Время культуры
Время культуры

меню

IN ARTIBUS - Владимир Вейсберг! «Влюбленный в классическое искусство»

4304

Сегодня в нашей программе мы расскажем вам о новом культурном фонде IN ARTIBUS и его первом проекте в Москве — выставке произведений Владимира Вейсберга.

Официально фонд IN ARTIBUS открылся в Москве на днях, представив выставку «Влюбленный в классическое искусство. Живопись и графика Владимира Вейсберга». А по факту его деятельность началась еще в январе нынешнего года и к июню в Венеции уже была готова выставка фонда «Михаил Рогинский. По ту сторону «Красной двери» в рамках 4-й международной архитектурной биеннале.

Среди практических направлений работы фонда - выставочная и издательская деятельность, поддержка культурных проектов. Среди основных целей - изучение и популяризация классического искусства. С чем связан выбор столь редкой для частной институции концепции, рассказала инициатор и учредитель фонда, коллекционер, меценат, издатель международной газеты The Art Newspaper Инна Баженова.


Инна Баженова: Организация этого фонда структурирует какую-то мою разнообразную активность в области искусства. То есть, так или иначе я как коллекционер обязана общаться с определенными кругами и частями арт-сообщества. И вот эти все направления мы после каких-то размышлений решили оформить под одной вывеской, под одним брендом. И организовали этот фонд. Он имеет много направлений, но все-таки основные его задачи — знакомить российского зрителя с зарубежным искусством, и наоборот наши лучшие проявления (на наш взгляд) нашей художественной жизни довести на международной общественности. Вот такая вот взаимная интеграция и есть цель нашего фонда. Что касается выставочной деятельности — мы в первую очередь будем обращаться к тем художникам, которые меня интересуют, как коллекционера, и нас интересуют для глубокого изучения. Это в первую очередь сложная живопись. Это художники, которые занимаются пластическими искусствами. И конечно — это в в основном художники классического искусства.

- Надеемся найти друзей единомышленников, которых также интересует этот, может быть не самый популярный сегмент искусства в наше время. И в первую очередь делаем это для единомышленников, но и для себя. Потому что для меня это такой шанс более глубокого погружения в эту тему и более плотного, более близкого соприкосновения с тем искусством, которое я люблю, которое меня в первую очередь интересует.

- Наверное, да, мы все-таки будем каким-то особняком. Но я не считаю, что это плохо, я не считаю, что одно должно дополнять другое. Я надеюсь, что мы будем в диалоге. И в дружбе какой-то и в контакте с какими-то институциями, которые занимаются в том числе современным и актуальным искусством. Даже сегодняшняя выставка такой выдающейся фигуры, как Владимира Вейсберга, она это подтверждает, потому что его творчество интересно и тем, и другим сторонам. Как это нам интересно, как фундаментальный живописец, так это интересно и людям, которые занимаются нон-конформизмом и современным искусством.


RadioBlago: «Влюбленный в классическое искусство» - название первой выставки звучит и как эпиграф ко всей работе фонда, призналась директор IN ARTIBUS, известный куратор выставочных проектов Екатерина Кондранина. По ее словам, в экспозиционной программе фонда пока не планируются показы актуального и современного искусства. Но директор не исключила подобного развития выставочных событий в будущем.


Екатерина Кондранина: Этот фонд уникален в Москве, такого больше нет, который работал бы с классическим искусством. Потому что мы — это выставочная и издательская деятельность, и популяризация классического искусства. То есть, мы будем показывать выставки классического искусства и 20го века. Мы не обещаем показывать актуальное искусство, пока.

- Для меня конкретно — это все очень взаимосвязано, потому одно вытекает из другого, одно не может быть без другого. Но в выставочной программе фонда мы начнем с классического, мы будем двигаться вперед и дальше, считайте, что эта такая модель музея. Мы будем строить историю искусств на глазах зрителей. И будем проводить параллели, будем размышлять, изучать и связывать.

- Мы планируем обсуждения, у нас все выставки связаны с исследованием, мы направлены на изучение, в рамках каждой выставки мы будем планировать конференции. Например, в этой выставке принимал активное участие ученик Вейсберга Борис Константинович Касаткин и мы очень благодарны ему. Он также открыл нам Вейсберга, обратил наше внимание на то, что мы и не могли представить... Поскольку мы все ученики, будем стараться вместе открывать для себя новые знания, новые страницы.

- «Влюбленный в классической искусства» - для нас для всех — это как эпиграф. Потому что мы тоже все влюблены в классическое искусство и будем нести эту влюбленность сквозь все наши выставки.


RadioBlago: Художник Владимир Вейсберг ушел из жизни 30 лет назад. И с тех пор в Москве прошло всего четыре персональных выставок автора. Между тем его работы хранятся в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт-Петербурге и многих других государственных и частных собраниях.

На выставке в новом зале IN ARTIBUS представили 88 произведений Вейсберга — живопись, графические рисунки, акварель. Насколько творчество мастера колорита можно отнести к классическому искусству и что общего у него с современным искусством, рассказала главный куратор фонда Елена Руденко.


Елена Руденко: Полное название выставки «Владимир Вейсберг. Влюбленный в классическое искусство». Мы отдаем себе отчет, что это в каком-то смысле провокация, потому что нас могут обвинить в том, что мы слишком сентиментальны или в нас много пафоса. Но во-первых, это цитата, Вейсберг сам так себя называл. Во-вторых, это очень важный момент. И именно то, о чем вы спросили — это самое главное. Вейсберг — это классика и это традиция всего классического искусства. Того искусства, которое не очень подвержено интеллектуальным спекуляциям современников. Они есть всегда, в любом веке. И всегда есть художники, которые менее им подвержены. Поскольку основные определения Вейсберга, клише под которым он проходит, признаваемые большой публикой. И тут никто никого не винит, просто так удобнее. Это белое на белом, или метафизическая живопись. Причем никто обычно не понимает, что это значит, но «метафизическая живопись» - это многозначительно. Либо это последователь таких художников, как Джорджо Моранди, Бен Николсон или Джокомети. На самом деле, все гораздо сложнее. Если в этом ключе рассматривать Вейсберга, то он последователь еще Малевича, Короваджо и всего остального. У Малевича он просто буквально — у него была задача, он об этом говорил. Малевич — великий художник и черный квадрат — великая картина. Вот взять бы ее и написать. Вот надо сказать, что у нас есть один из примеров, как Вейсберг пишет черный квадрат. Он ставит постановку, натюрморт реальный на тему черного квадрата. И его работа называется - «Арбуз и виноград» на нашей выставке. И пишет тему Малевича, но пишет полной палитрой. Если у Малевича — это черный и белый, то у Вейсберга — это все, что между черным и белым, это только цвет.

- Вейсберг — художник колорист, его больше всего интересует цвет и пространство, которое строиться, иллюзорное пространство строиться при помощи цветовых структур.

- Так что такие художники есть всегда, их всегда немного в любой эпохе. Так что он наследник традиций безусловно — он учиться у всех. Начиная, физически он учиться у Машкова, у школы Машкова вернее, не у самого Машкова. А так он учиться у музея. От художников — Джовани Белини, от 15го века до 20го — они все его соратники и единомышленники, если занимаются теми же задачами, что занимался и он — то есть, цветом и пространством. То есть, внутренними задачами искусства.

- А вопрос о его актуальности или как он обращается с современным искусством — да, он пользуется иконографией современного искусства. Но его задачи очень отличаются от задач того, что мы имеем в виду под современным искусством. Его не интересует редуцирование искусства в сторону знака, его не интересует литература, его не интересует политика.


RadioBlago: В экспозиции влюбленного в классическое искусство Владимира Вейсберга представлены все периоды его творческих поисков. Но особое внимание организаторы уделили поздним, наиболее узнаваемым работам художника. Те самые картины, которые сам Вейсберг охарактеризовал как «белое на белом», что в последствие превратилось в клише для описания всего его творчества. Подробнее об этом рассказала второй куратор выставки, кандидат искусствоведения Елена Хлопина.


Елена Хлопина: «Белое на белом» - это цитата самого Вейсберга, когда его попросили сформулировать, чем он занимается — он сказал, что написать синее на синем очень легко, как сделал Матисс, например. А вот написать белое на белом очень сложно. Это не цвет вовсе. И его трудно сформулировать и трудно реализовать в живописи. И «метафизическая живопись» - это тоже цитата самого Вейсберга. Он говорил, что хочет написать сверх физическое пространство или мета-физическое пространство. Просто, когда они попадают в руки критиков и журналистов, это облекается в такие, более броские, если хотите, формулировки. Для него это были формулировки, отражающие процесс его живописной реализации, то есть формулировки, отражающие живописную задачу, которую он реализует.


RadioBlago: Для того, чтобы разрушить или по крайней мере пошатнуть избитые определения творчества художника-философа кураторы выставки представили на суд зрителей не только поздние, так называемые «белые» картины, но и ранние, если можно так выразиться, «цветные» работы. Может показаться, что с годами цвет исчезает из картин Вейсберга и они превращаются в монохромные портреты и натюрморты. Но это только на первый взгляд, белый цвет как таковой никогда не использовался автором.


Елена Хлопина: Если вы обратите внимание, в белом кувшине цвет еще есть. Он строит этот натюрморт на контрастных сочетаниях — темный и светлый. Зеленый и фиолетовый. Потому что эта вишенка — она фиолетовая с тенями. А постепенно этот цвет кажется, исчезает. Но он не исчезает. Если вы обратите внимание на весь ряд — они разные по колориту — какие-то более холодные, какие-то более теплые, какие-то зеленоватые, какие-то золотистые. И это значит, что этот общий тон, этот колорит складывается из тончайшей совершенно эфемерной структуры цветовых отношений, сопряжения цвета. Его очень интересовала квинтэссенция колоризма. И он говорил: я хочу заниматься только отношениями цветов. Не самими цветами как по кругу Шевроля — основные и дополнительные, а только их отношениями. Вейсберг был таким художником-философом. И вот эти отношения цветов, их можно сравнить с философией живописи. Потому что философия как наука — тоже занимается чистыми отношениями. Не самими — яблоки пересчитываются, а такой сложной системой отношений таких категорий более абстрактных.


RadioBlago: В каталоге к выставке «Влюбленный в классическое искусство» приводятся слова художника Владимира Вейсберга. Они звучат так: «Я стремлюсь создать такую форму восприятия, где бы мое инстинктивное стремление оторваться от предметного помогло мне создать незримую гармонию, в которой растворился бы весь предметный мир. Я веду постоянную борьбу с материалом и с нашими непосредственными ощущениями. Я хочу, чтобы материя осознанно стала духом».


Елена Хлопина: Конечно, такие картины тоже нужно смотреть близко и долго. Чем больше вы их смотрите, тем больше ваш глаз привыкает к этому кажущемуся «белое на белом» цвету. Тем более, что он погружает в эту атмосферу света в картине. И тем более, что вы начинаете различать градации. Даже если вы издалека посмотрите, вы уведите, что они не просто закрашены сереньким, а они развиваются как цвет, там есть вот эта вибрация воздуха, там нижняя часть, как правило, чуть темнее, чем верхняя. Вот как в пейзаже очень естественное освещение. Кверху высветляется и тем самым создается ощущение глубины пространства. И поэтому, когда мы смотрим на эти вещи, несмотря на то, что само пространство не изображено: ни с помощью перспективы, не с помощью сложных отношений холодных-теплых отношений, мы все равно чувствуем, что это предметы погруженные и в воздух и в среду. И там есть вот это бесконечное пространство, которое Вейсберг пытался передать. Это не пространство, которое чувственно воспринимаем мы. Бытовое. Это пространство чистой живописи. Он говорил, что живопись — это искусство пространства и цвета. Собственно, вот это пространство является результатом построения цветовых структур. Потому что он переводит свое пространственное восприятие на язык этих тонких цветовых отношений. Так же, как это делал импрессионисты, которые поставили задачу написать пленэр — воздух, свет, что-то эфемерное.


RadioBlago: После долгих пояснений и дополнений куратор выставки Елена Руденко резюмирует: «никакая теория для живописи ничего не значит». Это цитата самого художника, которая лучше всего характеризует любую выставку его работ. По мнению организаторов, живопись Вейсберга — это как раз тот случай, когда информация о картине, будь то описание или репродукция, не в состоянии дать верного представления о предмете, его надо видеть своими глазами.


Елена Руденко: Мы взяли эпиграфом к своей экспликации его слова «Я изучаю палитру» и это надо сказать как раз то, что Вейсберг первое мог сказать о себе.

- Он занимается своим делом, он занимается масляной живописью. Поэтому о нем всегда сложно говорить. Масляная живопись очень плохо поддается вербализации, это другой язык.

- Вейсберг когда-то на симпозиуме структуралистов прочитал доклад «О видах колористического восприятия искусства». Надо сказать, что он начал свой доклад с фразы — «никакая теория для живописи ничего не значит», и закончил свой доклад такими же словами. Поэтому я могла бы много говорить о его теории, о которой все-таки существует устное предание. И таблица с того доклада и тезисы того доклада. Но скорее это вредит восприятию. Это все можно прочитать в монографиях, в каталоге Третьяковке, в нашей монографии «Влюбленный в классическое искусство». Это для художников, а нам зрителям лучше смотреть картины.


RadioBlago: На выставке представлены разные типы материалов, с которыми работал автор, и разные жанры его творчества. Экспозиция открывается живописью художника, затем зритель может познакомиться с акварельными и графическими рисунками Владимира Вейсберга. Натюрморты, портреты, пейзажи, рисунки обнаженных с натуры. Ряд вещей выставляется впервые.


Елена Хлопина: Мы попытались представить Вейсберга в его полноте. Это разные типы его таланта, разные типы его реализации. С Вейсбергом это очень интересно, потому что он ко всем этим типам относится осознано. Он их анализирует. Он такой художник, который относился к своим работами, как к чужим. И это не просто наброски. С обнаженными, с пейзажами, а это такой вот путь эксперимента, путь поиска границ своих способностей в рисунке и акварели и границы возможности самого материала — рисунка и акварели. Вот до какого состояния можно довести рисунок, когда он приближается к живописи, как в его пейзажах. Там ведь тоже есть переходы, тональные правда. И тоже самое акварели. Как близко ее можно подвести к живописи. И в живописи он доказывает, что она превосходит по своим симфоническим возможностям все вот эти материалы, которыми он занимается. Очень интересно всегда. Это вещи не случайные, а вещи, находящиеся в связи со всем его творческим путем. Рисунки, я имею ввиду рисунки, акварели и живопись — они как единый организм у Вейсберга существуют.

- Он одновременно работал в живописи, рисунке и акварели. Единственный период, когда у него нет рисунков — это 50е годы. Известные рисунки 40-х годов, почти нет рисунков 50х годов. Дальше в 60-70-80-х их вновь очень много. Скорее всего, это объясняется тем, что то, чем он занимается в 50-е годы. Это борьба с цветом, с фактурой, потому что он всегда говорил,что цвет есть, но он мне мешает. То есть, ему это было очень сложно. Его способности это не очень подходило, но он это хотел освоить. Поэтому, это отнимало много сил и скорее всего поэтому нет рисунков..


RadioBlago: «В контексте отечественного искусства Вейсберг стоит особняком, не вписываясь в рамки официального течения и мало соприкасаясь с творчеством нонконформистов», подчеркивают авторы экспозиции. Приводится и цитата живописца: «Общего у меня с современниками — только стена».

Член Союза художников СССР, Вейсберг при жизни опирался скорее на свой личный узкий круг коллекционеров, чем на официальную власть и художественное сообщество, рассказала нам Елена Хлопина.


Елена Хлопина: Вейсберг не был спрятан, ведь у него была открытая мастерская, к нему приходили из музеев, коллекционеры, искусствоведы. Он сформировал вокруг себя круг профессионалов, художников, искусствоведов. Но какой ценой это ему давалась — это отдельный разговор. Но она была. Про него знали. И если нравилась эта живопись — конечно, люди покупали эти картины. Вне зависимости от того, что думала про эти картины советская власть или там критики, которые про них ничего не писали. Это молчаливое признание, если хотите, но на самом деле, дело не в признании, а в том, что это живопись для каждого. Это индивидуальное совпадение. Потому что есть живопись для всех, вот раскрученная. И тогда ее покупают не только потому, что она нравится, и не столько, потому что она нравится. А потому что это модный художник. Может через сто лет это уже и не модный и все это убирается в запасники и продается. Вот Вейсберга покупали не потому что он модный художник. А потому что эти картины притягивают внимание. Их хочется бесконечно созерцать. Они настраивают вас на какой-то совершенно особый лад. И это был круг его личных коллекционеров, на которых он скорее опирался в жизни, чем на какие-то официальные выставки и т.д. Просто Москва во второй половине 20го века была таким городом, где слухи распространялась из рук в руки, и информация распространялась из рук в руки, а не из газет.


RadioBlago: Выставка работ Владимира Вейсберга продлится до 1 марта 2015 года. Адрес пространства IN ARTIBUS – Москва, Пречистенская набережная, дом 17, метро Кропоткинская. Каждый день с 11ти до семи вечера, кроме понедельника. Программа «Время культуры» подошла к концу! До встречи в выставочном зале!



Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: