Наш рассказ о рок кантате Антона Батагова «Тот, кто ушел туда». Семьдесят пять минут музыки, текста, которые понять не просто. Но обо всем - по порядку.
Концерты Антона Батагова всегда вызывают интерес. Композитор любит удивить - погасит свет, соберет слушателей на сцене, увлекая их идеями, сделает восторженными обожателями. Батагов блестяще владеет фортепиано, начинал пианистом, участвовал в Конкурсе имени Чайковского. В его активе - запись нескольких сольных дисков музыки Равеля, Мессина, Баха. Чужой музыки Антону мало - и в 80-е Антон Батагов начал писать собственную. Написал столько, что хватило на оформление нескольких телеканалов. Под его музыку в разное время начинали и заканчивали свой день зрители «НТВ», «Культуры», «СТС», «Звезды». На несколько лет Батагов исчез из поля видимости меломанов, перестал давать концерты. А потом снова появился, вызывая выступлениями большой интерес. На этот раз он вышел на сцену с коллективом тех, с кем в постоянном общении провел последние полгода - время, которое ушло на репетицию кантаты «Тот, кто ушел туда». Как проходил репетиционный процесс - после столичной премьеры - рассказывает сам автор.
Антон Батагов: Я даже потерял счет времени. Больше полгода ушло на подготовку кантаты. Естественно, мы встречались не ежедневно и не полным составом. Так, чтобы каждый мог сделать то, что он максимально может. Отдельный человек - соавтор, творческая личность. Музыка рождается из того, что мы вместе. Это делается не просто формальными репетициями, не просто игрой по нотам.
RadioBlago: В коллектив батаговских единомышленников вошли композитор Александр Маноцков - он выступил в качестве вокалиста и мульти инструменталиста. Вместе с ним на сцене Международного Дома Музыки - певцы и инструменталисты из ансамбля N`Caged, бас-гитарист Сергей Калачёв, барабанщик Владимир Жарко и скрипачка Ася Соршнева. Антон Батагов - за роялем.
Уже первые звуки кантаты вызвали разные интерпретации- автор объясняет все экзистенциально.
Антон Батагов: У любой музыки есть условная точка, являющаяся относительным началом. И условная точка, конец. Есть нота, с которой музыка начинается, но до нее есть что-то еще. Музыка где-то была и пришла к нам. И вот этот переход движения в музыке, когда она приходит в наш мир, и мы ее слышим. Для этого мне понадобилось несколько тактов, несколько ударов, когда мы вроде уже в музыке, а вроде и нет. Переход туда.
RadioBlago: Критики внимательно относятся к творчеству Батагова и успели ознакомиться с новым произведением. Они вынесли вердикт: "о кантате «Том, кто ушел туда» стоит говорить как о просветительском проекте. Антон Батагов использовал в нем древние тексты, посвященные проблематике "страдания", "колеса перерождений" и "просветления". Фактически это была полноценная лекция для тех, кто интересуется буддизмом". Однако автор уверен – кантата универсальная и понятная, если захотеть понять, не только представителям этой религии.
Антон Батагов: Действительно, история общения с уникальным человеком, который понял, что его не интересует мирская карьера. Ему сейчас 40, но я не знаю, какими цифрами описывается его возраст, это бездонная мудрость. Мне посчастливилось встретиться не с одним таким человеком, но дружба с ним, сотрудничество (его пение и мои музыкальные упражнения) - стали определяющим моментом в выборе текстов.
RadioBlago: Теперь о текстах и о названии кантаты. Автор объясняет: “Тот, кто ушел туда" - так называл себя Будда, на санскрите - татхагата. Он никогда не говорил "Я". Туда - значит за пределы смерти, круга перерождений, именуемого сансарой. Это в точности соответствует хорошо знакомому "смертию смерть поправ". Уйти "туда" может не только Будда, который жил две с половиной тысячи лет назад, но и любой человек. "Те, кто уходят туда", объясняют нам, как всё устроено, показывают, какие препятствия мешают нам уйти туда же”. Впрочем, тексты в этом сочинении - не самое главное, - уверен Александр Маноцков и сам композитор. Маноцков просит обратить внимание на последнюю часть кантаты, где все выражено с помощью звука А.
Александр Маноцков: Самое лучшее сочетание текста с мудростью - в последней части. Краткое изложение учения, потому что в звуке А содержится все. Несмотря на то, что Антон говорил о значении текстов, на самом деле, мы музыканты, наше дело, как колокол, - правильно звенеть. Мы не проповедники. По крайней мере, я точно нет. Мы делаем гораздо важнее того, какие слова говорим. У меня в юности, как у многих питерских музыкантов, тоже был период буддизма, который, в отличие от Антона, в какой-то момент жизни завершился. И у меня был учитель, который говорил: «Хочешь мантру? Ну, хорошо, Кока-Кола, Кока-Кола-Кока-Кола». Важно не то, какие слова ты повторяешь, а то, как ты это делаешь. А у музыкантов есть очень понятно КАК - это музыка. Поэтому судить нас надо как музыкантов - несущих что-то помимо их воли, во-вторых не слишком серьезно.
RadioBlago: Антон Батагов, говоря о своем состоянии на сцене, обращает внимание на последнюю часть кантаты.
Антон Батагов: На сцене живешь в особом состоянии, которое можно, назвать измененным состоянием сознания. Умиротворение, состояние обозначается словами, которых нет в языке. Не случайно последняя часть - буква А. Это очень древняя вещь. И поскольку слова мало на что способны, эти состояния и всякая мудрость без слов - с помощью буквы А лучше выражает состояние.
RadioBlago: Испытанием слушателей на любовь к музыке Батагова, желание понять, стала Третья часть кантаты - "Молитва СамантабхАдры". 37 строф, последующая мелодически повторяет предыдущую. Сочинение этой музыки заставило Антона Батагова размышлять на одну из любимых его тем - тему автора и гордыни.
Антон Батагов: В длинной части используется канонический текст, тему сочинил не я. Ей столько же веков, сколько и тексту. Это новая музыка, которая базируется на очень древних вещах - мелодиях, ритмах. Нам кажется, что мы можем что-то сочинить - на самом деле, это гордыня. Я написал - не совсем я, там есть много-много того, что было в прошлом.
RadioBlago: В музыкальной партитуре кантаты «Тот, кто ушел туда» Антон Батагов использует не совсем обычные инструменты.
Антон Батагов: Человек может музыкой сказать на любом инструменте. Может взять консервную банку, казан (они у нас используются в качестве музыкальных инструментов) - но ничего не символизируют. Музыка сама по себе все символизирует.
RadioBlago: Антон Батагов - из авторов, кто не теряет надежды сделать сочинения более понятными слушателю с помощью собственных комментариев, объяснений. Рок-кантата не стала исключением. Антон, человек эрудированный определил место сочинений по отношению к истории музыки. Предваряя исполнение кантаты, он написал: «Большая часть европейской музыки вплоть до XVIII века была основана на богословских текстах и распевах. Многие современные композиторы продолжают делать нечто подобное, чем занимались их коллеги несколько веков назад, находя для этого разные формы. Основой таких сочинений становится не только христианская доктрина, но идеи и тексты, принадлежащие другим традициям. Мои сочинения такого рода основаны на буддийских текстах и практиках. Это не "этника". Если уж ставить мои вещи на полку, то, скорее, на полку "contemporary classical". Тибетские распевы похожи на многое: на григорианские хоралы и старообрядческие гласы, песни трубадуров и русские былины, блюзовые баллады и хард-роковые риффы. И, конечно, они минималистичны. Как и в других своих вещах, я пользуюсь минималистскими композиционными приемами, заполняю конструкции звуками, несущими отпечатки разных времен, традиций и стилей».
RadioBlago: У слушателей осталось самое разное музыкальное послевкусие после услышанной кантаты «Тот, кто ушел туда». От недоумения - до полного принятия, от восторженности - до умиротворения. Сам автор считает, что он здесь - не при чем.
Антон Батагов: Я думаю, каждый человек чувствует то, что он чувствует. Нельзя, чтобы человек диктовал: ты должен почувствовать вот это. Если у Вас умиротворяющее ощущение - я рад. Надеюсь, что вы не одна.
RadioBlago: Советуем вам при возможности повторных исполнений кантаты Антона Батагова «Тот, кто ушел туда» послушать ее.