Сегодня мы расскажем вам о Фестивале театров малых городов России, который прошел в этом году в Коломне.
На 12-й по счету фестиваль съехались театры из 16 некрупных городов нашей страны. В Коломне собрались театралы из Ленинградской и Калининградской области, Хабаровского края, Пермского края и Республики Татарстан, из Челябинской и Кемеровской области, Свердловской области, Самарской, Липецкой и Вологодской области, Удмуртии, Красноярского края и Подмосковья.
В рамках фестиваля проходил конкурс на лучшую женскую и мужскую роль, на лучший спектакль большой и малой формы. В составе жюри были известные столичные театральные критики, признанные эксперты, руководители профессиональных СМИ. По заверению организаторов, не каждый крупный российский фестиваль может похвастаться таким высококлассным составом жюри. А возглавлял его Народный артист России Евгений Князев.
Главный приз — возможность показать свой спектакль в Москве на сцене организатора фестиваля — Государственного Театра Наций. Но следуя классики жанра, о победителях мы расскажем в конце программы.
Художественный руководитель Театра Наций, актер Евгений Миронов в интервью журналистам рассказал, что одна из задач мероприятия — изменить отношение местных властей к малым театрам. Если трупа вернется обратно к себе в город со всероссийского фестиваля и привезет дипломы лауреатов, к ним может быть станут с большим вниманием относиться представители власти, предоставят места в общежитии или вообще построят общежитие — выразил надежду Евгений Миронов. В Московской области руководитель фестиваля встретил такую поддержку и не скрывал на этот счет своей радости.
Евгений Миронов: Как это прекрасно, когда есть желание. Это касается всех, в том числе и губернаторов. Когда есть молодость, желание что-то сделать. Иногда это перепадает и культуре. И я очень счастлив, что Андрей Юрьевич энергичен, очень хочет и культура для него не на последнем месте. Это большое исключение, поверьте мне. По-моему, таких условий у нас еще не было. Я бы только желал бы, чтобы честно говоря, мы дальше бы проводили наш фестиваль в таких комфортных условиях. Это отдельное спасибо, конечно, большое спасибо мэру города Коломны Валерию Ивановичу Шувалову.
Валерий Шувалов, глава города Коломна: (аплодисменты) Выбирая профессию каждый думает, вот эта профессия на всю жизнь и добивается каких-то высок, и действительно у многих получается. Но есть периоды, когда человек разочаровывается: зачем я стал металлургом, конструктором... А вот профессия актера, она особая. Можно стать на сцене и космонавтом, и поэтом, и инженером, и продавцом, и президентом, и главное, что зрители наслаждаются. Видят это, верят этому и наслаждаются. Это действительно талант. Я желаю всем вдохновения, какого-то неимоверного творческого восторга и, конечно, восхищаться тем, что вы делаете, я лично восхищен!
RadioBlago: С восхищением о работе провинциальных актеров отзывалась и советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева, которую по праву можно назвать крестной феей фестиваля этого года в Коломне.
Нармин Ширалиева, советник губернатора Московской области по культуре:Очень важно, что это фестиваль театров малых городов и он показывает спектакли, и очень хорошие спектакли, как отмечает уже жюри, из маленьких городов, где как бы, как нам кажется, особо бурно не протекает культурная жизнь. Что у людей другие проблемы. Маленький город, с некоторыми даже сообщения нет в како-то период, в какое-то время года. И тот факт, что там рождаются спектакли, что там люди занимаются театром. Ведь актер — это дорога к такой общероссийской известности и московские актеры, молодые, зачастую получают такие лавры!.. Они становятся, как сегодня принято говорить «супер звездами», а здесь актеры работают в этих городах, они несут традицию, великую традицию русского театра, они так (сейчас грубое слово скажу) пашут, это видно. Они выходят очень подготовленными, они выходят с очень сложными, требующими больших нервных перегрузок ролями. При этом понятно, что аудитория у них в чем-то повторяется, потому что количество людей, мы понимаем, сколько населения, столько и людей в театре и они каждый раз выходят с чем-то новым. Для меня было несколько потрясений. Низкий поклон этим людям, потому что это подвиг. Я уже не говорю про материальную сторону дела. И то, что в Коломне это увидели, вообще увидели панораму, увидели, кстати, новые пьесы, так называемую новую драму, которую в общем мало читают, не видят; увидели интересные интерпретации классики. Две интерпретации «Ромео и Джульетта» только Шекспира в разных совершенно версиях, подтолкнет творческий поиск. Наверное, я очень надеюсь, вдохнет надежду и веру в то, что надо делать свое дело честно. И в принципе для наших участников уже праздник, уже признание. Они общаются с вами, с прессой, они общаются с жюри, победитель получит приглашение приехать в Москву показать свою постановку. То есть у них какие-то позитивные изменения происходят. Конечно, огромное спасибо Евгению Миронову, который все это реализует. И я знаю тоже, чего ему это стоит, это же огромная работа. А то, что губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев сразу поддержал идею проводить у нас, то в рамках встречи с Евгением Витальевичем родилась идея. И он сказал о том, что не исключает возможность, что мы в следующем году будем принимать фестиваль. Очень ценно, потому что он понимает важность таких глубинных процессов. Не только по верхам там что-то такое, кто-то там приехал, какая-то соло, сольный концерт, а такое очень глубокое, рассчитанное на длиннофокусное зрение на долгую работу история.
RadioBlago: Нармин Ширалиева поблагодарила собравшихся актеров за талантливый самоотверженный великий труд на театральной сцене и вручила приз Губернатора - режиссеру спектакля "Васса" Алексею Песегову. Минусинский драматический театр, Красноярский край, город Минусинск. Приз главы города Коломна ушел спектаклю «Из жизни огней» Драматического театра города Ельца «Бенефис», Липецкая область. Специальный приз «Надежда» вручили коллективу Мотыгинского драматического театра из поселка Мотыгино Красноярского края. В этом небольшом населенном пункте проживает около шести тысяч жителей. Однако актеры местного театра играют на таком высоком ровне, что внушают надежду на будущее театрального искусства в России, отметил председатель жюри Евгений Князев.
Евгений Князев, Народный артист России: Мы будем говорить о том, что не только эстрадное искусство требует таких больших вложений, но и театральное наше искусство, которое кроме всего, кроме развлекательной нашей функции несет за собой очень серьезную, очень познавательную функцию и я бы даже сказал, воспитательную функцию. Потому что театр в общем-то не развлечение, театр — это большой труд. Прежде чем показать те работы, которые они показали, выходили сегодня и все эти дни на сцену, это сопутствовало огромному труду. И вы можете мне не поверить, но поверьте, пожалуйста, Александру Блоку, который говорил:
Над черной слякотью дороги
Не поднимается туман.
Везут, покряхтывая, дроги
Мой полинялый балаган.
Лицо дневное Арлекина
Еще бледней, чем лик Пьеро.
И в угол прячет Коломбина
Лохмотья, сшитые пестро...
Тащитесь, траурные клячи!
Актеры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло!
В тайник души проникла плесень,
Но надо плакать, петь, идти,
Чтоб в рай моих заморских песен
Открылись торные пути.
- И еще два слова, коль я вышел на сцену.. коль.. Изголодался! - Совершенно верно. Да, да, да. Так как я привык выходить почти каждый день на сцену театра или хотя бы через день через два. Тут я четыре дня не выходил на сцену и находясь в зале, я уже играл.. Кроме то, что я смотрел спектакли, я играл в игру: а вот захотел бы я в этом спектакле, или играл бы вместе с какой-нибудь ролью, которая мне понравилась, находился на сцене. И многие спектакли меня просто эмоционально тронули. Спасибо вам большое! Как говорится в одной из пьес Островского: что такое театр, искусство или ремесло. Ответа конкретного нету, но есть если ты занимаешься и можно считать свою игру искусством.. Так вот во многих городах, малых городах России есть настоящее искусство и этим я чрезвычайно горжусь.
RadioBlago: Всего более 350 участников: актеров, режиссеров и руководителей театров приехали в Коломну на фестиваль. Каждый день с 31 мая по 6 июня шли спектакли конкурсной программы и вместе с ними проходили семинары, мастер-классы и тренинги по сценической речи и сценическому движению. В этом году в рамках образовательной программы фестиваля впервые были организованы занятия по повышению квалификации для технических сотрудников театров — менеджеров и директоров. По мнению Евгения Миронова, недостаток профессиональных управленцев — самое слабое место современных малых театров. Другим нововведением стало наличие двух победителей. После того, как в прошлом году Химкинский драматический театр взял первый приз со спектаклем малой формы , организаторы решили выбирать победителя в каждой из категорий. Так на нынешнем фестивале в номинации «Лучший спектакль большой формы» победителем стала постановка «Ромео и Джульетта» Альметьевского татарского государственного драматического театра Республики Татарстан города Альметьевск. А «Лучшим спектаклем малой формы» был признал спектакль «Двое румын говорящих по-польски» Калининградского областного театра юного зрителя «Молодежный» «Тильзит-Театр» Калининградской области города Советск.
О том, по какому принципу выбирали участников фестиваля театров малых городов России корреспонденту радио «Благо» рассказал лауреат международной театральной премии имени Станиславского, директор фестиваля «Реальный театр», театральный критик из Екатеринбурга Олег Лоевский.
Олег Лоевский: Театры ничем не отличаются, они все одинаковы. В них артисты выходят на сцену, играют спектакли. А отличается прежде всего та удача, которая сопутствует именно этому спектаклю, именно эти артисты, именно этот режиссер. Потому что бывает те же самые артисты, но плохой режиссер и ничего не происходит. Мы выбираем лучшие, мы смотрим очень много спектаклей, и на дисках, и я летаю, и не только я, живьем. И был в Комсомольске-на-Амуре, и в Мотыгино, и в других городах и в Лысьве не раз. Ну во всех городах я был, смотрел спектакли, выбирал. И другие члены общественного совета, посмотрели больше 100 дисков и выбрали то, что мы выбрали. Никаких критериев нет. Потому что в искусстве нет критериев. Основной критерий — твое эмоциональное взаимоотношение с тем спектаклем, который ты смотришь. Все это звучит примерно так «торкнуло/не торкнуло». Вот «торкнуло» и довел. - а когда тут собрались 16 коллективов, которые все торкнули, как же вы выбрали? - кто сильнее торкнет. Мы выбираем лучшие спектакли. А худшие не выбираем. На самом деле, жюри — это опыт. Я смотрю по 200-300 спектаклей в год и руководствуюсь как бы своим организмом. Потому что ты смотришь спектакль не умом и даже не глазами, а организмом всем. И его реакция есть тот барометр, который тебе указывает ту самую прекрасную погоду нашего театр. Вы знаете, победа падает с неба же, но готовится годами. Надо сказать, что спектакль Альметьевского театра замечательного режиссера Искандера Сакаева, его спектакли не раз участвовали в фестивале малых городов, но никогда он не достигал в своем творчестве такой гармонии, цельности. У него все получилось, хотя он обижался раньше, что до этого его не награждали. А театр из Тиль-зита переживал долгие годы после ухода оттуда Евгения Марчели, такое затишье внутренее. Но вот Женя вернулся туда, поставил спектакль со своими любимыми артистами и произошел этот взрыв. Потому что на прошлом фестивале у них была серьезная неудача, их очень ругали, хотя спектакль был симпатичным. Но очень плохо прошел и артисты выглядели немножечко беспомощными, а здесь они были абсолютными мастерами. Это все очень сложная ситуация. Предсказывать нельзя. Спектакль может пройти и хорошо на своей площадке, плохо на чужой площадке, может наоборот. Артисты собрались или они вчера отдыхали, плохо сыграли. То все живые люди. Театр последнее искусство, где все происходит здесь и сейчас и передается воздушно-капельным путем.
RadioBlago: Артисты победившего Альметьевского театра Эльмира Ягудина и Айрат Мифтахов, сыгравшие главные роли в спектакле «Ромео и Джульетта», уверены, что настоящие актеры должны работать в любых условиях и при любых обстоятельствах...
Эльмира Ягудина и Айрат Мифтахов: Нет, так не должно быть для актера, в каком зале, в каком городе, он должен играть везде и повсюду. Ну имеется ввиду, не в жизни, в жизни, я думаю, что актер должен оставаться самим собой, таким, какой он есть. Потому что играя на сцене и в жизни, наверное, теряется лицо, свое личное я. А если ты играешь в жизни, то на сцене, что остается показать? Если ты такой же и в жизни и на сцене. Ну актер должен приспосабливаться к любым ситуациям, к любым обстановкам (да-да-да), сказали бы играть на улице, я думаю, никто бы против не был, мы бы сыграли на улице. Это наша профессия, актер, у него не должно быть преград. Пока мы с такими преградами не сталкивались, если честно. Чисто одна маленькая, ну как маленькая, может маленькая, может большая — не все смогли посмотреть спектакль. К сожалению, люди многие подходили и говорили, что не смогли посмотреть. Вот это жалко. Потому что количество мест ограничено было. А так я бы сказал для нас это все... Во-первых, чем хорошо фестиваля — то, что мы общаемся с разными актерами, видим разные спектакли, мы посещаем разные места. Этим мы расширяем свой кругозор, свой коллаж. Этим фестивали и хороши. Единство это все дало нам, единство, дружбу. Да, это так хорошо, когда ты видишь своих, как сказать там, сородичей, своих родных. И как-то общаешься: что у них нового, что у вас нового. Это так приятно! Это как будто ты.. глоток нового воздуха! То не пересказать словами, это очень приятно. Эти воспоминания еще на год хватает. Домой приезжаешь и сидишь, например, грустный или там что-то.. А помнишь, мы там-то там-то были? А помнишь сценические движения? Да, мы вспоминаем, какие нам сценические движения показывали, мы это тоже учитываем, практикуем. Даже не забываем, записываем. А так опыт, большой опыт нам дается. Потому что разные школы, разные режиссеры и каждый из режиссеров и актеров свои.. а актер не должен быть однотипным! И вообще спасибо организаторам фестиваля. Огромное спасибо, что есть такой фестиваля.
RadioBlago: В номинации «Лучшая женская роль» победила актриса Алина Костюк за роль Инес в спектакле «Post Scriptum» Театра – студии «Грань» Самарской области города Новокуйбышевск. «Лучшая мужская роль» досталась Александру Карпову за роль Доктора Полякова в спектакле «Морфий» Химкинского драматического театра «НАШ ДОМ» Московской области города Химки. Председатель жюри, народный артист России, лауреат государственной премии, ректор театрального института имени Щукина Евгений Князев рассказал о том, чем руководствовались члены жюри, выбирая победителей.
Евгений Князев: Мы руководствовались теми, которые работают таким образом, что они задевают, они несут мысль, они понимают, что они хотят сказать, зачем они выходят на сцену. Например, победитель — Альметьевский театра, он-то стал победителем, потому что они во-первых, они замечательно играли, во-вторых, у них была замечательная простая мысль Шекспира, которая говорит о том: дорогие друзья, дорогие соотечественники, люди, не надо относиться с ненавистью друг к другу. Ненависть приводит к злобе и к смертям. Вы все, вас всех эта злоба уничтожит, что в конечном итоге в спектакле Ромео и Джульетта и происходит. Это так сопряжено, так созвучно с сегодняшним днем, что иногда становится страшно. Остановить, не надо, то, что происходит там, в Украине, остановитесь. А у нас никто этого слышать не хотят и дальше продолжается. И к чему эта злоба может привести одному Богу известно. А Шекспир на примере спектакля показывает об этом.
- И мне очень, например, понравился спектакль «Морфий» по повести Булгакова. Потому что он тоже они замечательно играют, что там парень стал лауреатом за лучшую мужскую роль. Это приятно чрезвычайно, но важно еще и то, что этот спектакль, он несет мысль. Чем заканчивает Булгаков свою повесть? «Отдайте мои записки доктору. Пусть он прочитает и кому-нибудь покажет. Может быть это кому-то поможет. Может быть тогда те, которые только-только стоят на этом пути и думают, идти мне по этому пути или не идти мне по этому пути, принимать мне наркотики или не принимать. Знайте, пусть все знают, что это приведет к концу, к гибели. И это таким образом театр воздействует на сегодняшний день и несет за собой еще вот такую функцию «помочь».. Прокопьевский театр, спектакль «Подросток», который современный очень хороший автор Дурненков написал про жизнь прокопьевских ребят и выводит на сцену и пытаться осмыслить это со стороны искусства или театра. Потому что переносить то, что есть в жизни на сцену, это не есть предмет искусства. Это предмет скорее телевидения, подлинная фиксация того, что происходит. А театр — это все-таки осмысление происходящих событий, которые происходят в жизни, в семьях, между людьми. И в этом спектакле это есть. Недостаток этого спектакля, даже не недостаток, а несчастье показа спектакля на этом фестивале, то, что им досталась, как мне кажется, им досталась такая сложная площадка, которую они не смогли преодолеть. А то, что спектакль есть и то, что он говорит о том, что «дорогие люди, дети трудно мы все живем, трудно всем дается». А нет такого человека ни в одном городе, самом великом городе, которому легко давалась бы жизнь. Нет такого человека. Если вы мне покажете такого счастливого человека или какого-нибудь абсолютно счастливый город, или одну счастливую деревню (как есть такая пьеса в театре Фоменко), я только порадуюсь, потому что я таких людей не знаю. Все дается: большой успех через труд, победы в спорте через труд, все через труд. И там в этом спектакле говорится: если вы хотите выжить, то нужно трудиться. У Заболоцкого есть такое стихотворение: Не позволяй душе лениться...
RadioBlago: Актриса Тильзит-Театра Ирина Несмеянова, сыгравшая одну из главных ролей в спектакле «Двое румын говорящих по-польски», рассказала, что на эту постановку режиссер отвел всего неделю. В результате — лучший спектакль малой формы на фестивале-2014. Как восприняли эту победу в команде артистка рассказала нашему корреспонденту сразу после объявления результатов.
Ирина Несмеянова: Вот я сейчас критикам сказала, она говорит «вы знали, наверное!», а я говорю «Нет». А для меня это было и для нас не важно. Потому что мы получили удовольствие от того, что у нас случился контакт со зрителем и спектакль случился. Вот и все. Это самая большая награда. И мы получили столько комплиментов от коллег своих: актеров, режиссеров. Это на самом деле самое важно, потому что коллеги никогда не похвалят. Это все связь эмоциональная, она начинает существовать, тем более, что здесь близко и спектакль.. у нас тоже он играется близко зрители, прям на сцене у нас сидят зрители. Именно для того, чтобы чувствовалось дыхание, не как в кинотеатре, знаете, поп-корн есть и пепси пить. А чтобы они были рядом и дышали с нами, и это чувствуется. Фестивали очень нужны, потому что мы смотрим друг друга, потому что все равно это редкость: друг друга посмотреть. А мы живем в Калининградской области за тремя границами. Поэтому это достаточно редко можно кого-то увидеть. Только где-то по телевидению, по интернету. Поэтому конечно, на любом фестивале, на котором мы бываем и любой здесь, если ты получаешь эмоциональное потрясение, творческое, от спектакля, это может тебя на целый год, два зарядить. Зарядить для творческой твоей работы в твоем театре. Это очень важно, когда понимаешь, что ты не зря на фестиваль приехал. Мы шли к этой победе целую неделю. Потому что спектакль был поставлен за неделю. Марчели сказал: у меня есть времени — неделя, согласны? Мы сказали: согласны. И вот за неделю вот так вот случилось. Так что неделю целую, мы совершали творческий подвиг: утром, днем, каждый час, каждую минуту, каждую секунду. Я открыла для себя город Коломна. Мне безумно просто понравился этот город, потому что были мы в российских городах... Но я просто обалдела от этого города и эта неделя просто была счастье. Я настолько комфортно себя здесь чувствовала, хотелось гулять. Обычно я так ношусь! А тут я гуляла. Я первый раз почувствовала, что я оказывается могу тихо ходить, наслаждаться пейзажем. Это было потрясающе...
RadioBlago: Судя по настроению в зрительном зале во время спектаклей, на церемонии закрытия и уже после, на театральном капустнике, для участников фестиваль стал настоящим праздником, возможностью встретить старых друзей, обрести новых и даже отдохнуть. Искренняя радость за победу коллег, одобрительные возгласы, аплодисменты — по всей видимости, душевная, несколько семейная обстановка является непременным условием фестиваля театров малых городов России. Однако за всем этим стоит не только огромная работа организаторов, но и вполне определенная цель поддержания и развития театрального искусства в российской провинции. Об этом как раз был вопрос корреспондента радио Благо Евгению Миронову после закрытия фестиваля в Коломне.
Евгений Миронов:
- Скажите, пожалуйста, вы обращаете внимание, как меняется этот театральный ландшафт в малых городах?
Да, конечно. А мы для этого все и делаем. Мы не только, знаете, смотрим, как меняется ландшафт. Мы посылаем туда режиссеров и не только молодых, которые ставят там небольшие таким перформансы, либо потом спектакли. Если это удачно, потом эти же спектакли потом приезжают к нам на фестиваль. То есть мы этот фестиваль сами и формируем. Это важно — влить новую живую кровь. Бывает коллективы идут в ногу со временем, бывает нет, сидят в глубинки фанаты своего дела, но честно говоря, оторваны от сегодняшнего дня. Поэтому важно, чтобы приехал молодой режиссер, выпускник Гитиса. И для него это прекрасно. Поехать в незнакомый театр, где не понятно до конца, какая трупа и все.. А не стоять в очереди в московский театр годами и ждать, когда его позовут на постановку. И многие такие молодые режиссеры становятся главными режиссерами этих театров. Это очень здорово. Илья Ротенберг, который поставил в Лысьве спектакль, приехал на фестиваль, это спектакль выиграл - «Игроки». После этого Илью пригласили главным режиссером Томского ТЮЗа. После этого он уже поставил в Театре Наций спектакль «Жанна» с Ингеборгой Дапкунайте. Вот судьба! Вот видите, наш фестиваль не просто, не хухры мухры!
Диктор: «Отечественная провинциальная сцена – уникальное, не знающее аналогов в мировой театральной практике явление. Испокон века она питала культурные столицы – Москву и Санкт-Петербург – творческими ресурсами и свежими художественными идеями, всегда была богата крупными актерскими индивидуальностями. И сегодня, в начале 21-го века, российский провинциальный театр – это яркий очаг культуры, блестящие артисты, смелая режиссура, самобытная драматургия», - особенно подчеркнуто организаторами фестиваля в официальном обращении на сайте Государственного Театра Наций.
Программа «Время культуры» подошла к концу. До встречи в зрительном зале!