Сегодня мы расскажем вам подробнее о Пятой московской биеннале молодого искусства, которая проходит сейчас почти на всех арт-площадках столицы. Основной проект представили в пространстве Трехгорной мануфактуры, стратегические выставки на территории #ГЦСИ и #Музея современного искусства, а также множество параллельных и специальных проектов по всему городу. Всего около 60 выставок подготовлены для публики в рамках #молодежной биеннале в столице и по всей России. О стратегических проектах Московской биеннале молодого искусства читайте в прошлом выпуске программы «Время культуры».
Московская международная биеннале молодого искусства впервые была организована восемь лет назад. Проект родился из фестиваля молодого искусства «Стой! Кто идет?», который проходил ежегодно с 2002-го по 2006-й. Организаторами фестиваля выступали Государственный центр современного искусства и Московский музей современного искусства. Проект приобрел новый статус, когда начал нарастать интерес к нему — как со стороны молодых художников и кураторов, так и со стороны общественности. Совместными усилиями в 2008 году ГЦСИ и МMOMA разработали и впервые представили биеннале молодого искусства.
В этот раз на этапе подготовки события решили внести существенные изменения. Теперь не только художники-участники, но все кураторы проектов будут молодыми людьми в возрасте до 35 лет. Так, куратором пятой биеннале стал Надим Самман, британский историк искусства и исследователь. Взамен должности исполнительного директора появилась новая — комиссар биеннале. Им стала независимый куратор и продюсер Екатерина Кибовская. Она рассказала нашему корреспонденту, как шла подготовка события в течение последнего года.
Екатерина Кибовская: Самое интересное было собирать заявки от художников, у нас открытый прием заявок на сайте www.youngart.ru. Мы прошли порядка нескольких месяцев, искали художников, кураторов. Сначала мы отбирали на конкурсной основе куратора основного проекта — им стал Надим Самман. Затем мы отбирали кураторов Стратегических проектов, которые представлены в музеях ММОМа и ГЦСИ. Затем мы объявили конкурс на художников. Вот среди 2044 заявок мы нашли 93 заявки. Это, наверное, была, действительно, сложная организационная работа просто пройти все эти этапы, на каждую позицию провести конкурс. Это все коллегиально, решалось: десять экспертов было. Экспертный состав, я благодарна очень, состоит из профессионалов, людей, действительно, с колоссальным профессиональным опытом, и я доверяла им в многом. И надо сказать, что я безумно довольна выбором и кураторов, и художников, я считаю, что все наши шаги были предприняты верны. И конечно, самая главная наша победа — это куратор наш. Я думаю, что он совершенно замечательно справился со своей работой, он талантливый умный парень. Поэтому я могу только порадоваться, что мы действительно реализовали все задуманное.
RadioBlago: 87 художников из 35 стран мира подготовили свои работы для основного проекта молодежной биеннале. Общей для всех темой стала концепция куратора Надима Саммана, которую он озаглавил так - «Глубоко внутри». В чем заключается основной смысл предложенной идеи и над какими проблемами раздумывали художники, рассказал сам автор и куратор выставки.
Надим Самман: Концепция выставки состоит в том, что раньше мы делили вещи на понятные и не понятные, на ясные и не ясные. Сейчас мы видим, что фиксированное, стабильное начинает распадаться на отдельные фрагменты. Вещи перестают оставаться такими, какими мы привыкли их видеть, и границы между ними начинают стираться. И то, что мы привыкли видеть таким, какое оно есть, уже сейчас предстает в абсолютно новом свете. И абсолютно новые реалии появляются. Еще вчера Англия, одна из постоянных стран Евросоюза его внезапно покинула. Это касается не только культуры, это касается абсолютно разных аспектов нашей жизни. И в том числе и науки — физики, биологии. Еще в древние времена греки говорили, что мельчайшей частицей нашего мира является атом. В 1917 году атом удалось разделить на еще более мелкие частицы. Затем человечество придумало коллайдер, который открыл нам совершено новые горизонты физики. То есть мы идем по земле, и она как будто рассыпается под нами и открывает новые, доселе неизведанные вещи. Это касается и нашего человеческого организма в том числе. Сейчас есть возможность изменить ДНК человека, загрузить туда какие-то другие данные, как на жесткий диск, изменить генотип, генетику и прочее, и прочее. То есть сейчас больше нет ничего фиксированного, все системы, все сети становятся открытыми. И это, наверное, и есть главная идея нашей выставки — показать, что все меняется. Природа, в том числе, меняется, мы меняем ее, причем в не самую лучшую сторону. Мы используем животных, природные ресурсы для наших эгоистичных целей. И в этом и заключается концепция выставки.
Что касается тех вещей, которые удивили меня больше всего в период подготовки выставки, то, прежде всего, это тот дух товарищества, дух единения со всеми художниками, причем это касается как тех, которых я уже знал, так и тех, которых встретил в первый раз. Мы работали всю ночь, вложили огромное количество сил и времени. Я думаю то, что мы собираемся презентовать, открыть, для России это будет огромным достижением. Москвичи и гости столицы смогут увидеть ту страсть, тот энтузиазм, который молодые художники вложили в эту выставку.
RadioBlago: 33-летний куратор из Великобритании Надим Самман уже хорошо известен на мировой художественной сцене. И в России он работает больше 10 лет. Его докторская диссертация была посвящена московскому концептуализму. При подготовке исследования он активно сотрудничал с российскими художниками Александром Пономарёвым, Еленой Елагиной, Игорем Макаревиче и другими.
Историк искусства, преподаватель Надим Самман подготовил и реализовал уже более 40 выставочных проектов, а последние семь лет входит в международную ассоциацию художественных критиков. Неслучайно, комиссар московской биеннале Екатерина Кибовская считает участие Саммана настоящей победой организаторов. Ему удалось объединить воедино столь сильные и разные работы, каждая из которых в конечном итоге по-своему отвечает на вопрос, что находится глубоко внутри.
Екатерина Кибовская: Самым интересным был проект, который мы реализовали в Тверской области, прилетел художник Юлиус фон Бисмарк. У него была задача найти типичный для России уголок леса, его как-то разукрасить и представить. И вот этот лес мы нашли по картинкам, мы ему помогли. То есть надо понимать, что каждому художнику мы помогали еще и реализовать проект. Мы с каждым художником работали индивидуально. Соответственно, вот с Бисмарком, который, кстати, является дальним родственником того самого Отто фон Бисмарка, но такой, дальний-дальний родственник. Мы с ним договорились о том, что мы найдем ему подходящую территорию. Эта территория у нас появилась в Тверской области, соответственно, я могу сказать, что он сделал все возможное, для того, чтобы максимально представить русский ландшафт. Вот его работа фотохроника представлена здесь, на выставке «Глубоко внутри» на Трехгорной мануфактуре.
Я думаю, что самым интересным и самым сложным был проект эквадорского художника Контрерас, с которым мы искали шелкопрядов, мы выяснили, что в России шелкопрядов нет, мы узнали, что они есть в Ставрополе и они есть в Узбекистане. Но мы связались с Московским зоопарком, мы смогли договориться с Московским зоопарком о том, чтобы партию шелкопрядов привезли в Россию. И я думаю, что это такая живая история. Для нас очень важно, что, действительно, у нас на выставке не только скульптуры, или фотографии, или видео, но у нас даже шелкопряды здесь ткут. Это приятно. Я думаю, что это, и правда, разнообразие. В общем, это для меня тоже большая радость и победа, что даже московский зоопарк втянулся в наш проект.
RadioBlago: Как мы рассказывали в ноябре прошлого года, на этапе подготовки биеннале, организаторы считают своей миссией открытие новых имен молодых авторов. Проект задуман для того, чтобы поддерживать и стимулировать творческие инициативы художников и кураторов нового поколения, а также создавать условия для их публичного высказывания. Молодые участники биеннале получают возможность устанавливать и налаживать творческие связи с профессиональной художественной средой и при этом привносить собственное уникальное видение.
Екатерина Кибовская: Молодые художники, которые представлены в этом проекте, являются, на мой взгляд, действительно, людьми, у которых нет границ. Для меня очень важно было привлечь максимальное количество участников. И среди художников, которые представлены в основном проекте, 17 русских художников. Я думаю, что вы можете здесь выбрать своего любимца. Я не буду называть имена, потому что мне нравятся в общем все художники. Я думаю, что из таких открытий молодой биеннале — это девушка из Якутии Ксения Кудрина. Она сильная, действительно, мне кажется, такой сильный художник. Другое дело, что надо посмотреть, как пойдет их карьера в будущем. Потому что, конечно, задача нашей биеннале наши имена раскрыть, эти имена показать. А задача уже сообщества профессионального подхватить, и галереи, я надеюсь, включатся, и какая-то карьера профессиональная у этих художников сложится. Поэтому, конечно, мы здесь еще рассчитываем на поддержку нашего арт-сообщества.
RadioBlago: 17 российских авторов отобраны для участия в основном проекте московской биеннале молодого искусства. Художница из Якутии Ксения Кудрина представила работу под названием «Черный лёд». Автор призналась в интервью нашему корреспонденту, что это ее первая по-настоящему большая выставка.
Ксения Кудрина: Вообще искусство для меня – это жизнь, потому что я выросла в семье художников. У меня папа, мама — все художники. Меня с детства окружали художники. Поэтому история искусств... папа нам читал книжки, как сказки. Вообще я родом из Якутска, города Ленска. Потом я поступила в Санкт-Петербургскую промышленную художественную академию имени Штиглица. На кафедру «Керамика и стекло».
И вот именно стекло, оно очень сильно на меня повлияло как материал. И сейчас я с ним плотно работаю, мне он очень нравится, я считаю его очень многогранным. И в нем можно создать невероятные вещи и очень разные техники. Совмещение с бетоном (мне сейчас очень нравится), вот представлена моя работа с металлом.
RadioBlago: Как рассказала художница, истоки выставленной работы уходят глубоко в детство автора. Ритуальные столбы, которые она видела будучи еще совсем маленькой, казались будущему художнику чем-то особенно красивым и загадочным. Ксения призналась, что хотела бы объединить в своей скульптуре старые традиции и родить их в новой форме.
Ксения Кудрина: Конечно же, наш мир, в котором сейчас я живу и в котором жила моя бабушка, он невероятно сильно изменился. Изменились сами тотемы. Изменились ценности людей. Если раньше это было, вот моя бабушка жила еще в язычестве и поклонение каким-то богам, природе, лесу, духам воды, то сейчас большие города поглощают массовостью своей. И даже стираются какие-то культурные вещи, какие-то традиции. И конечно же, трансформируются тотемы. Мне кажется, что вот сейчас еще в Якутии строится Газпром, и поэтому вырубается очень много лесов. И сейчас ценностью человека — вот эти железные трубы, мне кажется, нефть. Потому что за это человечество может свернуть горы, мне кажется. За этот черный лед, черную нефть, золото. И конечно эти трубы тоже символизируют какую-то новую форму тотема. Может быть, нам это не приятно, но, к сожалению, это так.
RadioBlago: Тема основного проекта «Глубоко внутри» стала для молодой художницы продолжением ее собственного творческого стремления — задуманная скульптура «Черный лёд» прекрасно подошла к предложенной концепции. В настоящее время она работает над тремя новыми проектами, идеи которых пока не раскрывает. Ясно, что это будут произведения связанные с темой памяти и связи поколений. По словам Ксении, участие в биеннале и общение с другими художниками вдохновляет ее на новые творческие планы.
Ксения Кудрина: Я нахожусь сейчас в своем проекте, но проходя мимо, меня это очень сильно трогает.
Я еще не углубилась и не прошла все проекты, но могу сказать, что очень сильные ребята собрались, и они вдохновляют тебя. Очень сильно вдохновляют. И вот именно, что современное искусство – это такой прямой разговор, такая ясная мысль, и это мне очень нравится. Мне нравится читать. Мне нравится смотреть. И я вижу эту мысль. Это круто. Она на поверхности. Настолько вот прямо самую суть и одним словом. Вот здесь есть такие проекты, которые прям аж до глубины трогают.
RadioBlago: Перед самым открытием специально созданное жюри биеннале выбрало два самых сильных по их мнению проекта. Фонд Furla Foundation выделил гран в 5 тысяч евро, который теперь разделят между двумя победителями. Вернее, победительницами, ими стали - Маргерит Юмо из Франции и Хулиана Серкейра Лейте из Бразилии. Мы попросили Хулиану поделиться своими первыми впечатлениями после объявления результатов.
Хулиана Серкейра Лейте (на английском): Да, это было, действительно, довольно неожиданно, потому что большей частью на выставке представлены видео, фото, мультимедиа работы. И поэтому я не думала, что мою работу заметят. Но я очень рада, что ее заметили, что меня наградили. И на ранних этапах моего творчества, конечно, признание для меня очень важно. Но в то же время, я не могу сказать, что работаю для того, чтобы получить какие-то награды. Прежде всего, я работаю для своего личностного развития. Я буду работать всегда, всю свою жизнь до самой смерти. То есть процесс для меня, конечно же, имеет первостепенное значение.
RadioBlago: Скульптура нашей собеседницы называется «Три танца», но объектов гораздо больше — художница словно выхватывает отдельные движения и фрагменты из группы танцующих и предоставляет им отдельный постамент. Так же, как во время дискотеки в ночном клубе участник может видеть только разрозненные частицы целой картины из-за мерцающего света, художница разбирает на части танец, который так напоминает ей современное искусство.
Хулиана Серкейра Лейте (на английском): Я думаю, что скульптура может выглядеть спонтанно, только если за ней стоит достаточно много подготовки. Я начала заниматься подобным видом творчества в 2005-2006 году. То есть у меня довольно большой опыт в данной сфере. Я разные скульптуры делаю в разных формах. Я думаю, что да, эта скульптура вполне в русле того, что я обычно делаю. Просто она несколько менее буквально представляет человеческое тело, более фигурально. То есть, с другой стороны, здесь вы можете видеть отпечатки моих рук, моих коленей. С одной стороны она более абстрактна, но с другой стороны — я сама принадлежу этой скульптуре. То есть, таким образом, связь между абстракцией и реальностью стирается.
Моя личная история в сфере танцев началась так же, как и у многих людей. Когда я была подростком, я ходила в ночные клубы. Там мы танцевали, общались. И довольно интересно, что сейчас в современном танце вам не нужно знать хореографию. Это просто движение под музыку. Я думаю, что это очень интересно, потому что подобного рода танцы стали символом нашего современного общения. Таким образом, танец – это спонтанная форма, и он олицетворяет собой наше общение, которое также носит спонтанный характер. И я думаю, что да, мою скульптуру можно сравнить с импровизированным танцем.
RadioBlago: Внутри каждого автора живут и развиваются разные темы. Но если спустится еще ниже, на общечеловеческий уровень, то окажется, что где-то глубоко мы все одинаковы. Так считает художница из Киева Дарья Кольцова. Ее инсталляция «Теория защиты», как выяснилось, совсем не про защиту, а скорее о культурной памяти народов.
Дарья Кольцова: Эта инсталляция в выставочном пространстве, состоящая из паттернов, которые я нашла как на современных фотографиях, там, где ведутся боевые действия, так и на фотографиях времен Второй мировой войны. Эти паттерны представляют собой то, как люди заклеивают свои окна, стараясь защититься от возможного взрыва, потому что, когда стекло начинает вибрировать, оно взрывается, это достаточно травматично (понятное дело, разлетающиеся осколки) для тех людей, которые находятся внутри. Но на сегодняшний день мы даже технологически перешагнули это, есть масса гораздо более эффективных средств защиты, и окон в том числе. Но при этом здесь вот такой момент заклеивания окон… что я в этом интересного увидела? Покрытие их определенными визуальными, назовем их, оберегами или какими-то визуальными орнаментами, которые как будто бы несут в представлении людей обереговую функцию, пусть более физическую, чем метафизическую. Но, тем не менее, это такое интересное возвращение назад. То есть, вот как раз к тем верованиям, которые, казалось бы цивилизация должна была полностью как-то уничтожить. Поэтому проект скорее про то, что вот эта связь не прерывается, даже если нам кажется. Опять же здесь про связь можно говорить совершенно о разных вещах, но опять же культура и цивилизация. Несмотря на то, что приход цивилизации, культура все равно не перестает быть актуальной, существовать, она скорее переходит в какое-то менее активное состояние, но при этом просыпается именно в такие моменты.
RadioBlago: По словам автора, эта работа очень органично вписывается в то, чем она обычно занимается — социально-политическое и концептуальное искусство на темы посттравматического синдрома и реабилитации. По мнению Дарьи, эти проблемы приобрели особую актуальность в последние годы.
Дарья Кольцова: По-настоящему фокус проекта не в защите, а в том, насколько проявляется культура, несмотря на то, что сейчас вроде бы время цивилизации, когда человек сталкивается с неконтролируемой опасностью и ситуацией, которая абсолютно выходит из-под его контроля. И по поводу связи, здесь, наверное, больше связь с тем локальным, что есть в той географической зоне, той народности, где живет человек, потому что все мы, так или иначе, обращаемся к своему культурному коду. Причем к очень таким, казалось бы, ретроградным вещам, которые вроде бы давно отошли в прошлое и перестали существовать, но вот оказывается, что человек ищет поддержки именно у подобных вещей, когда не находит ее больше нигде.
Пусть вас не дезориентирует название проекта «Теория защиты», здесь совсем не идет речь о защите, а скорее о том, как человек себя ведет в условиях опять же войны, например. Или какой-то опасной для его ситуации, для его жизненной ситуации, когда он чувствует свою беспомощность и невозможность повлиять на нее.
Он старается защититься, если это возможно. Если это не возможно, то вот здесь как раз пример, когда это скорее такая эфемерная защита. Она на грани ритуала, которая заключается скорее в вере, чем реальных совершенно действиях. Опять же, кто-то верит, кто-то нет.
RadioBlago: В поисках того, что глубоко внутри, британец Ревиталь Коэн и бельгиец Тур Ван Бален отправились под землю и заглянул в почву Республики Конго. Их металлические картины с изображением африканской шахты выполнены из сплава золота, меди и олова. В описании работы приводится ссылка на геолога Жюля Корнэ, который еще в конце 19 века написал, что почва Конго — настоящий геологический скандал. Художники размышляют над тем, что это — везение или проклятье — богатства, спрятанные под землей Африки. Ведь в любую эпоху именно из этих мест добывали те природные ресурсы, которые нужны были международному рынку. Так в Викторианскую эпоху это была слоновая кость, после изобретения надувных шин — каучук, медь в годы активной индустриализации, уран во время холодной войны и вот теперь колтан, золото и олово для изготовления мобильных телефонов и других современных гаджетов. Глубокая взаимосвязь стран раскрывается художниками с неожиданной стороны.
«Антисолнце» немецкого художника Феликса Кислинга напоминает о черных дырах и возможности остывания великого светила. Как и было задумано куратором выставки, многие проекты говорят о проблемах экологии и взаимосвязи этих проблем с экономикой.
В индустриальном здании пятого строения старейшего текстильного предприятия «Трехгорная мануфактура» объекты искусства поджидают посетителей буквально за каждым углом. В одной из стен проделана дыра, в которой устроен настоящий оазис из растений средней полосы. Словно в гипсобетонной перегородке завода неожиданно для всех сохранилась природная среда. Фантастическая ситуация разыграна художником из Испании Альваро Урбано.
Для того, чтобы зрители смогли лучше понять замысел куратора и художников, организаторы по традиции подготовили обширную образовательную программу. Ее куратор Дарья Пыркина, искусствовед и руководитель программ ГЦСИ рассказала нашему корреспонденту, по какому принципу построены лекции и встречи с художниками.
Дарья Пыркина: Это программа, которая приурочена к конкретному биеннальному проекту. Это программа, которая ставит своей целью максимально полно раскрыть, во-первых, проблематику конкретной биеннале и ее основного проекта, который озаглавлен «Глубоко внутри», который поднимает множество важных на сегодняшний день тем — тему цифровой экологии, тему искусства после интернета, тему взаимодействия человека и машины, тему нашего виртуального сознания, нашей новой виртуальной телесности и прочего, и прочего, и прочего. Об этом будут говорить философы, теоретики, историки, которые приглашены к участию в программе.
Кроме того, очень важно раскрыть поколенческую проблематику, потому что это биеннале молодого искусства, куда приглашены художники строго в возрасте до 35 лет, кураторы в возрасте до 35 лет. Поэтому очень важно понять, каким образом это поколение соотносит себя с историей искусства, с событиями искусства недавнего прошлого, поэтому очень важная часть вот этой дискуссионно-образовательной программы – это встречи между художниками молодого поколения и художниками более старшего поколения. В данном случае сами художники молодого поколения выбирали тех, с кем им хотелось бы провести дискуссию. Важны вот эти референции, которые выстраиваются у художников младших с художниками более старшими, потому что множество тем, которые художники затрагивают сегодня, они уже на своем уровне в свое время разрабатывались и авторами предыдущих генераций. Но естественно, сегодня художники смотрят на них через другую оптику, через оптику сегодняшнего дня. И поэтому актуализировать вот те дискуссии, которые велись в предшествующие десятилетия, и включить их в сегодняшний дискурс, мне показалось очень важным.
RadioBlago: В Москве продолжаются открытия выставок в рамках Пятой международной биеннале молодого искусства. Проекты подготовлены в пространствах Винзавода, Artplay, Мультимедиа арт музей и еще около 20 галерей. В Нижнем Новгороде, Воронеже, Екатеринбурге, Ижевске и других городах нашей страны также открываются экспозиции молодых художников, приуроченные к биеннале. Но, как рассказала комиссар проекта Екатерина Кибовская, тема «Глубоко внутри» остается общей для всех.
Екатерина Кибовская: Безусловно, я вижу прямую связь между параллельной, специальной программой, у нас есть еще специальная программа, стратегические проекты, которые реализованы в ММОМА и ГЦСИ.
Стратегические проекты у нас очень сильные. Я очень довольна выбором и кураторов стратегических проектов, они абсолютно взаимосвязаны с основным проектом. Жуан Лайя в ММОМА, два куратора в ГЦСИ, это Сильвия Франческини и Валерия Манчинелли. Я считаю, что они тоже замечательно справились с поставленной задачей перед ними — реализовать выставку «Время обоснованных сомнений». Поэтому, безусловно, я вижу прямую взаимосвязь между всеми выставками. То есть, в принципе, это срез поколения. Это выставки, которые друг другу сообщают какой-то новый смысл, дополняют друг друга. Да, это большая победа. Именно то, что это большая программа, общая программа по всей Москве.
Образовательную программу формировали коллеги из ГЦСИ. Дарья Пыркина является куратором этой программы. Я могу сказать, что программа, на мой взгляд, построена мудро. Идея программы в том, что мы передаем знания от более старшего поколения художников к более молодым. То есть, есть такие имена как Павел Пепперштейн, Олег Кулик. Но, наверное, интересно устраивать дискуссии, диалоги, что, собственно, художники, которые чуть старше 35, могут сообщить молодым. То есть, каково это общение между поколениями, вот это отцы и дети, если хотите. Вот я думаю, что образовательная программа, действительно, построена по этому принципу. По принципу диалога между поколениями. На мой взгляд, это интересная будет программа. Она состоится на территории Трехгорной мануфактуры. Бесплатно проходят все мероприятия. Можно прийти в строение 10-е, это Тех-хаб Ключ, которые помогают нам в реализации этой программы. Мы публикуем в своих социальных сетях и страницах все новости. Мы публикуем на сайте новости. То есть есть задача привлечь максимальную аудиторию, мы хотим, чтобы люди знали о нашей программе. Мы всех приглашаем к нам в гости. Я подчеркиваю, что бесплатная программа.
RadioBlago: Основной проект молодежной биеннале будет открыт для зрителей до 10 августа по адресу: Москва, Рочдельская улица, 15, строение 5 — одно из зданий Трехгорной мануфактуры. О других проектах и выставках можно узнать на сайте московской биеннале молодого искусства по адресу: www.youngart.ru.
На этом выпуск программы «Время культуры» подошел к концу! До встречи в выставочном зале!