Наша сегодняшняя передача посвящена светлой памяти Альфреда Шнитке.
Заслуженный работник культуры и музыковед Наталья Кочеткова познакомит слушателей с произведением #Альфреда Шнитке «Кончерто Гроссо № 1» для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных. Произведение, сочиненное в 1977 году, одно из самых значительных произведений композитора.
Наталья Кочеткова: В последнее десятилетие отечественная русская музыка вступила в новый период своего существования. Позади остался этап освоения мирового опыта, ее, так сказать, технологическое перевооружение, споры о преимуществах и недостатках того или другого творческого направления. Плюрализм стилистических тенденций музыкой был осознан и практически освоен, пожалуй, гораздо раньше, нежели другими искусствами. Однако внутри всего многообразия национальных школ и композиционных направлений не трудно выделить магистральную линию творчества. Ее можно было бы определить как полноту духовного поиска человека, устойчиво сохраняющегося и развивающегося внутри всей не простоты развития отечественной музыки. Эта тенденция очищения и покаяния гораздо больше, чем только тенденция, а скорее отчетливо выраженная ориентация творчества в своей устремленности в будущее.
Опираясь на память о прошлом и оставаясь верным настоящему, как доброе наследство великих русских художников, от Федора Христианина до Рахманинова и Скрябина, продолженная школой Шостаковича, она обрела новую жизнь в творчестве многих художников нашего времени. Сочинения, представленные в следующей программе, различны по стилю, художественной концепции, написанные в разное время художниками различных возрастов, творческих направлений и, вероятно, масштабов дарований. И тем не менее не случайно их естественное соседство. Их объединяет духовный поиск, стремление к воплощению смысла человеческого существования в его противоречивой целостности, в предстоянии будущего, открывающегося в переживании мучительного опыта прошлого и в надвременном голосе Софии.
Кончерто Гроссо № 1 Альфреда Шнитки для 2 скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных, сочиненное в 1977 году - одно из самых значительных произведений композитора, глубоко и органично синтезировавшего в своем творчестве важнейшие тенденции развития мировой музыкальной культуры второй половины 20-го века и создавшего ярко индивидуальный композиторский стиль. В его основе интеграция различных музыкальных времен, от эпохи Григорианского хорала и Возрождения до современности. Сочетаясь, трансформируясь, сплавляясь друг с другом, они образуют в его музыке особый тип целостности, который сам композитор определил термином «полистилистика», ныне обозначающий не только стиль композитора Шнитке, но и одну из значимых тенденций современной музыки.
Построение Кончерто Гроссо Шнитке по внешним признакам соответствует нормам старинного жанра, представленного в творениях Баха, Генделя, Корелли и Вивальди. Но это только внешнее соответствие, так как и концепция сочинения, и его музыкально-выразительные средства, и характер развертывания музыки целиком принадлежит нашему времени. Более того, все они глубоко индивидуальны, являясь, может быть, наиболее полным и адекватным воплощением художественных идей композитора. Два звуковых мира сошлись в сочинении. Мир глубокого напряженного размышления, воплощенного в сосредоточенном хорале прелюдии, в динамике лирико-романтического речитатива кульминации концерта и финальной реминисценции хорала в постлюдии.
Другой звуковой мир связан с интонационным языком музыки 20-го века, с его предельной взвинченностью, тембро-динамическими контрастами, парадоксолизмом мелодики, гармонии и всего процесса развертывания тематизма. Эти два звуковых мира из двух времен не просто сочетаются или даже сталкиваются, они как бы взаимоотражаются друг в друге. И тогда возникает, например, почти ошарашивающее преображение хоральной мелодии в подчеркнуто чувствительное, роскошное танго как голос современного музыкального быта, буквально врывающегося в атмосферу чистого музицирования. Или наоборот, строго академическая форма рондо заполняется взъерошенно-колючей музыкой, рожденной композиторским мышлением конца 20-го века.
Подобное взаимоотражение стилистических тенденции в своей совокупности складывается в объемную многомерную, многовременную панораму современного мира, звуковоплощая и настойчивое стремление к возрождению прошлого, и оплодотворение этим прошлым настоящего, и беспощадно трезвый взгляд на действительность как на арену духовной битвы за место под солнцем сегодня и за право быть в будущем всему сущему на земле. И все это выражено в безупречной в своем мастерстве и совершенстве композиции, увлекающей красоте и разнообразии мелодики, яркости контрастов, фееричном блеске партитуры, занимательности развития в том редком по обаянию и привлекательности сочинении, которое, буквально, прямо направлено на слушателя.