Сегодняшний выпуск нашей программы посвящен Всемирному дню фотографа. По этому случаю мы решили отправиться в #Музей Российской Фотографии, который находится совсем недалеко от Москвы, в самом центре Коломенского Кремля.
Музей Российской Фотографии был основан в 2010 году. Это одно из трех направлений работы #Музея Органической Культуры, который расположен в Коломне. По словам авторов проекта, их основная цель — создание музейного пространства современного эстетического и технического уровня, специализирующегося на изучении российской #фотографии.
В коллекции музея представлены русская фотография 19-го, 20-го и 21-го века, а также Азиатская фотография 19-го века. За время работы вокруг музея сформировался крепкий круг друзей — известных фотографов, художников, артистов, кураторов и искусствоведов. Некоторые из них согласились рассказать нашей программе, за что они любят Музей Российской Фотографии.
Слово народной артистке России, другу и попечителю музея #Елене Камбуровой.
Елена Камбурова: Меня больше всего потрясает… поэтические… я так и хочу сказать, полотна. Да, это фотографии, но они, действительно, перешагивают грань фотографии и идут дальше. И все жанровые, они, конечно, интересные. Но есть какие-то совершенно сладчайшие, около которых хочется стоять, смотреть, всматриваться, запоминать… и по счастью существуют такие альбомы. Я желаю просто, чтобы потенциальный зритель из такого рода выставок из потенциального перешел в реальный. Потому что мы просто не представляем себе, сколько людей, которые просто многого не знают, не знают, где это находится, и не приходят. Им очень важно рассказать – вы знаете, идите туда и посмотрите. И они будут рады...
RadioBlago: Постоянная экспозиция музея расположена в красивом старинном доме с резными наличниками, карнизами и ставнями. Музей находится в историческом центре города Коломны недалеко от кремлевской стены и Пятницких ворот. Точный адрес: улица Исаева, 19. Все желающие познакомиться с коллекцией старинных и современных фотографий обычно оставляют заявку на сайте музея и затем приезжают в удобный день к выбранному времени, чтобы уже никто не отвлекал от встречи с прекрасным. Так поступил и наш корреспондент. В этой программе мы предлагаем вам вместе с нами пролистать страницы истории российской фотографии.
Как известно, фотография была изобретена в середине 19 века в Европе. Благодаря иностранным поданным, проживающим в России, техника, при помощи которой создавались так называемые «закрепленного изображения», очень быстро появилась и у нас. Но родоначальником именно русской фотографии считается Сергей Левицкий, активный участник международных выставок, фотограф «Их императорских величеств», член легендарного 5-го отдела Русского технического общества по изучению «светописи и ее применений». С отпечатками Левицкого можно познакомиться в первом зале музея. Там выставлены оригиналы работ фотографов конца 19-го и начала 20-го века. Портреты знатных особ, сделанные придворным фотографом царской семьи Федором Боассоном. Например, снимок 1903 года, на котором изображена княгиня Зинаида Юсупова. Рядом фотографии известного в Петербурге портретиста Мирона Шерлинга и живые, с тонким юмором портреты авторства Даниила Демуцкого.
Вот снимки мастера фотографии интерьера Ивана Бианки. При взгляде на них поражает великолепная обстановка старинных особняков и музеев. На столетие назад переносят зрителя фотопортреты Генриха Деньера, Франца Опитца, Александра Гринберга, Ивана Семенова. А со снимков Барканова на посетителей смотрят кавказские женщины и мужчины в нарядных национальных костюмах. Живописные пейзажи крымского фотографа Василия Сокорнова в конце 19-го века были напечатаны крупным тиражом в виде открыток. Часть из них можно также увидеть в постоянной экспозиции музея.
Век двадцатый привнес в фотографию новые технические возможности и неизвестные ранее сюжеты. Фотохудожники первой половины столетия обращали свой взгляд уже на крестьянское и рабочее сословие. Не постановочные, правдивые сцены деревенского быта и сельские пейзажи фотографов Александра Беггрова, Якова Лейцингера, Сергея Саврасова, Максима Дмитриева, Сергея Лобовикова и Леонида Шокина представлены в следующем зале музея. Сложнейшие по технике ночные пейзажи киевского профессора Николая Петрова, лирические морские виды Василия Улитина, пикториальная фотография Николая Андреева — каждый отдельный кадр представляет историческую и эстетическую ценность.
В работах Иоганна Монштейна словно оживают герои серии «Петербургские типажи», а на снимках Дмитрия Никитина удобно расположились турецкие дервиши. Подлинность снимка подчеркивает запись, сделанная рукой самого фотографа. Интересны работы и другого автора-первопроходца, Алексея Мазурина. В свое время он был признан как выдающийся фотограф-художник не только у нас в России, но и за границей.
Художественный руководитель Галереи Классической Фотографии в Москве Константин Бенедиктов признался, что наибольшее впечатление на него произвели исторические залы Музея Российской Фотографии.
Константин Бенедиктов: Замечательная экспозиция, мне кажется. Но музею надо шириться, конечно, хочется видеть больше. Я так догадываюсь, что коллекция намного больше, и есть, что показать. Камерность музея, наверное, тоже дает какое-то свое такое ощущение именно камерного прикосновения, какого-то такого очень интимного, к небольшим фотографиям и вот к их фактуре, живой их материи. Не только к изображениям или экспозиционным качествам, но и к энергетике и материальной части. Это всегда искушение, хочется показать и то, и это, но я понимаю, что задача куратора не перегрузить. И какую-то выверенную такую историю сделать, чтоб не превратилась в магазин или прилавок. По-моему, все очень замечательно, будет больше возможностей, и будет возможно больше показать, и коллекцию. Мне кажется, замечательно все. А главное — убежденность и внимание к этой фотографии, которой, в принципе, мало у кого есть, и мало, кто этим занимается. И вот именно такой музейный, грамотный, вдумчивый подход, он очень важен.
Этим мало, кто занимается. Единицы. Даже те, которые как бы призваны и у кого есть эти ресурсы и призваны этим заниматься, но, к сожалению, вот другое интересует, потому что зрителя массового интересует другое. Такие вещи выдавливаются из пространства. Скажем так — человеческая фотография. Потому что человеческое как раз уходит из сферы интересов. Человек уже перестает быть интересен, человек и его проявления, его взгляд на природу. Человек должен надеть какую-то маску и выйти в какое-то экстатическое состояние, чтобы он стал интересен культуре и искусству современному. Не хочется ничего обличать. Наверное, есть такие пути. Но мне это просто не близко и не интересно.
RadioBlago: Чувство живого соприкосновения с историей дарят и выставленные в музее старинные аппараты для съемки. Здесь и приборы на основе камеры-обскуры и советские крупно- и средне-форматные фотоаппараты. На отдельном постаменте черно-белый снимок с изображением актрисы Аллы Демидовой с пожеланием процветания Музею Российской Фотографии. Этот кадр, сделанный в конце прошлого века, переносит нас в следующий зал, словно намекая на непрерывность истории.
Попадая в новое пространство музея, мы точно переносимся во времени. На стенах — изображения, запечатленные в середине и конце XX века. Современная фотография в музее представлена работами известных мастеров советского и постсоветского периода. Почти уникальные кадры Андрея Чежина. Этот фотохудожник известен, прежде всего, как мастер пленочной фотографии. Нужных эффектов он добивается наложением одного негатива на другой при давно забытой ручной фотопечати.
Ускользающие и нереальные, словно сновидения, капли воды, взгляд ребенка на снимках Бориса Смелова. Метафизическая, настраивающая на философские размышления фотоработы Александра Самойлова. Тайны мира раскрываются в работах Александра Викторова. Он снимал в основном пейзажи и фрагменты различных природных образований, открывая красоту органической вселенной. Викторов определял красоту как преображение материи через воплощение в ней высшего духовного начала. Рядом с его работами — фотографии признанного мастера света #Галины Лукьяновой. Здесь можно увидеть в оригинале хорошо знакомые по каталогам творения автора из серии «Тихая жизнь»
Известный российский фотограф #Алексей Мякишев, тоже, кстати, один из авторов музея, рассказал нам о своих впечатлениях от увиденных работ Галины Лукьяновой.
Алексей Мякишев: Вот я стою напротив снимка, где просто какие-то яйца и полиэтилен. Но без света этой фотографии бы просто не существовало. И как она видит этот свет — это потрясающе! Собственно говоря, фотография от слова «свет». Рисовать светом. Я получаю внутреннее вдохновение от этих работ, то есть меня они трогают, что очень редко бывает, на самом деле. Потому что очень редко бывают хорошие выставки. Это по-настоящему такая, что ли аутентичная фотография, которая идет изнутри, из сердца... За ней виден автор, его впечатления, его ощущения, его жизнь — оно все прочитывается. Потрясающе! Конечно, вот все эти нюансы, моменты световые в этих отпечатках, причем высококлассных отпечатках. Сейчас мало кто так печатает. Потому что я как человек, который сам печатает, для меня все эти моменты очень важны, они дают общую картину, они рассказывают об авторе.
Тут нет ничего искусственного, в том числе и света. Это дает дополнительные ощущения, то есть ты получаешь тот свет, который увидел автор в этот момент. Меня все трогает, и пейзаж, и предметный мир, потому что он находится в гармонии с окружающей средой. Здесь форма настолько гармонична, что каждый кадр рассказывает маленькую такую историю. Я могу что-то домыслить, что-то внутренне ощутить, но я получаю эту историю, мир предметов, мир вещей. Великолепно.
RadioBlago: В залах музея рядом с произведениями Галины Лукьяновой можно встретить неторопливое и глубокое погружение в трехмерное пространство окружающего мира в работах Едыге Ниязова. Здесь и природно-геометрические картины Николая Кулебякина. Фотографии Людмилы Таболиной, выполненные при помощи монокля, так называемого мягкорисующего объектива, завершают общий ряд кадров живой природы.
Плавно из органического мира композиция перетекает в человеческое пространство. Появляются портреты Фаины Раневской, Майи Плисецкой, снятые фотографом и журналистом Юрием Ростом, групповой семейный снимок, сделанный Станиславом Чабуткиным, работы из серии «Балет» Александра Китаева, живые, не постановочные зарисовки детей в кадрах Михаила Голосовского. В постоянной экспозиции музея можно встретить и снимки известного мастера архитектурной фотографии Игоря Пальмина. Завершающим аккордом выставки стали родные коломенские места, запечатленные местными фотохудожниками. В их числе Юрий Имханицкий, Геннадий Чистяков и Юрий Колесников.
Большие друзья Музея Российской Фотографии художники Валерий и Наташа Черкашины живут и работают в Нью-Йорке. Но всегда очень внимательно следят за деятельностью музея со дня его основания. На одной из выставок они рассказали, как воспринимают фотографии из коллекции музея.
Наташа Черкашина: Очень трогательно смотреть на эти фотографии, потому что последнее время мы, в основном, видим такие громадные современные принты, цветные. Конечно, с отличным качеством, но часто они какие-то неживые. А здесь я вот чувствую такой трепет. Даже сейчас я смотрю на работу с речным пейзажем, и я просто чувствую вот этот трепет реки, какое-то тепло. И это очень здорово, потому что раньше было мало фотографов и фотографировали те, кто просто не мог без этого жить. Вот они посвящали свою жизнь этому, получали такой кайф. А сейчас из-за того, что фотоаппарат есть у каждого буквально в телефоне, это все немного обесцениваться стало, потому что люди щелкают просто так раз-раз-раз на память всех подряд. Качество снимков от этого изменилось. Я не буду говорить хуже-лучше, другое стало. Оно более информативное, а здесь именно вот как говорят художественное. Это такое слово, оно, может быть, избитое немножко, но это действительно точное слово. Такой момент есть — когда трогает тебя, что-то такое завораживает. И это очень здорово.
Валерий Черкашин: Здесь есть разные моменты — есть традиционность, хорошая традиционность, мягкость, душевность, такие вот качества еще и человеческие у нее явно видны. Теплота какая-то есть в этих кадрах. Много современных работ, фотографических и произведений искусства — очень жестких, таких информационных, очень сильно хорошо продуманных, чтобы это вот «поели», чтобы обратили внимание на это. А здесь — ты подходишь и можешь найти этот внутренний контакт, успокоиться, посмотреть найти что-то новое для себя, внутри себя, потому что это связь с миром. Гармоничный, не взрывной, нет апокалипсиса. Ты подходишь, смотришь и хорошо тебе, жить хорошо и перспективно. О детях своих думаешь, о своей семье думаешь. Пожалуйста, о чем хочешь, думаешь здесь, но в пределах такого душевного, хорошего и такой нормальной жизни.
RadioBlago: Помимо постоянной экспозиции, о которой шла речь в первой части нашей программы, у музея есть и другие направления деятельности. Регулярно в Москве и в Коломне проводятся выставки фотографов, поддерживающих общую концепцию Музея — «мир как органическое целое».
Первым экспозиционным проектом Музея стала выставка в московской Галерее классической фотографии под названием «Форпост русской фотографии». Специально к вернисажу был выпущен альбом с одноименным названием. За прошедшее время из печати вышло уже три альбома данной серии. И как признаются авторы проекта, это только самое начало цикла.
Третий альбом этой серии и масштабный выставочный проект «Форпост-война» был посвящен светлой памяти военных корреспондентов. В апреле 2014 года по традиции в московской Галерее Классической фотографии была организована крупная экспозиция. Больше 270 снимков как немые свидетели трагедий ушедшего века рассказывали собравшимся о войнах Русской-японской, Первой, Второй мировой, а затем и Афганской, Чеченской и современных конфликтах. Приглашенные на открытие гости не сдерживали слез, другие облекали свои переживания в слова. Среди выступающих была и большой друг музея, российская актриса театра и кино, писатель, известный ценитель искусства и фотографии #Алла Демидова.
Алла Демидова: Выставка, конечно, уникальная. Вы обратили внимание, что при входе такая инсталляция из огоньков. Таким рефреном к Черному квадрату Малевича. Когда эти огоньки уходят в бездну. В пространство, откуда нет возврата. Когда вступаешь в это, тебя затягивает как в скважину, как в топь, как в болото. Это такой образ войны. Когда ты вступаешь на эту дорогу, нет возврата. Вообще все очень продумано, потому что начинается с Японской войны 1904-1905 года, когда лица такие мальчишеские, наивные, они еще не знают, куда они идут. Они с интересом смотрят в объектив. Что мол, я такой-то. И как постепенно эти лица меняются. Они остаются такими же молодыми, но их как бы испепеляет какая-то трагедия войны. И они как бы впитывают в себя весь этот XX век. Все эти современные лица. А когда уже кончаются там справа Майданом, когда лиц вообще нет... Когда вместо лиц или маски, или какие-то тряпицы закрытые. Может быть от газа, или противогазы, я не знаю, с такими ужасными-ужасными очками, с такими носами страшными, а лиц нет. Тоже очень мудрая идея. Когда война стирает эти лица, что человек не становится индивидуальностью, он становится частицей толпы. Вот так кончается эта выставка. И что еще, когда я все посмотрела, что осталось в сердце. Во-первых, Анатолий Гаранин. Здесь уникальный снимок, когда человек на секунду… Он жив, а уже через секунду его не будет. Его убивают. Уникальная фотография Гаранина. Тем более, что Гаранина я еще и знала хорошо. Он почти каждый день был у нас на ранней Таганке. Он ушел из жизни. Но у него явно остался архив, еще не опубликованный. И театроведы будут этим пользоваться. Или Савин, где такие детали: когда страдают не только люди, но и животные. Когда два пса с высунутыми языками еле-еле тащат огромный воз, а везет их еще и мальчик. Потому что остались только дети. Или совсем уже такая трагическая в том углу, когда сидит с трагическими глазами собака, черная, привязанная, рядом в луже каска с водой — единственное, что у нее есть. Она привязана. Вообще, можно бесконечно смотреть эту выставку и низкий поклон всем устроителям.
RadioBlago: Часто музей проводил персональные выставки фотографов, чьи работы находятся в коллекции. Это всеми известные и любимые российские авторы - Людмила Таболина, Cтанислав Чабуткин, Александр Китаев, Александр Джус, Николай Рахманов, Галина Лукьянова и Михаил Голосовский.
Ретроспективная выставка «Алмазная фототека» признанного мэтра русской фотографии Николая Рахманова была организована музеем в феврале 2014 года. За плечами классика более 60 лет творческой жизни и 80 изданных авторских фотокниг. Наиболее широко Николай Рахманов известен своими панорамными снимками Москвы с Колокольни Ивана Великого и фотографиями из алмазного фонда Кремля. В Музей Российской Фотографии мастер передал свою легендарную аппаратуру и часть уникальных работ. О впечатлениях от увиденной экспозиции собственных работ нам рассказал сам автор #Николай Рахманов.
Николай Рахманов: Это святое место, мало того, что меня больше всего прельстило и в этой выставке, и … это какое-то бескорыстие людей, которые это все устраивают. Потому что здесь гигантская работа и гигантские вложения средств и всего. Надо сказать, что у меня было много выставок. Были выставки и в Царицыно, и в Москве, и в Дубне, Праге, в Париже, но эта не похожа ни на одну, в которых я принимал участие. Она не похожа великолепным дизайном, который здесь. И во-вторых, живые слайды, которые в световые короба заключили, каким-то удивительным свойством сделали подсветку, и вот они перед вами. Их здесь много. И это та изюминка, которая нигде ни в каких других местах до этого не было. Это в первый раз, и это делает эту выставку такой необычной и оригинальной.
RadioBlago: В феврале этого года к очередному дню рождения Музея Российской Фотографии была подготовлена выставка работ попечителей и основателей музея Галины Лукьяновой и Михаила Голосовского. В экспозиции «Я вижу некий свет» были собраны наиболее известные и совсем редкие и ранее не выставлявшиеся снимки признанных классиков русской фотографии. Один из гостей вернисажа, директор Галереи на Мосфильме Илья Вольвич рассказал нашему корреспонденту, какие впечатления подарил ему вернисаж.
Илья Вольвич: Особенно потрясла вся выставка, я ее воспринимаю в комплексе. Потому что здесь видна очень хорошая работа кураторов, и, действительно, здесь все снимки выстроились в очень логичный ряд и они играют. Конечно, есть какие-то очень яркие пятна, которые прямо выделяются. Для каждого человека они свои, но для меня этим пятном стала «Метель» с лошадью, и очень сильно, конечно, привлекает внимание работа «Гастроли окончены». Два снимка, которые вот так, ну а в целом, я думаю, они именно в общей композиции приобретают более мощную силу, как и любая работа, поэтому все-таки надо отметить, что любая выставка это не только работа фотографа, которая создает произведение, но это и работа людей, которые создают общее видение, которые создают экспозицию и которые делают из них, действительно, какую-то логичную и законченную историю.
RadioBlago: Галина Лукьянова не только общепризнанный мастер фотографии, но и талантливый педагог, много лет своей жизни подаривший подрастающему поколению авторов. На базе Музея Российской Фотографии работает творческая мастерская, которая совмещает в себе фотостудию, фотолабораторию и класс для обучения. Прийти заниматься в Фотошколу Галины Лукьяновой могут дети от 6 до 12 лет. На индивидуальных и групповых занятиях педагоги помогают юным талантам овладеть всеми необходимыми навыками создания фотографии. Фотолаборатория, напротив, предназначена для профессионалов, которым необходимо более полное погружение в творческий процесс.
Заслуженная артистка России #Яна Иванилова рассказала нашим слушателям, насколько сильно ее поразили фотографии Галины Лукьяновой и Михаила Голосовского, когда она впервые увидела их.
Яна Иванилова: Выставка просто волшебная. Ощущения какого-то откровения, когда смотришь на эти фотографии. Они полны такой тайны и божественным каким-то наполнением, вечным таким, какая-то вечность в них просто есть. Мне очень нравятся работы Галины и Михаила. Очень нравятся. Я их уже видела, и я их запомнила, и для меня вот прошлая встреча с некоторыми из этих фотографий, она была незабываемой. Я это все помню, и вот сейчас опять такое же абсолютно такое же откровение и ощущение какого-то события в жизни. Когда есть такая составляющая, божественная... Гениально! Это дар. Кому-то это дано, Богом дано, и если это есть, то к этому можно возвращаться снова и снова. И каждый раз черпать какие-то удивительные откровения. Потому что это как поэзия, как музыка — фотография.
RadioBlago: Музей Российской Фотографии учредил конкурс всероссийский «Форпост-конкурс» фотографического искусства «3/4 пути». В прошлом году в нем приняли участие более 400 участников, которые прислали на суд жюри около 3 тысяч снимков. Лучшие работы были отмечены ценными призами и признанием авторитетных коллег.
Как рассказала Светлана Чиркова, журналист, автор телевизионных и документальных фильмов, она с большим интересом следит за всеми направлениями деятельности музея уже не первый год.
Светлана Чиркова: Я могу говорить, только полагаясь на свой опыт. Я телевизионный документалист. И вот наступили такие печальные 1990-е - 2000-е годы, вот когда вдруг документалистика была уничтожена. Она была уничтожена как собственно в фотографии, так и в документальном кино.
Вот то, что здесь делается — это такое значимое и знаковое событие, я считаю, не просто для Подмосковья или Москвы, это вообще знаковое событие для России, потому что это сохраняет традицию. Это сохраняет нашу культуру. Это дает возможность, вот эту высочайшую планку, которая только и дает человеку развиваться. Понимать жизнь, да? Развивать свои чувства, эстетику. И если такой музей живет, и в него приходят люди, да, и есть внимание к фотографии, не только такие события, которые собирают большой пиар, большую прессу, как сейчас проводятся в Москве. Значит, она будет жить всегда. Значит, это всем нам большой подарок. Поэтому я отношусь к сегодняшнему событию как к значимому празднику именно музея фотографии. И я ему многие лета желаю.
RadioBlago: Результатом научной деятельности сотрудников музея стал справочник о российских фотографах за 100-летний период существования фотографического изображения: с 1830-го по 1930-й год. В трех томах издания под редакцией Попова собрано около 16 тысяч статей о фотографах, работавших в России.
Кроме того при поддержке Музея были выпущены книги известного советского публициста, фотокорреспондента журнала «Огонек» Льва Шерстенникова. В двухтомном издании «Остались за кадром» он подробно рассказывает о своих коллегах, военных и гражданских фотографах. Готовят к изданию новые альбомы и каталоги, но об этом мы расскажем уже в других программах «Время культуры».
Напоследок предлагаем вашему вниманию напутствие попечителя музея, настоятельницы Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря Игуменьи Ксении Зайцевой.
Игумения Ксения (Зайцева): Милостью Божьей существование музея открывает нам чудо в фотографии, потому что мы спешим, мы не успеваем, мы не видим мир. И это особое, можно сказать, напряжение времени, которое стирает в нас вот это восприятие созерцанием. И вот эти замечательные люди, которые не проходят мимо красоты, а оставляют эти мгновения, чтобы нас вернуть к красоте жизни, мы им сугубо благодарны. Благодарны всем фотографам, благодарны художникам. Особенно мне хочется поблагодарить удивительного, задорного веселого человека Михаила Ивановича Голосовского, Галину Николаевну Лукьянову. Потому что с его инициативного импульса, можно сказать, и с его великой поддержки начался Музей Российской Фотографии.
Мы благодарим всех, кто принимает участие в работе музея, и всех, кто создает то, что является его наполнением — прекрасные работы художников и фотографов.
RadioBlago: Оставить заявку на посещение основной экспозиции можно на официальном сайте Музея Российской Фотографии по адресу www.mrf.museumart.ru. Контактный телефон: +7 (496) 612-13-86 и еще раз: +7 (496) 612-13-86.
Адрес музея: Коломна, Кремль, улица Исаева, 19. На этом программа «Время культуры» подошла к концу! До встречи в выставочном зале!