Время культуры
Время культуры

меню

Чакона Баха. Отсветы барокко

11595

Тема нашей сегодняшней программы «Чакона Баха - отсветы барокко». Речь пойдет об одном из самых известных произведений великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Выпуск подготовила и ведет заслуженный работник культуры, #музыковед Наталья Кочеткова.


Наталья Кочеткова: "Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя..." (И. Анненский)

Есть в череде прекраснейших творений те совершенные, которым нет цены. Чакона Баха в том ряду.

"Вначале — тишина, смешенье туч...

Но вот пронизывает бездну луч

И строит в хаосе свои пространства" (Г.Гессе «Игра в бисер»)


Потрясающая глубина трагического образа заключена в этой лаконично высказанной музыкальной мысли, в теме баховской Чаконы Ре-Минор для скрипки соло. Какая мощь! Она в величии сдержанности, в величии власти над собой. Это было присуще только старым мастерам. «Со временем искусство станет служить страстям», — с огорчением замечает в середине ХХ века Игумен Никон в письмах к духовным детям. Один из самых совершенных старых мастеров Иоганн Себастьян Бах. Другой немецкий композитор, второй половины XIX столетия Иоганас Брамс так выразил свое безмерное уважение к Баху: «Если бы вся музыкальная литература: Бетховен, Шуберт, Шуман, исчезла, это было бы крайне печально. Но если бы мы потеряли Баха, я был бы безутешен». Двадцать столетий, двадцать веков от Рождества Христова человечество соизмеряет свой путь эпохами. В искусстве — стилями и направлениями: классицизм, романтизм, импрессионизм, реализм во всех его разновидностях, модернизм... Эпоха Барокко — самая загадочная, таинственная, она же – стиль и направление. Поразительно! В искусстве ее можно обозначать с точностью до года: с 1601-го, от гамлетовского «порвалась веков связующая нить» до года смерти Баха в 1750-м. Эпоха, оборвавшейся не завершенной фугой Баха на тему хорала «Днесь пред престолом Твоим предстаю».


Барокко переводится — причудливый, странный, грандиозный. Так что же произошло? О чем это Гамлет «порвалася веков связующая нить»? XVII век — изобретение телескопа, еще изобретение микроскопа. Изобретения изменили картину мира, позволив человеку заглянуть и в макрокосмос и в микро мир.

«Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна» (Ломоносов).

Естественно, что заглянув, он содрогнулся. Человек почувствовал себя песчинкой малой в холодной бесконечной бездне Космоса, таким незащищенным! Единственное для него спасение — в союзе с Творцом Вселенной, в союзе с Богом! Вот оно! Вот почему великий мудрый Бах посвящает дар свой служению Богу. Не только в мессах и пассиоонах, в Магнификат, но также и в светских композициях. Ему приносит он свою музыку, единственное из искусств, принятое на небесах. В конце каждой сочиненной им пьесы, большой иль малой, последняя строка всегда благодарение Всевышнему. Каждое творение – Беседа с Богом. И для него это естественно как сама жизнь.


Торжественная выразительность барокко соткана из антиномий, из контрастов – телескоп и микроскоп, жизнь и смерть, прелюдия (вся изменчивость) и фуга (символ порядка). На антиномиях основана и Чакона. По сути и по форме. Чакона Баха не придворный танец, каким она была в Испании XVI века и не церемониал во Франции конца XVII. В Чаконе Баха мир его эпохи, мир барокко, необозримый и трагический, да-да, трагический. Чакона музыкальный символ смерти. И в том незыблемая истина, неоспоримая и общепризнанная. «Что верно? Смерть одна!», — восклицает Герман в «Пиковой даме» Чайковского. Скорбно патетический образ воплощен в теме Чаконы, в рельефном речитативе первых четырех тактов, в мелодии по-речевому выразительной.


Бах уведет ее в басовый голос, где она будет повторяться, и повторяться неизменно, станет Basso ostinato, исполнив назначение бесконечного возвращения на круги своя. Жестокая недвижность смерти. Другой пласт музыкальной ткани воплощает образ постоянной изменчивости. Вечное движение жизни. Так возникает форма вариации на Basso ostinato. Их вариаций будет 32. И это даст возможность Баху запечатлеть в огромном диапазоне мир впечатлений, переживаний, состояний души. Сосредоточенно значительных, величественных, мудрых, просветленных, порой изысканных и грациозных, сердечных, рассудительных – всех не перечесть. «Как чародей, Бах создает целый мир из одной единственной темы», – заключает Альберт Швейцер, лучший биограф композитора. Словно скорбь столкнулась с радостью и под конец они объединились в едином великом самоотречении. И мы невольно забываем, что эта баховская Чакона одна лишь часть, четвертая пьеса Второй сюиты для скрипки соло.


RadioBlago: Чакона в нашей передачи будет представлена в исполнении заслуженной артистки России Татьяны Гринденко. Запись была осуществлена в концертном зале Музея органической культуры в 2007 году.


Наталья Кочеткова: Каждое утро Иоганн Себастьян Бах поднимался по крутой винтовой лестнице под купол Томаскирхе в Лейпциге, садился за орган и, закрыв глаза, отрешившись от мирской суеты, начинал свой бесконечный диалог с Создателем.

«Там, над обломками эпох. С улыбкой на губах

ведут беседу Бах и Бог, Седые Бог и Бах» (Г. Семенов).


RadioBlago: На этом выпуск программы «Время культуры» подошел к концу! До встречи в концертном зале и в эфире радио Благо! Все выпуски нашей программы можно послушать и прочитать на сайте www.radioblago.ru в разделе «Время культуры».




Комментарии (1):
Олеся
+1 #
Чакона является пятой частью второй партиты И.С.Баха для скрипки соло ре-минор.

Добавить комментарий:
Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательные

Имя:
E-mail:
Комментарий: