Сегодня в нашей программе вы услышите репортаж с торжественного открытия выставки скульптора и художника Эрнста Неизвестного, произведения которого спустя полвека вернул в московский Манеж коллекционер Феликс Комаров.
RadioBlago: Полное названием выставки «Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж». Оно должно напомнить посетителям о событии, которое произошло в 1962 году. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев грубо и жестко раскритиковал работы молодого поколения художников на выставке к 30-летию Московского союза художников.
Очевидцы легендарного события считают, что главу государства спровоцировали авторитетные мужи Академии художеств СССР, которые были настроены против всего нового и нестандартного в искусстве. Среди прочих под горячую руку Хрущева попал и скульптор Эрнст Неизвестный. Но к дискуссии с властью художник был готов и на все обвинения и некомпетентные выпады оппонентов отвечал уверенно: «Ваших угроз я не боюсь». В итоге после спора с молодым автором Хрущев пожал ему руку и произнес: «Вы интересный человек, такие люди мне нравятся. Но в вас одновременно сидят ангел и дьявол. Если победит дьявол, то мы вас уничтожим. Если победит ангел, то мы вам поможем».
Ссора с первым лицом государства сделала Эрнста Неизвестного героем в глазах независимых авторов и одновременно отрезала все возможности для официального творчества. Почти на целое десятилетие он, скульптор монументалист, был лишен государственных заказов и выставок, вынужденный довольствоваться случайными заработками. После долгого противостояния с властью в 1976 году Эрнст Неизвестный вынужденно эмигрировал из страны. Сейчас он живет и работает в Америке.
Однако спор Хрущева с Неизвестным имел неожиданное продолжение. Уже после смерти чиновника стало известно, что в завещании он просил Эрнста Неизвестного выполнить надгробие для своей могилы. И скульптор согласился. «Художник не должен быть злее политика, я его простил», – признался Эрнст Неизвестный.
Фотография надгробия могилы Никиты Хрущева вошла в экспозицию работ Эрнста Неизвестного, представленных сейчас в Манеже. Об этой исторической коллизии рассказывает создатель выставки, коллекционер, друг и официальный представитель Эрнста Неизвестного в России – Феликс Комаров.
Феликс Комаров: Здесь есть, знаете что, здесь есть историческая справедливость. Именно здесь в 62-м году Хрущев и (ну, скажем так) клика...
Ему уже дали информацию, его уже подготовили, что Эрнст Неизвестный плохой, что все это нужно уничтожать. И, тем не менее, Хрущев при всем его не позитиве, будем так говорить, очень чувствительный человек, почувствовал масштаб личности Эрнста. Во-первых, он пожал ему руку. Это была сенсация. Во-вторых, говорил с ним очень аккуратно. А в-третьих, что очень важно, когда Хрущев умер, и к Эрнсту (это мне сам Эрнст рассказывал) пришли его потомки и попросили сделать надгробие. И Эрнст говорит: «А почему вы ко мне пришли?». Это посмертная воля, то есть просьба отца.
Вот вам ответ. Что может быть выше этой коллизии? Это придумать нельзя. Когда это бывает в кино, все говорят: «Как в кино, это не правда». А это правда! На Новодевичьем – надгробие, Эрнст – в Америке, выставка – здесь.
Возвращение в Манеж этого великого автора, я считаю, это ответ, исторический ответ, историческая справедливость, которая тоже не всегда бывает кстати.
Вот смотрите, как пиар-агент он выполнил свою роль на 100 процентов, а как человек он сыграл глубоко негативную роль в жизни Эрнста. Он сделал все, чтобы этот гениальный человек покинул пределы России. И вот Эрнст является и сейчас. Сегодня ночью он мне звонил и говорил: «Филюня, ну я же всегда любил и люблю Россию, вот взаимности мне не хватало – это да. Но я-то, говорит, россиянин». Я всегда говорю: разрезать его на сто или не важно, сколько частичек, везде будет написано, как у нас говорили, «мадэ ин СССР», то есть «Сделано в России». Всегда – он россиянин.
RadioBlago: В далеком 1962 году все работы Эрнста Неизвестного помещались буквальном на одном выставочном стенде, теперь под произведения всемирно известного автора отданы лучшие площади столичного Манежа. Выставку в качестве подарка к 90-летию скульптора подготовил предприниматель и меценат Феликс Комаров. В экспозицию вошли более ста работ Эрнста Неизвестного из собрания коллекционера. Живописные холсты, рисунки, гравюра, литография и более 20 скульптур. На торжественном открытии выставки в Москве 25 января в честь дня рождения коллекционера присутствовало много гостей. В том числе перед собравшимися выступил член Президиума Российской Академии художеств, кандидат искусствоведения Михаил Бусев.
Михаил Бусев: Вы знаете, как раз слово «Академия» возникает здесь абсолютно закономерно.
Не только потому что Эрнст Иосифович Неизвестный уже больше 10 лет является почетным зарубежным членом (но вот получается, что зарубежным), а на самом деле он просто академик Российской Академии художеств. Но это некоторый, если угодно, конец истории. А вот тот 62-й и отчасти 63-й год, который вспоминался … и почему сейчас возвращение Эрнста Неизвестного в Манеж, … тогда наша реакционнейшая, отвратительнейшая Академия... Вот вместе с Никитой Сергеевичем Хрущевым это были два начала, которые травили все наше передовое искусство, не только Эрнста Неизвестного. Он был одним из важнейших персонажей на этой выставке. Но, во-первых, это 30 лет МОСХа, впервые были показаны многие мастера, классики, нашего советского искусства. Вообще, наверное, не надо стесняться этого слова. Мы, действительно, большинство здесь родились в советскую эпоху. И скажем, советское искусство – это значительно шире, чем соцреализм, особенно в его узком понимании, как это пыталась навязать всем Академия. Мне кажется, что Малевич, например, его работы 30-х годов, это советский художник. Почему же нет? Ну и что же в этом такого?
Ну так вот. В 62-м году, когда открывалась эта выставка. Это уже немножечко под занавес Оттепели, за которую, действительно, и Никите Сергеевичу Эрнст Иосифович был весьма благодарен и как христианский человек его простил, сделал надгробие, может быть, не каждый поступил бы также.
Потому что, ведь на самом деле, то, что могли сделать с этим художником, вплоть до физического устранения, или по крайне мере сослать куда-то и лишить возможности работы, еще раньше, это было абсолютно реально. Вспомним хотя бы расстрел в Новочеркасске. Наша власть всегда отличалась порядочной... не будем, да, грубые слова употреблять, они, в общем, все нам хорошо известны. Время было... недалеко ушли от сталинизма. Мы и сейчас-то от него не так уж и далеко ушли, на самом деле. Вот поэтому эта выставка тоже крайне нужна. Необходима. Эрнст Иосифович Неизвестный, действительно, и художник (величайший художник!), и гражданин. Это не так часто сочетается. Причем гражданин, который защищал не только нашу родину в Великую Отечественную войну. Это человек, который защищал честь нашей интеллигенции, всей нашей страны, России, Советского союза перед лицом тех тиранов, которые заправляли искусством от партии, правительства и тогдашней Академии художеств. Еще раз хочу сказать, что слово «гражданин», оно очень важно по отношению к Эрнсту Иосифовичу. Он величайший мастер и величайший гражданин.
RadioBlago: Скульптор, художник и даже философ Эрнст Неизвестный теперь известный на весь мир автор. В юности он получил классическое художественное образование и сразу был отмечен на Всесоюзных конкурсах детского творчества. Но Великая Отечественная война прервала творческие планы молодого человека и, приписав себе один год в паспорте, Эрнст Неизвестный ушел добровольцем на фронт. По свидетельству искусствоведов, военные годы сильно повлияли на творчество Э. Неизвестного. Вернувшись к своей работе после войны, он занялся поиском нового выразительного художественного языка. К концу 1950-х Эрнст Неизвестный уже числился лауреатом премий международных фестивалей и победителем всесоюзных конкурсов. Работал в качестве художника-иллюстратора, создавал монументальные скульптуры, барельефы в разных странах мира. После расставания с Родиной Неизвестный продолжил художественные поиски, но по-прежнему в русском ключе.
Монументы и скульптуры Эрнста Неизвестного можно увидеть во многих городах мира, например, в Женеве, Стокгольме, Нью-Йорке, Вашингтоне. В России монументальные скульптуры Неизвестного установлены в Москве, Перми, Магадане, Кемерово и Крыму.
В июне 1996 года в Магадане был открыт монумент «Маска Скорби» Эрнста Неизвестного. Центральная скульптура монумента – стилизованное лицо человека, из левого глаза которого текут слезы в виде маленьких масок. Правый глаз изображен в форме окна с решёткой. На обратной стороне – плачущие женщины и обезглавленный мужчина на кресте. Внутри монумента – копия типичной тюремной камеры сталинского времени. Изображение этого величественного произведения также сейчас можно увидеть на выставке в Москве.
Отвечая на вопрос о том, как воспринимают творчество Эрнста Неизвестного на Западе, Феликс Комаров рассказал следующую историю.
Феликс Комаров: Есть такой скульптор Мур. Генри!
Да, это великий скульптор. В конце его жизни, ХХ век заканчивался, была выставка в Организации Объединенных наций, ему дали эту выставку. И забыли. Там есть такое положение, так как это Организации Объединенных наций, так нельзя, чтобы один человек. Ему говорят: «Второго подберите, кого вы хотите». Он не думая сказал – «Эрнст Неизвестный». Вот вам оценка коллег по цеху. Из необъективных, будем говорить, самая объективная.
Эрнста, конечно, там воспринимают не как американца. Нет. Его воспринимают, как художника планеты.
Посмотрите на его Кентавра. Он не совсем такой россиянин, не совсем славянин, правильно? Но в то же время и индейцев там не так много, перьев не видно. Это нечто такое, его трактовка вообще – люди, машины, бремя.
Ну, а «Древо жизни» я даже не хочу комментировать, это эпохальное событийное произведение его, где и разные страны, и разные религии, и разные конфессии, и концепции. Все разное, все объединено. Вот эти кольца. Мёбиусы, бесконечность. Это жизнь. Это Эрнст.
RadioBlago: В 2004 году в Москве состоялось торжественное открытие скульптуры Эрнста Неизвестного «Древо жизни». Это программное произведение автора, идею которого он вынашивал почти всю жизнь. За это время Э. Неизвестный не раз получал предложения установить «Древо Жизни» за границей, но ему было важно, чтобы эта работа находилась именно в России. У этого произведения искусства непростая судьба – 50 лет власти не давали разрешения на его установку. Был основан фонд памятника «Древо жизни», который боролся за право его установить, – напоминает информационное агентство ТАСС.
На выставке в Москве представлено четырехгранное изображение скульптуры в натуральную величину с возможностью через мультимедийный экран в подробностях рассмотреть элементы композиции.
Среди других скульптурных произведений показан и знаменитый «Орфей», созданный мастером в ночь после встречи с Хрущевым и ставший символом национальной телевизионной премии «Тэфи». В центре зала расположена большая скульптура «Кентавра» – это один из вариантов любимого образа и архетипа художника. Также в залах можно увидеть скульптуру «Новая статуя Свободы», которую Неизвестный планировал установить на острове Тайвань, скульптурный портрет Святослава Рихтера и самого Феликса Комарова, а также другие произведения мастера.
Среди почитателей таланта Эрнста Неизвестного оказалась и вдова бывшего президента России Бориса Ельцина – Наина Ельцина. Она тоже выступила с поздравительной речью на торжественном открытии выставки в Манеже.
Наина Ельцина: Вы знаете, это действительно потрясающий человек. И когда они у нас были дома, вы знаете, даже дети хотели к нему прикоснуться. Понимаете, вот такое ощущение, что он излучает из себя какой-то внутренний свет. Поэтому не удивительно, что все, что здесь сейчас представлено, это все притягивает. И в каждой скульптуре мы видим такую глубину! Вот ее хочется потрогать, посмотреть на нее долго, и хочется запомнить. Замечательно, что наша российская земля рождает таких гениев, и слава Богу. И его работы будут вечно прославлять не только его как человека, но и нашу страну.
RadioBlago: Отличительной особенностью искусства Эрнста Неизвестного стало то, что он неоднократно возвращается к интересующим его темам, создавая множество вариантов одного и того же сюжета. Это можно проследить в представленных на выставке скульптурных, живописных и графических работах: «Кентавр», «Крик», «Сквозь стену», «Поединок».
Доктор искусствоведения и заведующая отделом Древнерусского и церковного искусства НИИ Российской академии художеств Анна Рындина выступила перед собравшимся и рассказала, каким увидела скульптора Эрнста Неизвестного на выставке в Манеже.
Анна Вадимовна Рындина: Я теперь хочу сказать про Эрнста Неизвестного. Может быть, я не имею права говорить о современном искусстве, но меня поразила его пластика. Это такая мощная форма, мощный мускул, где-то даже Родена напоминающий. И вот он что-то ищет, он пытается разрушить, разорвать, самоубийство, разрушение. Вот памятник Тарковскому. У меня такое ощущение, что он ищет душу и сердце, чтобы его освободить. Он разрывает себе грудь, он ищет нечто, что выше плоти. Вот этот вот памятник Тарковскому – это удивительная совершенно вещь. Она по пластике самая тонкая. Вот ноги его, высокий крест. Это жертвоприношение Тарковского. Сердце открыто, оно отдано людям. Вот это борение плоти с душой и телом – оно с потрясающей силой во всех вещах, даже в маленьких, его такой парадокс, но он существует. И это тот момент, который я заметила, он открывает какую-то важную грань его творчества. Это борение с плотью, с сердцем, с душой, попытка этот свет показать, вывести наружу. Сделать его освещением для всех. Вот я была этим потрясена. И хотя я занимаюсь совсем другими материями, меня это пленило и поразило и в скульптуре, и в графике. Графика изумительная совершенно. Она даже мне ближе, чем живопись. Но перед нами великолепный мастер и гениальный коллекционер, который всего себя отдает нам, потому что иначе не может.
RadioBlago: Празднование 90-летия со дня рождения Эрнста Неизвестного в России началось в Екатеринбурге и вот заканчивается в Москве нынешней выставкой. По словам члена Ассоциации искусствоведов Сергея Попова других праздничных мероприятий в столице по этому поводу он не встречал. И, по его мнению, этот факт говорит о многом.
Сергей Попов: 90 лет его юбилей. Он никак не был отмечен, только эта выставка является... В Москве по крайней мере. Может быть, на Урале, в Екатеринбурге была какая-то другая ситуация, но в Москве совершенно точно прошел никак не замеченным. Это говорит очень о многом. Это говорит о сегодняшнем состоянии культуры. Потому что, без сомнения, как не относись к Неизвестному с точки зрения того, что прошло несколько поколений и появились другие актуальные герои в искусстве, это не просто классическая фигура в современном искусстве российском, да и мировом, это фигура, которая стоит у истоков современного искусства в России. И таких фигур больше практически нет. Вот Владимир Николаевич наш, #Немухин, он один из патриархов наших старейшего поколения, и Эрнст Неизвестный, это те люди, кто представляют собственно ситуацию и время, когда попытки уйти советского искусства вообще с магистральной линии развития искусства мирового, они были каким-то путем исправлены. И Эрнст один из немногих, кто вернул русское искусство (можно так сказать) мировому. На этом фоне выставка, которую организовал Феликс Романович, является просто, можно сказать, подвижнической, потому что это во многом его личная инициатива и в огромной степени встречная инициатива Манежа. И это, конечно, тоже два замечательно совпавших вектора.
Я должен сказать как историк искусства, я 26 лет занимаюсь российским современным искусством, но я никогда не видел большой выставки Эрнста Неизвестного, я видел очень много его вещей в разных коллекциях, но, наверное, нужно было делать какую-то очень серьезную его исследовательскую выставку, ретроспективу, которая бы просто открыла этого художника. Но мы имеем то, что имеем. Это гораздо важнее. То, что эта выставка состоялась. И это очень честная выставка, потому что Феликс не претендовал на всеобщее собрание вещей, может быть, оно получилось бы достаточно разрозненным. Но нашему государству, нашей культурной среде есть достаточный повод задуматься о том, почему такой выставки так и не было. Так вот, Феликс пошел именно путем таким, что показал произведения своей коллекции, а это тоже очень важный жест, очень важный шаг. Если с ранним Неизвестным здесь более или менее знакомы, историки искусства в частности, художественная среда, то позднего Неизвестного знают совсем плохо. И этот материал показывается едва не впервые. Большая часть, во всяком случае, произведений показывается впервые, и это тоже очень важно. Таким образом, здесь сходится два вектора. Вектор коллекционерский и вектор репрезентации художника, одного из самых значительных. И мы вправе говорить, что и вектор коллекционерский также обладает очень серьезной значимостью на этом фоне. Потому что Манеж это такое пространство, которое далеко не всякий коллекционер потянет, начнем с этого. И мы видим, что, может быть, Неизвестный требовал бы чуть-чуть еще, буквально одной, двух вещей здесь. Чуть-чуть не хватает. Но зато вовлечение, вот, вовлечение информационных материалов, интерактивных, оно здесь тоже играет важную роль.
RadioBlago: Параллельно с данным проектом Феликс Комаров представил в Манеже выставку «Всемирная русская галерея», в которою вошли избранные произведения из его обширного собрания современного искусства. Выставочный проект носит название одноименной художественной галереи, созданной коллекционером Феликсом Комаровым в 90-е годы в США. Именно эта галерея стала отправной точкой для формирования его собрания произведений искусства. Важность смежной экспозиции отметил Сергей Попов.
Сергей Попов: И другая сторона Манежа, что Неизвестный показан с целым рядом других замечательных художников из коллекции Феликса Романовича. И собственно говоря, может представить не только начало или истоки художника, который стоял у истоков российского современного искусства. Но и продолжение, и развитие этой истории. Здесь есть несколько художников, просто, определяющих для своих поколений. И среди них можно назвать буквально три персональных больших выборки в коллекции Феликса Романовича, художников разных поколений. Это Олег Целков, Леонид Пурыгин, чьи работы, к сожалению, в эту выставку не вошли, и Олег Ланг. И эти имена дают представление очень хорошее о том, как современное искусство, как новые тренды развивались параллельно с Неизвестным. Потому что Неизвестный продолжает не просто жить, но и достаточно активно работать. С этой точки зрения эта выставка представляет определенную уникальность в нашем ландшафте, и достаточно сейчас сходить на другие выставки коллекций, чтобы сравнить, что здесь есть совершенно определенный уникальный масштаб, совершенно определенные уникальные возможности в этом пространстве. И надо сказать, что вообще мало кто из художников потянет диалог с этим пространством. Я это очень хорошо представляю. И именно художники, которые находятся в коллекции Феликса Комарова, вполне это пространство выдерживают и ему соответствуют. Это очень важно.
RadioBlago: На сегодняшний день в мире существует два музея художника – Художественный музей Эрнста Неизвестного на его родине в Екатеринбурге и Музей «Древо Жизни» в Швеции, недалеко от Стокгольма. Помимо этого, его работы находятся в музейных собраниях и значимых частных коллекциях по всему миру, в том числе в коллекции Ватикана.
Отвечая на замечания Сергея Попова, Феликс Комаров согласился, что для того, чтобы называться ретроспективной нынешней экспозиции не хватает еще многих работ, но авторский взгляд на формировании собственной коллекции позволяет посмотреть на творчество любимого скульптора под определенным углом зрения и увидеть возможно то, что могло бы потеряться в монографической выставке.
Феликс Комаров: Я считаю, что еще не пару вещей, а здесь бы еще 5-7 вещей бронзы, но кто мне их дал? У меня их нет. Мне их никто не дал. Здесь выставка моя. Только моих работ. Одна работа – бюст Рихтера – принадлежит Московской государственной консерватории. Но я очень хотел, чтобы она была, очень интересная на мой взгляд. Поздняя работа и очень значимая, знаковая. Но так как я член попечительского совета консерватории, имею к этому отношение. Консерватория мне эту работу дала на выставку. А вообще, работы интереснейшие. Всего одна голова, а Викинг – как я говорю, взгляд, и пальцы видны, и клавиши, и инструмент, и зрители, и люди, и весь мир – вот, одна голова! Вот это Эрнст.
Так вот не хватает 5-6 работ, да, но все, что есть. Но благодаря тому, что не хватало 5-6 работ, а на самом деле не хватает еще 35 или 36 работ, благодаря этому я выставил здесь «Русскую всемирную галерею». Это та атмосфера, в которой работал Эрнст, это те художники, с которыми он общался, его коллеги по цеху. Его, так сказать, so, so, so... Вот это та обстановка в мире, где мне кажется, что мне немножко удалось так это сделать немножко, хотя бы то, что российские скульпторы, художники не потерялись. Не потерялись, не растворились ни в американском пространстве, ни в некоем зарубежном пространстве. Они есть, и я уверен, и будут всегда, где бы они ни жили.
RadioBlago: Феликс Комаров также является крупнейшим собирателем русской иконописи, создателем очень ценной коллекции большой Русской иконы. В 2014 году меценат представил в Центральном Манеже грандиозную по масштабам и значимости выставку своего уникального собрания «Большая Русская икона. 300 икон из коллекции Феликса Комарова». К лету этого года совместно с Манежем он готовит новую экспозицию из 300 икон «Русские святые». Это собрание не имеет аналогов в мире.
Выставку Эрнста Неизвестного и избранные работы из коллекции Феликса Комарова можно будет увидеть до 9 февраля в Центральном выставочном зале «Манеж» по адресу: Манежная площадь, дом 1. Метро «Охотный ряд». На этом выпуск программы «Время культуры» подошел к концу. До встречи в выставочном зале.