея истории Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни».
Елена Наумова: Учма – небольшое село, там зимует около 15 человек, старушки в основном. Я думаю, что такая ситуация не ординарная, что на 15 человек у нас довольно большой музей. У нас средняя экскурсия длится около 1,5 часа – это укороченный вариант. Людям на отдыхе довольно трудно воспринять больше, как правило, они не готовы. Есть такие люди, которые специально к нам приезжают уже не первый, не второй и не третий раз, и создается впечатление, что они всегда уезжают с какими-то новыми знаниями и, что не менее важно, с новыми эмоциями. Место действительно изумительное. Я сама не коренной житель, могу похвалить со стороны. Когда я там первый раз оказалось, меня что-то потрясло… атмосфера, загадочность. Я сформулировала это так: «там улыбается печаль». Т.е. это место печальное, там византийский князь, который был вечно гонимый, он потерял родину, друзей, семью, язык, культуру – все потерял и, в конце концов, нашел свое пристанище в Учме. Византии уже не было к этому моменту, т.к. византийский князь остался без Византии. Сейчас времена такие, что русский крестьянин остался без деревни. Еще одна утрата, это, в общем-то, целая цивилизация. Поэтому параллель такая прослеживается между Византией и деревней. И, казалось бы, событие печальное, а место заставляет человека жить несмотря на какие-то утраты, печали и т.д.
RadioBlago: О своем знакомстве с Учмой рассказывает искусствовед #Виталий Пацюков.
Виталий Пацюков: Удивительное событие, которое всегда развивается в той же драматургии удивительного случая. Примерно осенью прошлого года я посмотрел фильм по каналу «Культура». В замечательном месте Учма, это местечко расположено под древним городом Угличем, чудный музей уходящей русской деревни. Я увидел людей, которые этим занимаются, увидел их лица, увидел это место, увидел Волгу. Это не просто место, место, где происходит своеобразный путь, которые совершали когда-то русские «из варяг в греки». А здесь прошел путь назад из греков в варяги, приезжает великий князь Константин греческий, приезжает посольство Софьи Палеолог, чтобы осуществить бракосочетание с Иваном III.
На этом месте он закладывает монастырь. И вот это место, где продолжается эта жизнь. Удивительная жизнь, где сакральные какие-то состояния в обычной деревне продолжают существовать.
После фильма, через дней десять, я поехал туда, познакомился с людьми, переночевал. Ощутил реально прикосновение к русской истории, к русской культуре, к этому предметному миру, к этим людям, у которых существуют приемные дети. Удивительная семья сама по себе, сакральность этой деревни. Собирают брошенные дома, они не разрешают местным жителям, те, которые покупают эти дома, не разрешают их менять, трогать. Они сохраняют ту же оригинальность российского зодчества.
Чудные амбары, где сосредоточена жизнь стариков и старух. История русской деревни при советской власти. История прохождения Константина по этим местам.
Они собирают местный фольклор. Я увидел записи, рассказы о деревенской любви. Обычному историку не приходит в голову. Они собрали удивительные звуки, удивительные голоса. Жизнь рыболовецкой деревни, которые занимаются рыболовством.
RadioBlago: Человека, который придумал и устроил в Учме музей истории Кассиановой Пустыни и судьбы русской деревни зовут Василий Смирнов.
Когда Василий был еще подростком, он познакомился с основателем Мышкинского народного музея Владимиром Александровичем Гречухиным, который не раз приезжал с друзьями в живописные учемские места. После армии Василий работал лесником и продолжил собирать факты из истории родного края. Поставил памятный крест на острове. Постепенно пришел к мысли, что необходимо сделать музей. В трех амбарах и часовне XIX века он открыл «Учемский музей истории Кассиановой Пустыни и судьбы русской деревни». В 2006-м в Учму переехала его жена Елена Наумова (москвичка, выпускница физфака МГУ). Вместе они расширили экспозицию и занялись исследовательской деятельностью. В 2014-м к работе музея присоединилась Наталья Кублановская.
О создании музея и об исследовательской работе рассказывает Елена Наумова.
Елена Наумова: У меня муж – коренной житель Учмы, и он знает каждый дом и знает, кто там жил, мы стараемся записывать истории об этих семьях и интервью берем у людей, конечно, мы много чего нашли. С одной стороны, у всех по-разному строились жизни. С другой стороны, они все, как одна говорят: «Да раньше было тяжело жить, голодно, но все равно весело и хорошо было». Я не сторонник ностальгии по советским временам, отнюдь. Они были молоды, поэтому было хорошо по-своему, но кроме того у них был какой-то смысл, пускай тоталитарный, им выдали рамки, в которых они существуют. У Хемингуэя была совершенно замечательное высказывание в «Старике и море», я, к сожалению, никогда не могу дословно запомнить цитату, но смысл такой: может быть я и не стал бы рыбаком, но я таким родился. И у них тоже самое. Эти женщины не суперсильные, но они таскали невод, бригада 10 человек, они его таскали - 27 тон, например. Они не хотели этого делать, но они тут родились и в такие рамки поставлены, и когда они его вытаскивали, то становились счастливыми, шли фотографировать, потом вечером на танцы. Эти эмоции для нас очень важны.
Я совершенно не предполагала бросить Москву, я – коренная москвичка, у меня здесь не только друзья, но и могилы моих предков, в общем, у меня не было мысли переезжать, пока я не встретила Василия. Василий помимо того, что он сам по себе замечательный человек, я его полюбила, я бы, конечно, никогда не смогла переехать в глушь-Саратов, конечно, в глушь-Учму, если бы я не видела себе применения. Поскольку у него был музей, а это тоже составляющая человека, человек к 40 годам построил музей, он не одно дерево посадил, он много-много деревьев посадил, и плюс построил музей, и плюс он начитан настолько, что я со своим московским образованием постоянно «в луже сижу», и мне не скучно. Самое страшное, что может стать в деревне – это однообразно, скучно. То, что он этот музей сделал, то что у него дом потрясающей красоты – это мне предало уверенность в решении переехать, конечно, это не было решающим, но если бы я видела, что мне нечем заниматься, если бы я видела, что мне придется тащить невод и пахать на тракторе, я это делаю, ну не невод тащу и на тракторе, условно, я много деревенской работы физической делаю, сено 3,5 тонны могу за день перекидать, и со мной ничего не происходит, но это не основное, это так – чтобы лошади сыты были, которые у нас есть. Меня по прежнему интересуют люди, потому что там я узнала много нового, различий между городским и деревенским человеком не только в бытовом плане, но и в эмоциональном.
RadioBlago: На вопрос о том, как будет реагировать московская публика на выставку, сможет ли горожанин понять и почувствовать ушедший мир деревенского жителя, Елена ответила.
Елена Наумова: Я думаю, сможет. Мне очень хотелось показать, что те люди, которые приезжали за колбасой когда-то, колбасные поезда, они все с чувством собственного достоинства, они все со своими судьбами, многие очень умные. Язык русский гораздо богаче в деревнях, чем в Москве. И знаете, что интересно, сейчас, конечно, деревня умирает, и все это плохо, ну, фермерские какие-то хозяйства остаются. Меня насмешила история такая, что если раньше приезжали колбасные поезда в Москву, то теперь меня просят из Углича привезти местного сыра, ездят к нам, в Углич, за сыром, и он там вкусный. Это, конечно, не ответ на вопрос «может ли понравиться выставка», я думаю, что она может понравиться людям думающим и интересующимся чем-либо.
RadioBlago: Виталий Пацюков поделился впечатлениями, которые остались у него после посещении музея в Учме и планами работы над новой задуманной выставкой.
Виталий Пацюков: Я подумал, что мне надо сделать такую выставку. И где-то зимой мы поехали еще раз туда, договорились совсем недавно, произошло месяца три назад. И за эти три месяцы идея реализована, они перевезли часть коллекции, маленькую часть коллекции. Это огромнейший музей. Они практически не изменили ту свою внутреннюю экспозицию музея, а просто вещи, которые сопутствуют этому пространству.
В Москве вдруг появляется реконструкция этого музея, где можно погрузиться в мир русской деревни, мир уходящей цивилизации, деревенской цивилизации. Можно сказать, что это великая огромная цивилизация, деревянная цивилизация, цивилизации фольклора, цивилизация русской иконописи, цивилизация русской истории. Связи морских просторов, речных просторов – реки Волги, которая шла с севера и впадала в международные огромные пространства, где Россия встречается с Италией, Грецией.
И вот сегодня это осуществилось. Само по себе это все уникально, и, главное, это не было предусмотрено, это не было календарным событием. То, что в этом году год Греции в России – удивительное совпадение.
Наша культура неотделима от культуры Византии, наша иконопись, наша мысль, религиозная, духовная мысль России. И она расцветает здесь, в маленьком крошечном пространстве, где произошло восстановление этого памятного места. На месте захоронения построена часовня Василием Смирновым, храм построен там же. И можно, действительно, обратиться к русской культуре, истории, помолиться можно там, приобрести согласие с природой и вот с этой жизнью нашей, которая порой драматична.
RadioBlago: Елена Сергеевна Тарасенко, которая назвала себя случайным посетителем выставки, поделилась своими впечатлениями с нашим корреспондентом.
Елена Тарасенко: Я оказалась случайным посетителем этой выставки, потому что я вообще люблю посещать этот выставочный зал, сегодня я шла в надежде, что возможно что-то новое увижу. Пришла и не знаю, как это назвать, счастье, я увидела все то, с чем соприкасалась в своей жизни. Родилась я в 1949 году в таком уникальном, удивительном местечке – это называлось поселок или деревня Красновидово Можайского района Московской области, тоже очень удивительно историческое место, многое можно было показать, но то, что я увидела на выставки – это, конечно, уникально. Все вещи, которые я здесь вижу, ко всем ним я прикасалась в детстве. Я вижу точные копии платья, рубашечки своей мамы, гармошку своего папы, правда, он был… как удивительно преломляет время. Я нашла фотографию, я понимаю, что это была фотография моего 16-летнего отца, он был в простой одежде, как-будто бы невзрачного вида, как мне в то время казалось. Вот сейчас я смотрю на все это с таким умилением, с таким счастьем, с таким благоговением. У меня не хватает слов. Вот эти бигуди накручивала я сама. Эти калошки, назывались резиновые сапожки, их носила моя мама, иногда одевала я, мне нравилось их просто одевать в детстве, потом, когда я подросла, я даже пыталась их на туфельки одевать, бегать на танцы. Все-все-все, что я здесь видела, все это повторяет практически мою жизнь, и все это дрогнула в моем сердце. Потом, когда я выросла, приехала в Москву, здесь вышла замуж, закончила университет, все у меня было замечательно, но ничего не забылось, сейчас это вновь всколыхнулось в моей памяти. Уникально. Спасибо вам.
RadioBlago: Виталий Пацюков, куратор выставки, уверен в значимости и особом смысле создания подобного рода выставки в Москве.
Виталий Пацюков: Ничего нет случайного. Когда возникает вдруг событие, причем это событие становится по своей значимости универсальным событием, это и свидетельствует о нашем времени. Наше время … которое расслоено сегодня. Вдруг возникает некая органическая целостность. Всего лишь три человека создают новую целостность, восстанавливают место. Они это место, действительно, освещают. Означает, что есть надежда, что русская история обретает, наконец-то, свой смысл. Русская культура обретает свой смысл, раз в маленьком крошечном местечке вдруг возникает имя святого грека, возникает диалог между Италией, Грецией в России. Восстанавливается смысл российской культуры, смысл российской истории – это не случайно. Это наполняет нас реальной надеждой, абсолютно реальной надеждой. Я думаю, что впереди снова российское будущее живет, и оно здесь, как ни странно, в Беляево, где происходит это событие.
RadioBlago: Казалось бы, многое уже сделано - выставка из волжской деревни дополняет музейное пространство Москвы новыми впечатлениями, но директор музея Елена Наумова живет новыми планами и идеями.
Елена Наумова: Не успеваем ничего, жизнь одна, нас всего двое, трое. Затеваем новый музей, рядом, тема около деревенская, она прикладная тема, будет называться «Музей дыр и заплат», уже зарегистрировано, уже есть помещение, я надеюсь в ближайшее время его открыть, пока анонсов никаких нет. Это о том, как люди умели беречь, как они ремонтировали не только вещи, но и отношения. И как теперь этого не стало. Это самый глобальный наш план.
RadioBlago: Выставка «Русская история в тихой речи северной деревни Учма. Путешествие из Греции в Россию» в галерее «Беляево» в Москве продлится до 22 мая по адресу: улица Профсоюзная, дом 100, с 11.00 до 20.00 - ежедневно, кроме понедельника. На этом программа «Время культуры» подошла к концу. До встречи в выставочном зале!