Мы продолжаем наш мини-цикл программ, посвященных Елене Камбуровой.
К середине 70-х годов значительное место в программах певицы занимают песенные циклы композитора Владимира Дашкевича на стихи Владимира Маяковского, Марины Цветаевой, Александра Блока, две сюиты для голоса и оркестра, одна из них написана на цикл стихотворений Анны Ахматовой «Реквием» и другая «Сохрани мою речь» на стихи Осипа Мандельштама. Обе сюиты посвящены трагедии человеческой судьбы в эпоху тоталитарного сталинского режима. В начале 90-х годов они неоднократно исполнялись в Москве в концертном зале Чайковского. А в 70-е годы публичное исполнение подобных стихов с эстрады требовало незаурядного мужества и самоотверженности.
В 1980-е годы совместно с пианистом Олегом Симкиным и гитаристом Александром Винницким, Елена Камбурова создает ряд концертных программ, среди которых «Путешествие во времени», «Ты видишь, я помню» и «Да осенит тишина», русские народные песни и авторские баллады, написанные на тему русской истории. В этой работе принимал участие ансамбль народной музыки под руководством Дмитрия Покровского. Стремление расширить границы своего жанра характерно для всего творчества Елены Камбуровой. Она не боится экспериментировать и разрушать стереотипы. Так по своему, выявляя театральность, драматургию, заложенную в материале, Камбурова поет и классику: песни Шуберта, Чайковского и вокальные циклы Мусоргского. Русскоязычный репертуар сочетается с песнями на иностранных языках: французском, английском, польском, испанском, греческом, иврите.
Елена Камбурова много работает в кино. Свободное владение голоса в очень широком диапазоне, богатейший выбор тембра и интонации и актерское мастерство – те качества, благодаря которым Камбурова стала незаменима в кино и за кадром. Ее голос, всегда очень разный и в то же время узнаваемый, звучит более чем в ста кинофильмах и мультфильмах.
RadioBlago: О Елене Камбуровой рассказывает актриса Наталья Бондарь.
Наталья Бондарь: Я много могу говорить о Лене Камбуровой, и мне довелось считаться три года, наверно, актрисой Театра Е.Камбуровой. Я этим очень горда, потому что я живу уже (так сложилась моя судьба) в Берлине пять лет. И слава Богу, с тех пор эта связь не прервалась, потому что для меня она очень важная, потому что она началась не то, что мистически, но, по крайне мере, это было удивительно. Мне было 13 лет, я – крымский человек, и в 13 лет я увидела по телевизору такую удивительную женщину, которая стояла у рояля и пела песенку «Я клоун, я затейник», и меня поразило все в этом голосе, в этой интонации, в этих словах «давайте поля сражений превратим в один манеж для представлений». И это уже было мое тогда, наверно, творческое кредо, которое потом сложилось. Мне всегда хотелось, я родилась с этим ощущением, что я актриса, либо клоуном мне очень хотелось быть. Так я люблю, чтобы люди больше смеялись, чем плакали, хотя, наверно, нужно то и другое, безусловно. И, знаете, я довольно из маленького провинциального городишки в Крыму, и с тех пор, когда меня спрашивали, кто у тебя любимая певица, я всегда говорила Елена Камбурова. Запомнила это имя, мне доводилось слушать ее на пластинках у друзей, уже потом. Когда мне было 25, я впервые попала в Харьков на ее концерт. Я помню до сих пор, как душа моя, пребывая в некоем смятении, грусти, там не очень был удачный период, как вдруг все взлетело и имело опять смысл. И это подтвердило ту многолетнюю любовь заочную, которая была изначально, и я поняла, что я была абсолютно права и абсолютно честна, говоря, что это моя любимая певица в нашей стране. И я благодарна, действительно, Проведению, для меня эта встреча не случайная. Вообще, все встречи не случайные, что это все в руках Неба, и я очень благодарна за все эти подарки судьбы, один из них – Елена Антоновна. Одновременно все те люди, которые окружают, такие как Елена Фролова, Вера Евушкина, которая недавно после большого перерыва… Веры Евушкиной видела концерт в Москве. Она пела песню «Баю, баю». Я помню, как искренне проплакала всю песню. Слава Богу, что есть эти встречи, эти возможности. Если сказать коротко, кто для меня Лена. Она – учитель. Она не была моим конкретным учителем, но она была учителем моим всегда своим личным примером: мужеством. Всегда может быть альтернатива в том, что не устраивает. Это не громкие слова, действительно, люблю Россию. Я поэтому пою фольклорные песни, древние, как бабушки поют, хотя Лена тоже любит фольклор, она тоже его поет. Мне важно, что она разглядела во мне эту любовь, наверно, какие-то свои способности и т.д., эту искренность выбора, потому что при той поэзии, которую она отбирает, она уловила, не уловила, она это знает, что народная поэзия, для меня все с нее началось. И я бы так сказала, кто такие для меня Лена, пение, Вера в авторстве, так можно говорить о многих, по крайней мере, о лучших наших художниках, композиторах, писателях… Когда совсем катишься куда-то, безусловно, мы уповаем всегда на Бога, в самой экстремальной ситуации больше всего о Нем вспоминаем, хотя живущих в миру закручивает жизнь, но одновременно с этим, есть эти песни, какие-то стихи любимые, книга. Такое ощущение бывает, что катишься куда-то, не дай, Бог, в какую пропасть, но ощущение есть. И вот это те деревья, за которые можно схватиться, эти деревья растут всегда. И вот она для меня является таким деревом, за которое, когда мне совсем нелегко, я могу подержаться. Я очень благодарна судьбе, что я думаю, что я со своей песней русской, народной, старой, нашей тоже могу стать для кого-то этим деревом. Вот этому она меня научила и тому, как можно и нужно не изменять себе. Потому что, по моему глубокому убеждению (сейчас я живу на Западе) ошибка Запада в том, что они почему-то решили, что человек – это бог. Поэтому они ублажают в основном это тело. Желание жить хорошо, желание все иметь. Многие сейчас искренне, это очень важно, бросают курить, пить, но при этом подмена происходит некая, и цели остаются здесь на земле. Слава Богу, что русский человек смотрит туда, что выше нас, и это для меня является самым главным. Ее пение, то, что она делает, только доказывает, что мы никакие не боги, но мы дети Божии: дочери, сыны заблудшие. Но именно это и есть наша цель: познать всей своей жизнью ту любовь и эту дорогу назад, утерянный рай. К этому надо нормально относиться, в этом ничего нет плохого, и быть Божиим сыном во всех этих смыслах, мне кажется, это самая главная задача человека. Неважно кто и как, где закончит свою жизнь, но важно, как мы собственную старость... Для меня старость – это то, что я сама строю. Я видела столько красивых стариков, и я уверена, что старость не безобразна, бояться ее не нужно, просто к ней нужно идти верной дорогой. Вот такое мое мнение. И дай Бог таким людям, как Лена Камбурова, бесконечных вот ее сил, все дальше и больше сил, время. Вот так, до того момента, у нас у каждого есть свой путь. Слава Богу, что есть такие ориентиры в нашей жизни.
Наташа, сейчас особенно пропагандируется музыкальная культура и американская, и западная и навязывается русскому человеку, как некое великое достижение. Вам, как человеку, знакомому с западной культурой, что бы вы сказали об этой культуре еще дополнительно? И, самое страшное, чего можно опасаться в этой культуре, все-таки она, в некоторой степени, разрушительная.
Наталья Бондарь: Мягко сказано, потому что я много столкнулась с этим, много поездила. Вы знаете, не только русский человек от этого страдает, португальцы тоже страдают, что их лицо Португалии куда-то исчезает. Я, когда отсюда уезжала, в принципе, нечаянно, по любви. Просто любимый человек был так далеко, и нужно было быть там, потому что я всегда думала, что любовь – это самое важное. А там я столкнулась с тем, что страдают все от этого. На мой взгляд, наша страна и Америка натворили очень много бед в этом мире, каждый по своему, я имею в виду войны, не будем касаться этой политики, но вот, что касается массовой культуры, сейчас все решают деньги. Отсюда уезжая, мне так хотелось взять мультфильмы Норштейна «Ежик в тумане», мне больше ничего не хотелось, я весь Питер обошла, не нашла ни одной кассеты. Были все американские компьютерные мультфильмы, какие можно только вообразить себе, японские. А вот Норштейна, своего, найти было невозможно.
Безусловно, культура всегда делилась на массовую и не массовую, на основную официальную и альтернативную, другое дело, что настолько сейчас все решают в мире деньги. О каком искусстве может идти речь? Как можно сравнить компьютерный мультфильм или это художник выносил, выстрадал своего волчонка, он его увидел. Эта такая несравнимая потеря для всего мира, и дай Бог всем находить дальше силы брать карандаш в руки и все равно рисовать, не только потому, что появились компьютеры. Я не очень современный человек, я очень страдаю от того, что я до сих пор ни разу не притронулась ни к одному компьютеру, прожив пять лет на Западе. Мне до сих пор биографию не на чем написать. Но, с одной стороны, для меня это некое... Я понимаю та цивилизация, которая, к сожалению, вдруг цветы… так заасфальтировано, что им иногда места нет, понимаете этот образ для меня, это ад. Какой-то сплошной асфальт идет и, все-таки, слава Богу, что эти цветы удивительная штука – они пробиваются. Один раз видела, как звездочка пионерская, видимо, на асфальт упала. И раздвинула асфальт звездочка, оттуда росла первая поросль. И даже, слава Богу, вот здесь она сделала очень хорошее дело.
Конечно, к сожалению, уходит эта романтика, уходит тот мир идеалов, и в этом довольно нелегком мире довольно смешно быть романтичным сейчас. Я на Западе чувствую в свои 40 лет, что на меня все смотрят, даже 20-летние, как на ребенка малого, неразумного. Я понимаю, что в какой-то степени, я, действительно, неразумна, но, с другой стороны, разумение какое-то стало другое. И мне так обидно, что сегодняшние 20-летние настолько практичны стали, они настолько все знают. Какая-то тайна ушла, тайна познавания, тайна ошибки и падения, и вставания, потому что я уверена, не встать, если не падал ни разу, и не взлететь тоже. Потому что я считаю, конечно, не надо специально падать, но так жить немного выхолощено, как в музее, и видеть только жизнь, как герань с подоконника из окошка, это тоже неверно. Почему страдает авторство, страдает творчество. Я считаю, что, например, Булат Окуджава, Елена Камбурова, Елена Флорова, Татьяна Алешина, Вера Евушкина … – я горжусь, что я вхожу в это окружение. Слов гениальности я всегда побаиваюсь, я только точно знаю, что гений и злодейство несовместимы, тут я совершенно согласна, и не могут быть совместимы. Вы знаете, я уверена, что мои друзья гениальны, только в том, что они делают, это настолько сейчас сильная альтернатива музыкально-поэтическая, что я уверена в том, что мы поймем это. Может быть, всю значимость поймем чуть позже, как всегда это делаем, но я уверена, что эта та история и это та надежда. Вот человек, он снова должен вернуться, и для меня это лампочки, ориентиры такие, светлячки в этой массовой культуре, которая для меня сплошной серый асфальт. Она наступает, и она очень опасна, потому что там есть деньги, там есть сила, эта серая кардинальность всегда в мире присутствует. И, безусловно, любой человек, который занимается искусством и стоит перед зрителем в любом качестве, всегда должен понимать, кому он служит и чему он служит, потому что это очень опасно, можно запутаться и давно-давно служить другому. А люди разучиваются все отслеживать это. Иногда человек умирает при жизни, и сам этого не замечает, самое страшное. И поэтому вот за эти живые бутоны, за эти почки, которые распускаются зимой, вот это для меня и Лена, и все ее окружение. И я очень благодарна, что она дает поддержку, сколько имен она открывает. Она говорила: «Я билась одна в свое время». Как мне не хватало руки: опытной, мужественной, которая могла бы уже дать и тебе право голоса. Я так благодарна, что она дает возможность тоже прозвучать моему голосу. Я надеюсь, она тоже верит в это, поэтому делает.
RadioBlago: Елена Камбурова поет за детей и взрослых, за лирических и характерных персонажей, за зверей и сказочных существ, среди работ в кино «Раба любви», «Дульсинея Даосская», «Небеса обетованные», «Нас венчали не в церкви», «Приключения Электроника», «Ералаш», «Мой нежно любимый детектив», «Приходи на меня посмотреть» и другие.
Впрочем, иногда певица появляется и в кадре. Среди ее актерских работ роли в фильмах «Монолог», «Театр неизвестного актера», «Клоун», «Мой театр», «Поворот сюжета», «Отражение» и «Мой нежно любимый детектив».
Остальные подробности слушайте сегодня в следующем выпуске, не прощаюсь, продолжение следует.