Здравствуйте, дорогие радиослушатели! В эфире "Время культуры". Сегодня гости нашей программы художник Франциско Инфанте и его супруга и соавтор Нонна Горюнова. Художники представили сразу две новые выставки в Москве. Подробности в нашем сегодняшнем выпуске.
Франциско Инфанте признанный классик современного российского искусства, лауреат Государственной премии. Уже полвека они вместе с Нонной Горюновой создают цикл "Артефакты". Изобретают метафоры, которые рождаются в природном пространстве благодаря точно подобранной инсталляции. Полученный эффект сохраняют на фотоснимках. Один из циклов называется "Знаки бесконечности". Оказывается, проблема бесконечности и мироустройства волновала Инфанте еще в школе. Слово автору.
Франциско Инфанте: Меня еще с юношеских лет в школе, когда я учился в последних двух классах художественной школы, волновала идея бесконечности. Что это такое я сам не очень понимал, не было культуры и информации. Но, в силу того, что я учился на художника, то стал водить карандашом по бумаге и изображал всякие геометрические формы. Это была абстракция чистой воды: треугольники, круги, квадраты, убывающие или возрастающие. Так я решал для себя собственную проблему, которая меня почему-то очень сильно волновала, мучала настолько, что я все видел бесконечным. Не было никакого отклика со стороны внешнего мира. Потом у меня обозначились некоторые приятели, которых что-то похожее тоже волновало. Но в отличие от них меня волновало метафизическое устройство мира. Метафизика очень важная составляющая для того, чтобы заниматься искусством. Откуда это берется, я не знаю. Откуда во мне это метафизическое ощущение мира, откуда эта бесконечность, которая, как я понимаю сейчас, уже будучи взрослым человеком, олицетворяла мое априорное чувство Бога. Я не хочу ничего сказать в религиозном отношении, потому что я художник... Метафизика – это философия на самом деле, это синонимы. Что-то философическое было свойственно и моему сознанию. И я до сих пор метафизик и в искусстве и во всем.
Что такое метафизика в то время, когда нас учили? Например, в художественной школе мы хорошо рисовали предметный мир по системе Чистякова, хорошей, замечательной, но это предметное рисование не определяло весь мир в совокупности своей. Мне казалось, что реальность состоит не только из того, что вокруг нас, а еще реальность состоит из каких-то сущностей, которые так просто не явлены человеку. Они скрыты, и только благодаря сознанию, какому-то усилию персональному, можно эти вещи как-то вскрывать. Мне показалось это очень важным для того, чтобы засвидетельствовать свое актуальное переживание мира. И я стал этим заниматься. Конечно, обратной связи не было, кому это было нужно? Никому. А мне было нужно.
Искусство и метафора это синонимы. Я считаю, что искусство точнее и глубже свидетельствует о жизни, чем она сама о себе. Поэтому существуют музеи, артефакты, которые мы видим, потому что они свидетельство того, как на самом деле протекала жизнь. Люди склонны обманывать, и нельзя от них требовать, чтобы они говорили всегда правду, потому что это очень высокий уровень нравственности, когда человек не лжет, а говорит правду. В искусстве эти нравственные основы всегда очень сильны, искусство не врет, потому что, когда смотришь на произведение, все видно. Сразу не сразу, не важно. Все видно, чем занимается художник, какова степень его одаренности, таланта и т.д. Но, понимаете, метафора очень важная вещь для искусства. Самое важное это удалась метафора или нет. Художника судят по тому что получилось больше чем по его разговорам о том, что он хотел или не хотел. Не его дело рассуждать в вербальном отношении. Его дело создавать метафоры. Я не люблю вербального искусства, я создаю визуальные метафоры. Мне кажется, в них все содержится.
RadioBlago: В Москве, в Мультимедиа арт музее открылась выставка Франциско Инфанте и Нонны Горюновой "Метафора, метафизика, метаморфоза". О смыслах названия рассказал нам сам автор.
Франциско Инфанте: Искусство, связано с метаморфозой в том отношении, что оно никогда не должно натуралистически передавать. Почему именно не должно? Если натурализм, то получается двусмысленность. Поэтому натурализм в искусстве не применим. Искусство это всегда какое-то ино-изложение, "ино". Вот эта "мета" - метафора, метаморфоза и метафизика, как мне кажется, свойственно моему сознанию как художника, и каким-то образом, тут вам зрителям лучше решать, отражено в метафорах.
RadioBlago: На выставке в Москве можно познакомиться с ранним творчеством Франциско Инфанте. Зрителям покажут графику, живопись, а также черновики будущих проектов. Особое место занимают, конечно, "Артефакты". Один из них даже реконструирован в пространстве выставочного зала. Инсталляцию "Z" из цикла "Выстраивание знака" можно увидеть в полную величину. Любой посетитель сможет убедиться на себе, что метафора рождается только если смотреть на объект с конкретной точки. И стоит только сделать шаг в сторону, увиденный образ распадется на отдельные фрагменты.
Это не ретроспективная выставка, подчеркнула куратор Ольга Свиблова и представила ключевые произведения в экспозиции.
Ольга Свиблова: В 1962 году Франциско Инфанте 19 лет, он только закончил Cтрогановку, он многократно получал премии как лучший рисовальщик. Строгановку заканчивает как лучший студент. Можете посмотреть, мы первый раз выставляем документы, где он прорисовывает что-то, там дух захватывает от его рисунков. Он вдруг уходит от всего, что принято и чему учили, от академического рисунка.
И Франциско Инфанте, завороженный полетом в космос, он же растет в тот момент, когда весь мир болен космическими завоеваниями, освоением космоса. Он тоже ставит вопрос, а как устроена Вселенная, как устроен мир за пределами нашего забора. И начинается ранний период Франциско Инфанте. Первую свою спираль, которая напоминает генетическую ДНК, он делает в 19 лет, это 1962 год. В 1963 году появляется шедевр. Эта работа побывала в музее Орсе, в дивном туринском музее Кастелло ди Риволи. Он видел весь мир. Часть из этих работ есть в центре Помпиду и других крупнейших музеях. В 1963 году Франциско Инфанте двадцать лет и, это не просто потрясающе красивое ночное небо, на котором выстроились звезды, работа называется "Реконструкция звездного неба". Это очень серьезный концептуальный прорыв, не менее серьезный чем разрезы Лучано Фонтана. Если вы посмотрите на эти звезды, то их структура в чем-то повторяет супрематические элементы Малевича. Вы понимаете, что в 60-е годы молодое поколение советских художников не может видеть ни Малевича, ни Кондинского... Это сегодня русский авангард главное, чем мы гордимся, как визуальный лейбл. Русский авангард это также как Пушкин, как Достоевский, как Толстой. Говорим "Россия", подразумеваем "русский авангард", если говорим об изобразительном искусстве. Как бы я ни любила, как бы я не обожала русских передвижников, все равно мы дали миру язык, который был создан русским авангардом.
RadioBlago: Экспозицию художников Франциско Инфанте и Нонна Горюновой словно разрезает другая выставка ретроспектива итальянского художника Лучо Фонтана. Живописец, скульптор, абстракционист и теоретик, он вошел в историю искусства, благодаря своим новаторским порезам на холстах.
По мнению организаторов, художники разных стран и поколений, Лучо Фонтана и Франциско Инфанте, в своем творчестве задают сходные вопросы о природе и структуре окружающего нас универсума.
Кто знает, может быть наоборот, на контрасте двух художественных подходов можно будет лучше изучить язык каждого из них.
Франциско Инфанте: Я еще не видел выставки Фонтана, хотя о нем как о художнике знал в основном по его изрезыванию холстов. Такие увечья, нанесение раны на что-то живое, на искусство. Там смыслы такие я вижу. Это в сущности агрессивность, мне не близка. Но я вижу метафорическое значение этого. Искусство, которое стало доминировать, не соответствует мироустройству, которое он чувствовал и нес в себе. И он произвел такой жест - зарезание холста. Я не сторонник того, чтобы резать картину, да и просто пустой холст, на нем может быть что-то талантливое изображено. Он это делает. Понимаете, у меня в основе лежит какая-то нравственная категория и, когда я вижу такую агрессию, которая с нравственностью соотносится плохо, а с радикальностью хорошо, я вздрагиваю. Но, человек привыкает ко всему, и то, что у Фонтана есть место в этой культуре, я тоже понимаю. Так вот устроен мир.
RadioBlago: Франциско Инфанте впервые в жизни не участвовал в подготовке персонального выставочного проекта. Отдал все на откуп кураторам музея, чтобы потом иметь возможность посмотреть на собственное творчество со стороны, в качестве зрителя. Что из этого получилось, рассказал художник.
Франциско Инфанте: Еще не посмотрел, не могу сказать своего отношения, своего впечатления, потому что еще не посмотрел своей выставки.
Для меня такой прецедент, и я чувствую себя нормально, но хочу понять как она отражается, что в зеркале сознания моих современников, двух дам, которые делали, это Ольга Свиблова и Аня Зайцева. Они сделали, как захотели, а я пришел и посмотрел, как зритель. Я в таком состоянии... взгляда со стороны. Смотрю, хочу получить впечатление. Пока его нет четкого, ясного, слаженного, пока я вижу, что выставка, с точки зрения ее представленности несколько холодноватая, она не учитывает особенностей специфики личности художника. Она несколько стерильная в плане показа работ, это западный прием, и он мне не очень близок. Я вообще люблю выставки более одухотворенные, одушевленные. Чтобы живое присутствие художника было явлено. Это у меня такой запрос, а у них нет, например. Или я еще что-то увижу в этом отношении. Я думаю, что она культурная такая.
RadioBlago: На вернисаже обычно собираются представители современного искусства: коллекционеры, кураторы, художники, которые, конечно, хорошо знакомы с творчеством Франциско Инфанте и Нонны Горюновой. Но в любой другой день в музей могут прийти люди, которые возможно впервые откроют для себя этих авторов. Хотя сами художники уже давно об этом не думают, признался в интервью нашей программе Франциско Инфанте.
Франциско Инфанте: Мне, честно, все равно. Это уже их дело, это дело этого музея... Для меня эта вещь второстепенная, не потому что я красуюсь. Сколько мне уже? Сейчас вспомню...76 лет. И меня уже не волнуют проблемы, которые всегда волнуют, но часто скрываются молодыми художниками. Мне бы лишь самому что-то понять в этом мире, и стать в позицию человека, который что-то освоил и понял. Искусство, как и все в мире, сопутствует возрасту персоны, которая его делает, как в природе яблоко. Его можно сорвать в июне, и будет горькое, еще незрелое, а можно сорвать в сентябре, октябре, оно уже наливное, хорошее яблочко, приятно кушать. То есть всему свое время, органика, органика должна быть. В качестве основных каких-то мотивов жизни и художника и любого творческого человека. Эта органичность очень важна, мне кажется.
RadioBlago: Выставка художников Франциско Инфанте и Нонны Горюновой "Метафора, метафизика, метаморфоза" продлится до 16 февраля. Стоимость билетов и часы работы можно узнать на сайте Мультимедиа арт музея в Москве.
В Крокин галереи в Москве представили фотоинсталяцию Франциско Инфанте и Нонны Горюновой под названием "Вокруг "Циклопа"". Она воспроизводит пространственную конструкцию, которую художники построили в мае прошлого года во Франции.
Вокруг известного сооружения "Циклоп" скульптора Жана Тэнгли российские художники создали сложную горизонтальную конструкцию из натянутых нитей. По словам куратора Крокин Галереи Александра Петровичева, ответом легендарному швейцарцу и его энтропийным установкам стала выразительная антитеза-метафора равновесия и порядка, созданная Франциско Инфанте и Нонной Горюновой. Красоту творения наших авторов можно оценить в Крокин галерее до 22 декабря. О том, насколько вообще важна категория красоты, мы поговорили с художником.
Франциско Инфанте: Я считаю, что та красота, которая спасает мир, не спасёт, как говорил Достоевский, а спасает. Потому что это новая красота, перворожденная, которая еще может быть неизвестна как красота. Она всегда спасает мир.Так часто бывает, красота родилась, а её не воспринимают как красоту, считая её не красотой, потому что люди склонны ориентироваться в мире за счет ретроспективных каких-то своих впечатлений, ощущений. А это неправильно. Правильно, неправильно дело не в этом. Дело в том, что художник как раз тот, который и создает эту красоту, которая является синонимом искусства. И эта красота спасает мир, а не та ретроспективная, которая нам известна и уже в ретроспективе разложена по полочкам. И все знают, что красиво, а что не красиво. Та красота спасала мир в свое время, а эта должна быть актуальной красотой. Вот художник этим занят. Эта предназначение художника.
RadioBlago: В одном из интервью Франциско Инфанте рассказывал нам, что не смотрит телевизор и не следит за событиями в мире. Однако, именно их с Нонной Горюновой произведения словно откликаются на все экологические вызовы, которые стоят перед человечеством сейчас. Гармоничное взаимодействие бурных сил природы и творческих порывов человека вот урок, который можно вынести из первого же знакомства с работами художников.
Франциско Инфанте: Я сам не эколог, не занимаюсь экологией, я просто художник, создаю метафоры. В силу моей какой-то нравственной устремленности они соответствуют экологическим проблемам. Не потому что меня это совсем не волнует, просто занимаюсь другим. Я художник, метафоры должен создавать, а не бороться за экологию, как вот эта там девочка борется и полмира за нее. Удивительно, такая девочка маленькая, а какие-то люди... Понимаете, я вижу какую-то искусственность в этом. А для меня, как для художника, важна органичность.
RadioBlago: Работы художников Франциско Инфанте и Нонны Горюновой находятся в коллекции Центра Помпиду во Франции, Бруклинского музея в США, Художественного музея Базеля в Швейцарии, Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Мультимедиа арт музея и Музея современного искусства в Москве, Музея Органической культуры в Коломне и других собраниях.
Франциско Инфанте: Для чего человек занимается искусством? Простой вопрос. Попробуйте спросить художника. Получаем такой расплывчатый ответ. Оказывается, искусством занимаются не для того, чтобы быть знаменитым, получать много денег, искусством занимаются для того, чтобы стать человеком. Впервые я об этом услышал от Мамардашвили, с которым мы были в хороших отношениях, когда он был жив. Это очень точно, потому что мы рождаемся недочеловеками. И становимся людьми только тогда, когда занимаемся творчеством. Вот когда мы обретаем дыхание второго рождения в себе, второе рождение не от мамы. Номинально мы все люди, а вот сами в себе выращиваем творчество, занимаясь им. Это возможно для человека, и даже нужно, только тогда мы обретаем способность стать человеком. То есть принять вертикальное положение. Так устроена вся ситуация. Поэтому все перечисленные мною вещи существенны для человека, но онтологически художник тот, кто пытается реализовать свои способности адекватным способом. И, если ему повезет, он обретает язык общения с аудиторией, с миром. И в этом его значение. Он становится человеком, но, тем не менее, это становление, оно, как правило, происходит в одиночестве. Извините за пафосность.
RadioBlago: Выпуск программы "Время культуры" подошёл к концу. До встречи в выставочном зале!