Сегодня мы расскажем вам о творчестве русского композитора Александра Константиновича Глазунова.
Творческое наследие Александра Константиновича Глазунова огромно. Им написаны три балета - «Раймонда», «Времена года», «Барышня-служанка», восемь симфоний, симфонические поэмы, увертюры, сюиты, два Концерта для фортепиано с оркестром и широко известный Концерт для скрипки с оркестром.
Заслуженный работник культуры и музыковед Наталья Кочеткова познакомит слушателей с симфоническими композициями Александра Глазунова.
Исполнители: Симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижер: Александр Гаук.
Наталья Кочеткова: В 1921 году во многих городах Советского Союза торжественно отмечалось сорокалетие творческой деятельности Александра Константиновича Глазунова. И лучшие слова о нем звучали в выступлении наркома просвещения Луначарского: «Глазунов создал мир счастья, веселья, покоя, полета, упоения, задумчивости и многого, многого другого, всегда счастливого, всегда ясного и глубокого, всегда необыкновенно благородного, крылатого».
Профессиональное музыкальное образование Александр Глазунов прошел в консерватории в Петербурге, композицией и оркестровкой занимаясь непосредственно у Николая Андреевича Римского-Корсакова, который обще признан был «энциклопедией оркестрового мастерства». Не увлекаясь модой «против течения», Глазунов сознательно стремился, развивая, укреплять великие традиции русской классики. Из корифеев ближе остальных он принял к сердцу Глинку и Бородина, с их героическими образами, с эпической их мощью. И одновременно Чайковского с его открытой, страстной эмоциональностью, с мелодикой, как главным средством выразительности, свойственной для всех. Его богатая на впечатление биографии складывалась под крылом большого человека в Петербурге - Митрофана Петровича Беляева, мецената из рода лесопромышленников, который деятельно поощрял процветание русского искусства. Талантом Глазунова он восхищался более других. Заботами Беляева молодой музыкант повидал многие города и страны: Париж, Германию, Испанию, Марокко. Благодаря фантастической музыкальной памяти он мог запомнить, уверяли, целую симфонию с одного прослушивания, со всеми голосами партитуры. Благодаря фантастической музыкальной памяти все краски многонационального искусства найдут свое место в ярком спектре его оркестровой палитры.
Путешествие по Финляндии вдохновило композитора на создание «Финских эскизов» и «Финской фантазии» - произведений, написанных под впечатлением природы, культуры, картин из жизни народа Калевалы. Музыка до-мажорной «Финской фантазии» построена на финских мелодиях. За сдержанным вступлением в игру вступают мотивы танцевального характера, потом лирические и напевные, а завершает композицию апофеозная тема хороводного характера, увенчанная жизнеутверждающий и мощными аккордами оркестрового тутти. «Финская фантазия» Глазунова в исполнении Симфонического оркестра Всесоюзного радио, дирижер: Александр Гаук.
К тому же типу сочинений на национальные мелодии принадлежит и популярный «Характерный танец». «Характерным» в балете называют танец с ярко выраженным национальным колоритом. Он создан был Глазуновым как вставной номер в балет «Раймонда», написанный специально для бенефиса прима-балерины Большого театра Аделины Джури. Он входит в цепь танцев третьего действия балета, образующих Венгерскую сюиту. Избранник сердца очаровательной Раймонды – венгерский рыцарь. Венгерская мелодия звучит и в медленном разделе танца, переплетаясь со славянской. А дальше обе они в быстрой части, преображенные, рисуют образ общей веселой пляски. «Характерный танец» Глазунова.
Оркестровая пьеса «Свадебное шествие» относится к ранним сочинениям Глазунова. Она входит в «Характеристическую сюиту», содержащую Сельскую пляску, Восточную, Шествие и Мазурку. Свадебное шествие замыкает сюиту, настроением своим напоминая слово Луначарского: «Глазунов создал мир счастья, веселья, полета». «Свадебное шествие» Глазунова, как и предыдущее произведение «Характерный танец» его прозвучит в исполнении Симфонического оркестра Всесоюзного радио, дирижер: Александр Гаук.