Сегодня выпуск нашей программы посвящен одному из самых ярких, загадочных и до сих пор не познанных поэтов и мыслителей ХХ века — Велимиру Хлебникову. 9 ноября исполнилось 131 год со дня его рождения.
Виктор Владимирович Хлебников в историю русской и мировой культуры вошел под псевдонимом Велимир. Он родился в Астраханской губернии в 1885 году. Умер в 1922-м в Нижегородской области, как сам себе и предсказывал. Говорил, что такие люди, как он, дольше 37 лет не живут.
Поэт, мыслитель, математик, орнитолог, он во многом опередил свое время. Ведь его многочисленные прозрения не укладывались в рамки современной ему науки, искусства и литературы. Велимир Хлебников стоял у истоков возникновения футуризма в России и запомнился как реформатор поэтического языка и экспериментатор в области словотворчества. Еще при жизни Хлебникова называли «наибольшим мировым поэтом нынешнего века». Сам же он основал утопическое «Общество председателей земного шара», в которое намеревался позвать 317 лучших людей со всей планеты, чтобы осуществить идею мировой гармонии. Но в итоге в памяти потомков остался лишь один Председатель земного шара — Велимир Хлебников. Эту надпись его друг Пётр Митурич оставил на надгробии поэта.
В день рождения Велимира Хлебникова 9 ноября 2015 года в Москве прошел масштабный фестиваль памяти «Мир и остальное». Директор музея Маяковского Алексей Лобов рассказал нашему корреспонденту историю возникновения фестиваля и перечислил основные пункты его программы.
Алексей Лобов: Этот проект готовился очень тщательно. В начале года мы получили диплом выставки Интермузей за то, что смогли создать объединенное меж музейное пространство. То есть, на выставку вышли три российских музея. Совершенно разных.. Музей Маяковского, Дом-музей Хлебникова в Астрахани и совсем маленький, ну очень маленький провинциальный музей в ручьях, где изначально был похоронен Хлебников. И мы объединили усилия трех музеев — мы поехали в Ручьи, сняли небольшой фильм о Ручьях, в Астрахань, сняли фильм об Астрахани. Таким образом мы пытались создать пространство земного шара для его председателя. Вот это был первый стартовый шаг. И мы благодарны тому, что получили огромную поддержку и в Департаменте культуры Москвы, и в Министерстве культуры Российской Федерации.
Следующий шаг - мы запустили сайт khlebnikov.info и на этом сайте отражали все события, которые проходили как подготовительные к году Хлебникова. Там информация совершенно из разных источников. Опять же информация, конечно, из наших музеев: музея Маяковского и Дома-музея Хлебникова в Астрахани, информация из Элисты, информация из Запорожья. То есть, все точки на земном шаре, которые связаны с именем Хлебникова.
- Мы подготовили и запустили уникальный медиа-проект. Проект называется «Ищу я верников в себя...». То есть, это проект, в котором каждый человек, мы брали, конечно, персоны, то есть, художников, поэтов, исследователей творчества, известных тележурналистов. Они рассказывали о своем — либо о своем первом восприятии Хлебникова и как это сказалось на их жизни, либо они рассказывали о тех исследовательских находках, связанных с именем Хлебникова.
- И конечно научная конференция, которую мы готовили очень тщательно. И конечно, этот замечательный проект. Но и на самом деле мы здесь опять же благодарны тем, что научная конференция проходит не на одной площадке — и мы опять расширяем этот земной шар Хлебникова.
- И дальше еще у нас будут поэтические вечера, у нас будут спектакли, у нас будут концерты — год Хлебникова не закончится никогда.
RadioBlago : По словам Алексея Лобова, музей Маяковского тесно связан с именем Велимира Хлебникова. Еще 1945 году когда отмечалось 60-летие со дня рождения поэта в музее прошел памятный вечер, на котором выступали Николай Асеев, Максимилиан Волошин, Алексей Кручёных и другие современники мастера слова. С тех пор Государственный музей Владимира Маяковского регулярно проводил мероприятия, посвященные изучению творчества Хлебникова.
В 2015 году на международную научную конференцию «Хлебников в степени N» приехали с докладами более 50 участников из России и других стран. Слушания и дискуссии шли три дня на различных площадках столицы. Один из членов оргкомитета, почетный профессор Университета Олбани в США Хенрик Баран рассказал нам о том, что ему запомнилось из услышанного на конференции.
Хенрик Баран: Во-первых, я считаю, что уровень конференции очень высок — это раз. Во-вторых, очень приятно было наблюдать за публикой и увидеть степень вовлеченности в тему. И очень приятное впечатление производит та усидчивость, которую проявила сегодня аудитория, а программа была очень насыщенная. Так что это с одной стороны показывает интеллектуальный и культурный уровень аудитории. А с другой стороны — продолжающийся интерес к самой тематике.
- С точки зрения — то, что я нашел для себя нового. Доклады были очень разные. Доклады были хорошие. Что больше, что меньше, конечно, впечатляет. Нашего японского коллеги доклад мне очень понравился. И действительно это было интересно. Вы знаете, мне был очень близок доклад Мамаева о птицах Хлебникова. Тем более, что много-много-много лет назад, когда я стал сам впервые заниматься Хлебниковым, я начал собирать такой же материал. Это для меня было важно. Но я прекратил. И очень приятно, что Мамаев это делает. Как раз вот такой подход к изучению определенной категории лексики очень плодотворен.
- В 60-70-е годы очень активно стали заниматься в России изучением поэтических словарей поэтов. Это делали представители московской тартуской школы, но вообще это связано с возрождением научного стиховедения в России. Я думаю, что Мамаев не назвал бы свою работу продолжением этих исследований, но вообще — это то, что надо. И тем более, что действительно «птицы» - это такая ключевая категория. Совершенно очевидно.
RadioBlago : Александр Парнис — еще один организатор конференции, ученый хлебниковед с 50-летним стажем. За это время он собрал около 70 мемуаров о Хлебникове от самых разных людей, современников поэта. На конференции он представил свою новую книгу, в которой опубликовал воспоминания матери Хлебникова Екатерины Николаевны. По его словам в новом издании появляются неизвестные ранее факты и складывается образ молодого поэта, который только делает первые шаги. Но несмотря на полувековую историю изучения творчества Хлебникова ученый по-прежнему называет поэта неопознанным космическим явлением и не берется хотя бы в общих чертах описать его образ.
Александр Парнис: Хлебников и его творчество, как пожалуй, творчество любого крупного поэта богато для интерпретаций, каких-то сопоставлений и без этого наука не существует. И понятно, что каждое новое поколение по своему подходит к Хлебникову, изучает Хлебникова. Мы мне кажется, продвинулись уже намного дальше, чем современники Хлебникова, которые писали о нем. Так что из отзывов мы выбираем то, что близко нам. Каждое новое поколение по-своему изучает Хлебникова. Каждый раз что-то делаем и мы приближаемся, продвигаемся к Хлебникову. Так что мы за разные подходы к Хлебникову.
RadioBlago : В рамках фестиваля «Мир и остальное» в Домике Чехова в Москве проходила выставка с одноименным названием. На ней были представлены редкие рукописи поэта, воспоминания и рисунки его современников, уникальные архивные документы и фотографии. В экспозиции были собраны произведения из музея Маяковского, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Третьяковской галереи, Российского государственного архива литературы и искусства, Музея Пушкина, Театрального музея имени Бахрушина, Музея архитектуры имени Щусева, Государственного музея Востока и частных коллекций.
Среди редких экспонатов показана и книга «Мир и остальное», изданная в Баку в 1920 году коллективом авторов, в который входили Хлебников, Кручёных и Вечорка (псевдоним писательницы Татьяны Владимировны Толстой). Издание сохранилось всего в трех экземплярах: два в России, один — за рубежом. Зрителям будут представлены два оригинала и цифровая копия.
Алексей Лобов: Мир и остальное — здесь многократное понятие. Мы смогли выставить только два сборника из трех книг. Потому что сборник из Соединенных штатов не приехал. Но на самом деле — мир, это тот мир, который создан футуристами, Хлебниковым, «будетлянами» и так далее. То есть, это тот мир, который свойственен человеческой душе, а все остальное — это тлен, суета, это то, что можно увидеть, выйдя на московскую улицу сейчас в этот хмурый вечер. Здесь светло и радостно.
RadioBlago : По словам организаторов, мир Хлебникова, его Вселенная, построена на собственном понимании истории и времени, интересе к славянской и восточной архаике, поиске «звездного языка». Этот мир как раз и противостоит «остальному» обыденно-житейскому. Выставка в Москве представляла основные темы творчества Хлебникова в контексте русской культуры первой половины ХХ века, раскрыла связи поэта с различными видами искусства и науки. Многие экспонаты оказались неизвестными и любопытными даже для таких авторитетных исследователей, как Хенрик Баран.
Хенрик Баран: Здесь есть неожиданные вещи и очень хорошо поданы материалы исторического контекста, что тоже приятно. Рукописи я знаю по нескольким десятилетиям собственной работы, но другие вещи — это для меня новые и приятные... Вот некоторые фотографии, очень производят впечатление. Газетные материалы, которые внизу расположены. Нет, вообще я считаю, что ребята здесь в музее справились прекрасно с подготовкой, и конференции, и выставки.. Это такое, действительно значительное событие.
RadioBlago : Творчество Хлебникова оказало серьезное воздействие на русский и европейский авангард, в том числе в области живописи и музыки. Некоторые исследователи справедливо полагают, что без него восприятие эстетики и поэтики авангарда было бы неполным. Однако и влияние Хлебникова на современное искусства значительно. Известный художник Ирина Затуловская по просьбе нашего корреспондента так охарактеризовала Велимира Хлебникова: «Гений мысли. Гений слова. Гений образа».
Ирина Затуловская: Очень интересно. Но Хлебников недостижимая фигура такая, поэтому все, что вокруг него, все очень интересно. Я в первый раз сейчас видела портрет Жегина. Жегин Маяковского написал маслом и потом перечеркнул. Потом сам Хлебников очень здорово рисовал, как мы знаем. И Митурич всегда прекрасен.
- Это была большая любовь и пиетет со стороны Митурича и потом такая трагедия, когда они поехали в деревню подкормить Хлебникова и он умер на руках у Митурича. Поэтому все, что мог Петр Васильевич это только рисовать его в гробу. И вот здесь есть тоже рисунок «Похороны», карандашом нарисованный. Здесь много прекрасных работ. Вот Ларионов, и Татлин, много хорошего..
- Чем больше изучают люди Хлебникова, тем интересней, конечно, но бездонный колодец...
RadioBlago : Внучатая племянница Велимира Хлебникова — Вера — является внучкой сестры поэта, художницы Веры Хлебниковой и ее мужа художника Петра Митурича. Она наследница и хранительница семейного архива, который в свое время был спасен ее дедом.
Вера Митурич-Хлебникова: Он во время войны не эвакуировался, потому что жили на последнем этаже, наверху чердак был. И каждую ночь шел на чердак сбрасывать зажигалки. Потому что на его попечении были работы и Веры Владимировны, помимо его собственных. Но для него драгоценный архив рукописей Велимира.
- Он дежурил, он скидывал зажигалки, он спасал дом от пожаров, когда были бомбежки немецкие, когда бомбили Москву, когда все из Москвы уехали, отец был на фронте, а он, дедушка, хотя мог бы эвакуироваться, спастись самому, но ему это было не так важно, как то, что он оставит без защиты архив, который вывезти в этой ситуации он не мог. И вот он караулил дом. Дом, слава Богу остался цел. Хотя рядом дома разбомбили, этот остался цел. И вот какие-то зажигалки буквально им были скинуты. И потушены и погашены. Потому что чердак деревянный, балки, и это все могло сгореть вместе с этим драгоценным архивом.
- Затем уже в 60-е годы отец рукописи передал РГАЛИ, ЦГАЛИ тогда это называлось. Вот весь корпус рукописей. И работы бабушки, дедушки, а теперь и работы отца это все в моих руках. И это, конечно, драгоценное собрание. Вещи семейные, которые из Астрахани были перевезены в Москву, когда старики-родители Хлебниковы уже четверых детей из пятерых схоронив перебрались к дочери, вот к Вере Владимировне Хлебниковой, бабушке моей. Теперь музею отец отдал, в Астрахани музей наполнен подлинными вещами семьи и тоже там много работ и Веры, и рисунков Велимира, работ Петра Васильевича Митурича. Но что-то по-прежнему в наших руках, И вот мы с дочерью об этом должны продолжать заботы. Так, как это было принято в семействе.
RadioBlago : Некоторые редчайшие предметы из того архива представлены сейчас на выставке «Мир и остальное». В том числе знаменитые картонные кубики Петра Митурича. Их больше двухсот — на каждом визуальное воплощение буквы из звездного языка Хлебникова. Как ни выстроишь — получится бесконечное разнообразие зрительных сообщений.
Вера Митурич-Хлебникова: Это такая игра, в которую можно играть до бесконечности, и вариаций тут миллионы. Так же как из букв собираются слова языка. И это тоже бесконечное количество вариаций, как можно составить слова эти. Так же из этих как бы букв будущего звездного языка, общего для всех, для всех народов, который не разъединяет все народы, а наоборот их всех объединяет в некую такую общность, когда можно какими-то понятиями общаться, над словами, над языком, и понимать друг друга без иностранного языка.
- Это была какая-то попытка такая Петра Васильевича в 19-м году создать визуальное соответствие идеям хлебниковским о языке будущего. И он сидел в казарме, ночами он был офицер, дежурил. И из подручных средств для работы у него была только кисточка, тушь черная и кусочки картонок, видимо от какой-то разоренной фабрики экспроприированные какие-то рекламные картоночки, и он их склеивал и на оборотах рисовал эти кубики.
RadioBlago : Как нам рассказала Вера Митурич-Хлебникова, Петр Васильевич познакомился с творчеством поэта примерно в 1916 году, а узнали друг друга лично они гораздо позже. С того времени и вплоть до смерти Хлебникова в творчестве художника Петра Митурича царил особый период. Он пытался найти не в прямом смысле иллюстрации, иллюстрациями к книгам занималась Вера, сестра, а он пытался найти художественное воплощение поэтических и философских идей Хлебникова при помощи таких конструкции, которые называл «пространственная живопись» или «пространственная графика».
Вера Митурич-Хлебникова: Это идет параллельно с работой над циклом графических композиций, таких маленьких графических композиций, тоже это клочки бумаги и тушь. И некоторые из них — их вообще около 60. Совершенно изумительные. В них в каждом просто заложена какая-то мощь. Он как будто бы нащупывал такие возможности в пространственной графике, которая не сохранилась и сохранилась только в фотографиях.
- Он искал и находил какие-то узлы такие важные, как-то их обозначал и переходил к следующему какому-то такому направлению. Но все вот это вот. Вот вся вот эта вот линия о работе, связанная с Хлебниковым, она совершенно абсолютно отличалась от того, что он делал до знакомства с идеями Хлебникова. Потому что он был батальный художник, роскошный прекрасный реалистический батальный живописец, фантастический рисовальщик. Но вот это вот абстрактное рисование очень передовое. Потому что можно найти в искусстве 60-х у Вазарели, например, прекрасных художников на 40 лет позже занимались искусством. Те же самые мотивы, которые он поймал, нашел вот работая над таким вот циклом Хлебниковому посвященным.
- И все это закончилось со смертью Хлебникова, уже пошло другое рисование дальше, и чуть-чуть оно продолжилось вот рисование такого толка в оформлении изданий Хлебникова. Но дальше уже рисование было кардинально другое. То есть, был такой определенный период. Он начался примерно 16-го - 17-го года, когда было знакомство с творчеством Хлебникова, и потом с самим поэтом. И закончилось с его трагической смертью уже такой определенный период творчества. Очень серьезный, очень важный, совершенно какой-то фантастический, в котором скрыт какой-то неимоверный потенциал.
RadioBlago : По словам нашей собеседницы, существует некая преграда на пути к познанию творческого наследия Хлебникова. Это мнение о трудном и непонятном поэте. Но зато те, кто через эту преграду переступил, навсегда попадают под чары Велимира Хлебникова, как однажды попал и ее дед Петр Митурич. Учитывая то, что Александр Парнис вот уже больше полувека интересуется фигурой Хлебникова, он по всей видимости тоже оказался под действием этих удивительных поэтических чар.
Александр Парнис: Вот работа конструктивистская — контррельеф Митурича на тему Хлебникова, называется «Мировик». Это текст у Хлебникова есть такой. Так что вот его кубики, тоже на тему Хлебникова.
- Понимаете, все великие художники начала века отдают должное Хлебникову, потому что он один из самых загадочных и до сих пор не прочтенных поэтов, хотя многие занимаются очень многие годы, но он до конца не очень понят. Так что здорово, что мы к нему время от времени возвращаемся и в этом есть наша заслуга отчасти. Я себя не хвалю, но мы как-то продвигаем Хлебникова в народ.
RadioBlago : В завершении вернисажа в Домике Чехова прозвучал короткий стих Велимира Хлебникова. Его прочитал поэт и исследователь Сергей Бирюков. На конференции он представлял Университет имени Мартина Лютера в Германии.
Стих Хлебникова, читает Сергей Бирюков
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.